В теории права и юридической практике успешно применяются следующие критерии или внешние признаки нормативности: 1) на-


правленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не какого-либо конкретного отношения; 2) неперсо-нифицированность (неконкретность) адресата нормы; 3) неопреде­ленность числа случаев, на которых рассчитано действие нормы.

Норма права всегда направлена на регулирование какого-либо типа или вида общественных отношений, а не индивидуально-кон­кретных отношений. Под видом общественных отношений понима­ется связь, которая возникает между гражданами, иными лицами в той или иной сфере их предметно-практической деятельности: эко­номике, политике, культуре, здравоохранении, образовании и т.д. На­пример, отдельный вид общественных отношений образуют отно­шения, возникающие из договора купли-продажи, аренды, перевоз­ки, отношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на труд, образование, пользование достижениями культу­ры. Как уже говорилось ранее, норма права закрепляет наиболее важ­ное, необходимое, главное, что характеризует соответствующий вид или тип отношений. Индивидуальные же предписания, исходящие от государственных и должностных лиц, всегда направлены на зак­репление, развитие конкретных отношений между индивидуально-определенными лицами (конкретными организациями, государ­ственными органами, гражданами, должностными лицами).

Коль скоро норма права регулирует тип или вид общественных отношений, то субъекты этих отношений в норме права определя­ются абстрактно, с помощью таких общих понятий, как граждане, предприятия, организации, государственные органы, работники, студенты, ветераны войны, военнообязанные и др. Если предписа­ние, содержащееся в нормативно-правовом акте, касается конкрет­ного физического или юридического лица, то такое предписание имеет значение лишь для конкретного отношения и скорее всего не является нормативным. Однако из этого правила имеется одно ис­ключение.

Являются нормативными предписания, которые конкретным предприятиям, организациям, учреждениям устанавливают какие-либо льготы, преимущества, особый режим деятельности в отли­чие от общеустановленного, закрепленного действующим законо­дательством порядка. Так, вышеупомянутое распоряжение Прави­тельства РФ о передаче в Сихотэ-Алинский заповедник земель лесного фонда лесхоза « Мельничный» является нормативным. Оно устанавливает особый режим названных земель, который должен неукоснительно соблюдаться при пользовании ими. Разрешение







Правительства РФ приватизировать предприятие «Степная геоло­го-разведывательная экспедиция» никаких льгот и преимуществ ему не предоставляет и, следовательно, не обладает свойством норма­тивности.

К числу нормативных относятся все предписания, которыми ус­танавливается правовой статус конкретных предприятий, организа­ций, учреждений, а также компетенция государственных органов и органов местного самоуправления либо должностных лиц. Это, на­пример, уставы юридических лиц, положения о конкретных феде­ральных (центральных) органах исполнительной власти, о конкрет­ных органах местного самоуправления и др.

Нормативный характер всех таких предписаний выражается в том, что в них определен индивидуально лишь один субъект правоотно­шений. В то же время субъекты, с которыми конкретное юридичес­кое лицо или государственный орган, орган местного самоуправле­ния будут вступать в правоотношения, уставами или положениями неперсонифицированы. Кроме того, деятельность юридических лиц, государственных органов или органов местного самоуправления, осуществляемая в соответствии с их уставами или положениями, не исчерпывается вступлением названных субъектов в конкретные пра­воотношения.

Неопределенность числа случаев, на которые рассчитано действие предписания, является характерным признаком нормативности. Так, сколько бы ни заключалось в РФ договоров купли-продажи, это не влечет за собой утраты своего действия соответствующими нормами ГК РФ. Индивидуальное предписание всегда действует только отно­сительно предусмотренного им правоотношения и с его прекраще­нием утрачивает значение. Поэтому такие предписания не могут ис­пользоваться для разрешения других, хотя бы и сходных, правоотно­шений. Например, студент Петров, зачисленный в вуз приказом ректора, не может передать свое право на обучение какому-либо дру­гому лицу, своему родственнику или другу. Приказ оформляет обра­зовательные отношения вуза с конкретным лицом — Петровым, а для зачисления в вуз другого лица требуется издание дополнитель­ного приказа.

Критерий неопределенности числа случаев, на которые рассчи­тано действие нормы, может быть использован в отношении всех без какого-либо исключения нормативных предписаний, в том числе и так называемых предписаний однократного действия. К их числу, например, относятся предписания, которые отменяют другие нор-

мы права, вносят в них изменения или дополнения. На первый взгляд, они действуют один раз, когда предписывают внести соответствую­щие коррективы в действующие нормативно-правовые акты. Одна­ко это не так.

Как справедливо полагает И.С.Самощенко, не сохраняясь пози­тивно в самом праве, такие нормы постоянно живут в том порядке общественных отношений, который устанавливается с их помощью. Тем самым нормы, внесшие изменения, дополнения в действующие нормативно-правовые акты, действуют неопределенно-длительный срок для регулирования всех правоотношений, возникающих на ос­нове измененных, дополненных норм права.

Творческое применение изложенных критериев нормативности позволяет безошибочно отличать нормы права от ненормативных предписаний, избежать ошибок в выборе предписаний, которыми следует руководствоваться в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Важное значение в реализации регулятивной функции норм пра­ва имеют также ее свойства формальной определенности и ясности. Благодаря этим свойствам обеспечивается усвоение, правильное по­нимание действующих норм права гражданами и иными лицами.

