Тема 7. особенности управления акциями (долями) хозяйственных обществ, с государственным участием
Государство как акционер
Гражданский Кодекс РФ от 21 октября 1994 г. и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” определяет, что коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.
Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером в следующих ситуациях (рис. 1).
Ситуации, когда государство становиться акционером |
при приватизации государственных и муниципальных предприятий |
при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством |
при учреждении акционерных обществ самим государством |
Рисунок 1 – Ситуации, когда государство становится акционером
Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Акционерные общества имеют ряд преимуществ:
- во-первых, акционерное общество является наилучшей организационно-правовой формой для аккумулирования и целенаправленного использования капиталов значительного числа лиц;
- во-вторых, акционерное общество ограничивает риск потерь акционера размерами его вклада в уставный капитал общества;
- в-третьих, доли участия в акционерном обществе воплощаются в ценные бумаги - акции, которые могут широко использоваться в обращении.
Акционер участвует, в том числе и в управлении акционерным обществом.
Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:
- акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований реализовать на рынке пакет акций для полной или частичной приватизации акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;
- форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;
- акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенций органов управления юридического лица (предприятия).
По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп.
Таблица 1 – Группы акционерных обществ
Наименование группы | Признак |
Акционерные общества | 100% капитала принадлежит государству |
Акционерные общества | Государству принадлежит контрольный пакет акций |
Акционерные общества | Государству принадлежит «золотая акция» |
Акционерные общества | Государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция) |
Акционерные общества | Государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%) |
В зависимости от величины пакета акций государство может включать все возможные формы взаимодействия с акционерным обществом: от участия в голосовании на общем собрании акционеров до прямого воздействия на финансово-хозяйственную деятельность соответствующего предприятия через представителей государства в Совете директоров акционерного общества.
Действующее законодательство об акционерных обществах дает государству, как акционеру, следующие права:
Таблица 2 – Права акционеров
Доли в уставном капитале (%) | Права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об акционерных обществах (АО) |
≥1 | Право требовать получения из реестра акционеров данных об именах (наименованиях) зарегистрированных в реестре лиц с указанием количества, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг. |
≥2 | Право предложить кандидатуру в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию АО, а также внести мотивированные предложения в повестку дня общего собрания акционеров. |
≥10 | Право требовать проведения внеочередного собрания акционеров. |
≥30 | Право обеспечить кворум для легитимного проведения общего собрания повторного созыва. |
≥50 | Право обеспечить кворум для проведения общего собрания первичного созыва, утвердить путем голосования на общем собрании финансовый отчет АО и размер дивидендов (не выше предложенного Советом директоров), избрать большинство Совета директоров (следовательно, провести свою кандидатуру на должность председателя Совета директоров и генерального директора), утвердить решение Совета директоров о проведении дополнительных эмиссий, в том числе с целью консолидации или дробления акций, а также увеличении уставного капитала АО после государственной регистрации размещения объявленных акций или увеличения номинала акций, одобрить проведение крупных сделок по приобретению или отчуждению имущества (от 25 до 50 % балансовой стоимости активов АО по единогласному предварительному решению Совета директоров). |
≥75 | Право утвердить путем голосования на общем собрании внесение изменений в Устав АО (следовательно, провести решения по изменению структуры, полномочий и сроков переизбрания органов управления АО), утвердить решение Совета директоров об увеличении уставного капитала АО и изменении его структуры, одобрить проведение крупных сделок по приобретению или отчуждению имущества (от 25 до 50 % балансовой стоимости активов АО), принять решение о реорганизации или ликвидации АО. |
«золотая акция» | Право вето при принятии общим собранием решения о внесении изменений и дополнений в Устав АО, о реорганизации и ликвидации АО, об изменении уставного капитала, о заключении крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность. |
Характер управления государственным пакетом акций непосредственно зависит от размеров этого пакета:
1) Обладая контрольным пакетом акций, государство может контролировать предприятие неопределенно долго, так как оно имеет потенциальную возможность в любое время получить адекватную отдачу на сделанные капиталовложения. Управление со стороны государства в этом случае может быть очень активным и детально регламентированным.
2) Если государство имеет в собственности крупный, но не контрольный пакет акций предприятия, это позволяет – быть представленным в Совете директоров (наблюдательном совете) компании.
3) Обладание мелким пакетом акций позволяет отнести государство к категории миноритарных акционеров, которые не могут быть представлены в Совете директоров или других органах управления предприятия. Интерес государства - возможность получать, пользуясь правами миноритарного акционера, подробную информацию о деятельности предприятия, а также представительская функция государства – субъекта, способного эффективно отстаивать права миноритарных акционеров.
Согласно Федеральному закону от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Правительство РФ, органы власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов РФ в управлении открытыми акционерными обществами (специальное право «золотая акция»).
Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества.
Специальное право «золотая акция» предполагает следующие механизмы воздействия органов власти на акционерные общества с государственным участием в капитале:
- Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации, принявшие решение об использовании специального права, назначают соответственно своего представителя.
- Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей государства.
- Представители государства имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
- Представители государства, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
· о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;
· о реорганизации открытого акционерного общества;
· о ликвидации открытого акционерного общества;
· об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
· о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
- Представители государства, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров общества.
Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно органами государственной власти, принявшими решение об использовании специального права («золотой акции»). Специальное право («золотая акция») не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
Причины низкой эффективности управления государственными пакетами акций акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий носят как объективный, так и субъективный характер:
· слабый контроль за деятельностью представителей государства в акционерных обществах со стороны органа исполнительной власти, от которого назначен тот или иной представитель государства;
· отсутствие материальной заинтересованности государственных служащих в этой работе, поскольку, по сути, она является дополнительной служебной нагрузкой при исполнении ими, в полном объеме, своих функций по основному месту работы;
· представители государства не несут персональной ответственности за свою деятельность.
В этой связи одними из важнейших направлений совершенствования управления пакетами акций являются:
- Привлечение специализированных управляющих компаний с использованием правового механизма доверительного управления собственностью.
- Формирование инвестиционных фондов в целях управления слабо ликвидными государственными пакетами акций.
- Создание холдинговых компаний для управления предприятиями, деятельность которых направлена на выпуск продукции в одном рыночном сегменте, а также перспективных в отношении интеграции производственных и хозяйственных связей.
Для справки: Минфин России планирует в ближайшее время инвестировать средства фонда национального благосостояния (ФНБ) в корпоративные ценные бумаги.
На 1 октября 2013 г. - ФНБ составляет 2,8 трлн. руб., в т.ч.: 27,58 млрд. долларов США; 24,09 млрд. евро; 4,38 млрд. фунтов стерлингов; 474,02 млрд. руб. и еще $6,25 млрд на депозите Внешэкономбанка.
Сегодня, средства ФНБ через валютные счета ЦБ вложены в иностранные госбумаги, а также лежат на депозитах Внешэкономбанка и приносят низкую доходность. С 15 января по 30 сентября 2013 г. доход от размещения ФНБ на валютных счетах в ЦБ составил 0,5%; средства, размещенные во Внешэкономбанке, принесли около 4,7%.
Предлагается что средства можно инвестировать только в бумаги публичных компаний. Если компания российская, ее акции должны входить в перечень бумаг, используемых для расчетов индексов ММВБ и РТС. Если иностранная — то в перечень, используемый для расчета MSCI World Index и FTSE All-World Index.
Следовательно, это голубые фишки, ценные бумаги госкомпаний Газпром, Сбербанк, Роснефть, ВТБ и др.