И объяснении истории Древнего Востока
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных стран, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость – варварство – цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII – начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX – начале XX века плюрально-циклического подхода к истории под общим понятием «цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации» [21].
Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в 1766 году в работе «Разоблаченная древность...» французского инженера Буланже. «Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации» [28].
Сегодня существует сотни определений понятия «цивилизация», которые включают в себя и общие детализированные определения. Проанализировав многие из них, можно подчеркнуть, что цивилизация не сводится только к духовной сфере, она включает в себя и материальное производство, и общественную структуру, и политическую организацию. Но в центре исторического процесса всегда стоит человек с особенностями его сознания, сложными взаимоотношениями с обществом, а также само общество как саморазвивающаяся система.
Любая попытка дать общую трактовку данному понятию малоплодотворная, так как «цивилизация» принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые не поддаются однозначному определению. Называя такое разное количество общих признаков данного определения, исследователи исходят из значимых представлений тех или иных компонентов цивилизационной системы.
Мы рассмотрим один из важных на наш взгляд признаков Древневосточной цивилизации – культуру, так как данное понятие включает в себя практически все определения цивилизации.
Цивилизация и культура это понятия, относящиеся к общему стилю жизни народов. Любые попытки разделить культуру и цивилизацию были несостоятельны, напротив, укоренилось мнение, что цивилизация – это широкая культурная общность. Цивилизация представляет собой крупную группировку людей и обширный круг их культурной идентификации, определяющими элементами которой являются язык, история, религия, традиции, наука, искусство и т.д. Культура понимается как органическая совокупность общественных условий и способов создания, сохранения и распространения духовных и материальных ценностей. Культура есть то, что отличает человека от животного, она наследуется не генетически, а в процессе социализации. Культура существовала и на стадии первобытности, но только при переходе на более высокую стадию развития человеческих сообществ она превращается в мощный фактор становления цивилизации.
Культура охватывает создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций – все то, что составляет духовный мир общества и человека. Цивилизации – это особые типы культур значительных масс на обширных пространствах. Культура в каждый конкретный момент истории существует и развивается на основе сложного взаимодействия с культурой предыдущих поколений, а также взаимного обмена с соседними культурами. Чем больше компонентов и активнее обмен, тем богаче и жизнеспособнее культура. Готовность к восприятию чужих культурных достижений предохраняет от изоляции, которая приводит к вырождению культуры. Хотя цивилизация не сводима к духовному производству, все чаще именно культуру выделяют как самостоятельный и ведущий компонент социальной регуляции наряду с экономикой, общественной структурой и политикой.
Но слово «культура» употребляется и в узком смысле слова как сфера духовной жизни и творчества людей, как результат работы разума (знание, умение, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения, этические и эстетические представления). В сферу культуры мы включаем язык, письменность, религиозно-философские и правовые системы, науку, литературу, архитектуру, изобразительное искусство, театр, музыку и многое другое, что является результатом интеллектуального творчества [17].
Каковы же были предпосылки формирования культуры Древнего Востока?
Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур – это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства.
Первые цивилизации, которые сложились на Древнем Востоке, взяли на себя главные функции – создавать письменность и устои государства, вырабатывать условия совместного существования людей, различающихся по своему социальному и имущественному положению, этнической и профессиональной принадлежности. У них присутствовало некое ощущение новизны своего мира, отличающегося от мира первобытности. Отсюда и представление о несовместимости мира городской цивилизации и мира первозданной простоты, дикости.
Ещё одна группа предпосылок, которая оказала огромное влияние на формирование древних культур – это этнос, культовая общность и община. Существенное воздействие на складывание культуры в древности оказало государство. Оно в значительной степени определяло отношение человека к природе, к труду, к различным социальным группам, активно регламентировало не только материальное, но и духовное производство.
Важным достижением культуры народов, населявших Древний Восток, является изобретение, усовершенствование и распространение письменности: клинопись, иероглифика, древнейшая алфавитная система. Именно на Древнем Востоке появились первые школы, архивы, библиотеки. Письменность стала гарантом цивилизации, так как благодаря этому изобретению человечество обрело бессмертную память, способную хранить и передавать практически неограниченный объем информации.
Одним из самых существенных компонентов культуры является религия, представляющая собой особую форму общественного сознания. Она может принимать форму веры во всесильного бога или многочисленных богов, духов и другого рода сакральные силы. Так как религия – это особая форма и одна из самых ранних способов осмысления человеком окружающей действительности, определяемый складывающимся исторически обстоятельствами, это специфический тип социальной деятельности и система взглядов, данную деятельность регулирующих. Религия пронизывает мироощущение людей, регламентирует быт, определяет поведение в ответственные моменты жизни человека и общества в целом. Регуляция и ориентация человеческой психики осуществляется через ритуально-обрядовую практику. Она приобщает человека к коллективным устоявшимся ценностям, нормам и типам поведения. Безрелигиозных культур и цивилизаций история не знает.
Не случайно, что именно на Востоке сложились все мировые религии и философско-этические учения, во многом определившие судьбу конкретных цивилизаций: буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм, христианство и ислам. Религиозно-нравственные ценности определяют, в первую очередь, любую культуру, которая выступает как механизм, формирующий ту или иную цивилизацию, тот или иной тип человека и общества. Функции такого формирующего механизма культура выполняет благодаря трехуровневой структурной организации:
- идеологический или мировоззренческий уровень, дающий представление о космосе, мире богов и человека, их взаимоотношениях;
- ценностный уровень, на котором исходя из общих принципов, формируется система ценностей и предписывается, благодаря совокупности запретов и рекомендаций, определенная модель поведения;
- поведенческий уровень, на котором не предписывается модель поведения, а демонстрируются поступки героев, дающие пример для подражания.
Каждый из этих уровней связан с определенным видом источников. Мировоззренческий уровень представлен богатой мифологией народов Востока, каноническими религиозными текстами (Веды, Авеста, Ветхий завет и др.) и комментариями к ним. Ценностный уровень получает выражение в философско-этических учениях (например, учение Конфуция о «благородном муже» цюн-цзы) и дидактических сочинениях. Поведенческий уровень связан, прежде всего, с героическим эпосом, рыцарскими романами и т.д.
Каждая восточная культура, опираясь прежде всего на религиозно-философские системы, создавала определенный тип человека. Отличие людей разных цивилизаций – вот проявление человеческого фактора в глобальном масштабе. Поэтому в центре современной ориенталистики должно стоять изучение человека во всей сложности его духовного и материального мира, общества в системной взаимосвязи политики, экономики и культуры, официальной шкалы ценностей, народных верований, культов и ритуалов, сознательных и подсознательных ментальных установок и доминант. В итоге каждая восточная цивилизация должна представать как макромасштабная социокультурная общность, имеющая свои принципы, организацию и динамику.
Народы Древнего Востока создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала большое влияние на мировую культуру. Древние писатели и поэты Востока обогатили мировую литературу интересными идеями и художественными образами. Такие гениальные произведения, как «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», Библия, священные Веды, Авеста, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», поэзия Калидасы и Цюй Юаня и в наши дни не утратили своей непреходящей ценности.
Хотя в рамках духовного производства древневосточных цивилизаций не произошло окончательного отделения науки от религии, учеными были сделаны важнейшие открытия и изобретения в области естественнонаучного знания, в технике и технологии, в познании окружающего мира. Особенно много сделали в этом отношении в Древнем Китае. Жителям Поднебесной в древности и средние века принадлежит около пятидесяти процентов всех крупных открытий и изобретений: порох, шелк, компас, книгопечатание, и многое другое. Больших успехов добились египетские медики, вавилонские астрономы, индийские и китайские математики. В области философии индийскими и китайскими мыслителями были разработаны все основные направления и созданы знаменитые школы: конфуцианство, даосизм, веданта, йога. Следует признать, что до начала нового времени как естественные, так и социальные науки в восточных обществах существенно обгоняли научные достижения Европы.
В области скульптуры и живописи, несмотря на давление религиозного канона, искусствоведы Древнего Востока создали замечательные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства (скульптурный портрет Нефертити, Ниневийская умирающая львица, пещерные фрески Аджанты и мн. др.).
Огромные материальные и людские ресурсы, накопленные в рамках древневосточных цивилизаций и государств, создали необходимые условия для развертывания монументального строительства. Архитектура и изобразительное искусство использовались как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Гигантские постройки во многих странах поражали воображение как древних, так и современных людей. Это дошедшие до наших дней великие пирамиды и храмы Египта, зиккураты и дворцы Месопотамии, урартские крепости и Великая китайская стена. Все эти постройки свидетельствуют об огромных возможностях древних цивилизаций, о таланте и больших знаниях их создателей. Недаром учёные, писатели относят монументальную архитектуру Древнего Востока к главным признакам цивилизации. На наш взгляд, этот признак не является самостоятельным, а входит как составной элемент в общую сумму великих культурных достижений в сфере духовного производства.
Можно сказать, что в древности произошла подлинная культурная революция, величайшими достижениями которой стали письменность, отделение умственного труда от физического и создание первых шедевров. Восточные цивилизации не стояли на месте, но это не линейно-прогрессивный процесс, а циклично-поступательное движение по спирали. Здесь преобладало бережное сохранение традиционных ценностей, господство канона, совершенствование уже существующих образцов. Несмотря на относительную замедленность исторического процесса, страны Востока достигли высокого социально-экономического, политического, культурного уровня цивилизации, а передовые центры, особенно Месопотамия, оказали огромное влияние на соседей. В середине II тыс. до н.э. на Ближнем Востоке установились тесные контакты, а в I тыс. до н.э. сложилась система тесно связанных стран, т.е. было создано определенное единство древневосточного мира [17].