Формальная определенность нормы права прежде всего означает факт закрепления ее содержания письменным документом (норма­тивно-правовым актом), принятым компетентным органом государ­ства, должностным лицом или иным уполномоченным органом. Поэтому содержание нормы права является определенным, не до­пускающим споров относительно его текстуального изложения. Нор­ма права не может выступать регулятором общественных отноше­ний, если она содержится в проектах нормативно-правовых актов, не принятых компетентным органом. Формальная определенность нормы права отличает ее от норм морали, обычаев, которые суще­ствуют только в народном сознании и не имеют каких-либо офици­ально закрепляющих их источников.

Формальная определенность норм права имеет и другое значе­ние, как их способность содержать точные и четкие положения, тре­бования относительно регулируемых общественных отношений, ус­ловий действия нормы права, санкций, применяемых к ее наруши­телям. Формальная определенность, таким образом, означает такую определенность содержания нормы права, которая обеспечивает ее регулятивное действие во всех возникающих на основе этой нормы правоотношениях.



Формальная определенность является необходимым и полезным свойством норм права в той мере, в какой это требуется для эффек­тивного действия нормы. Однако стремление правотворческого орга­на чрезмерно детализировать содержание нормы права, формализо­вать ее действие приводит к неоправданному сужению свободы субъектов конкретных правоотношений, порождает ситуации, кото­рые с точки зрения права выглядят формально верно, а по существу допускают извращение самого смысла, духа правовой нормы.

Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нор­мативно-правовом акте таким образом, чтобы была доступна для понимания всеми заинтересованными лицами. При этом полностью исключаются положения, допускающие двусмысленное толкование, вроде анекдотической фразы «казнить нельзя миловать», не имею­щей запятой.

Ясность содержания нормы права достигается простотой изложе­ния текста нормативно-правового акта, широким использованием общеизвестных терминов литературного языка и минимальным при­менением специальных юридических и иных научных терминов и понятий. Однако стремление к чрезмерной упрощенности текста нормативно-правового акта может стать причиной недостаточной точности формально определенных положений. При этом язык из­ложения должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, либо пунктуационных, либо лексических, орфографических и синтакси­ческих норм современного литературного языка создают дополни­тельные затруднения в процессе уяснения содержания правовой нор­мы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований.

Таким образом,норма права понимается как установленное госу­дарственными органами или должностными лицами властное предпи­сание, обладающее свойствами нормативности, формальной определен­ности и ясности.

Структура нормы права

Норма права, будучи относительно самостоятельным явлением, имеет собственное содержание, которое определенным образом орга­низовано, соединено в единое целое. Способы взаимосвязи отдель­ных компонентов содержания в целостное образование понимаются

как структура. Набор составных частей нормы права и способы их взаимосвязи соответствуют ее назначению как регулятора обществен­ных отношений. В своей совокупности элементы нормы закрепляют все те требования, свойства, которые обеспечивают реальное действие этой нормы, ее воплощение в конкретных правоотношениях.

В юридической литературе наиболее распространенным являет­ся взгляд, согласно которому структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Под гипотезой понимается та часть нормы права, которая указыва­ет на условия, при которых эта норма может быть реализована в конк­ретных правоотношениях.

Любая норма права может быть реализована в конкретных отно­шениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных в ее гипотезе. Это могут быть события, независимые от воли человека и иных лиц (стихийные бедствия, болезнь, возраст, течение времени и др.), либо волевые действия человека и иных лиц (заключенный договор, составленное завещание, поданное в ком­петентный орган государства заявление, причиненный другому лицу имущественный вред и др.).

Например, согласно ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими сред­ствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, мо­жет быть ограничен судом в дееспособности. Таким образом, изло­женная норма может применяться при одновременном наличии двух условий: 1) злоупотребления гражданина спиртными напитками или наркотическими средствами; 2) связанного с таким злоупотреблени­ем тяжелого материального положения семьи. Никакие иные жиз­ненные обстоятельства не имеют значения для ограничения дееспо­собности гражданина по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

В зависимости от числа оснований, с которыми связывается реа­лизация нормы права в конкретных отношениях, гипотезы бывают простыми, сложными или альтернативными.

Гипотеза называется простой, если в ней указано одно жизненное обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается возможность реализации нормы права в конкретном правоотноше­нии. Гипотеза, в которой называется два и более обстоятельств-усло­вий реализации нормы в конкретных отношениях, является слож­ной. Гипотеза, в которой реализация нормы в конкретных отноше­ниях ставится в зависимость от одного или нескольких закрепленных ею жизненных обстоятельств, называется альтернативной.

Примером альтернативной гипотезы может служить гипотеза нор­мы, закрепленной ст. 242 ГК РФ. Согласно этой статье реквизиция имущества может проводиться в случаях стихийных бедствий, ава­рий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Таким образом, для применения данной нормы достаточно возникновения какого-либо одного из обстоя­тельств, названных в ст. 242 ГК РФ.

Под диспозицией нормы права понимается та ее часть, которая со­держит само правило поведения, т.е. формулирует права и обязанности участников конкретных правоотношений. Диспозиция составляет ос­нову, ядро нормы права, поскольку излагает непосредственно требо­вания, положения, которым должны следовать участники конкрет­ных правоотношений.

Так, диспозицией нормы права, закрепленной ч. 2 ст. 240 ГК РФ, является положение о том, что собственнику культурных ценностей возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом.

Диспозиция нормы права всегда содержит конкретное, предпи­сываемое участникам правоотношений возможное или обязательное поведение. При этом используются два способа закрепления такого поведения: представительно-обязывающий и запретительный.

Суть представительно-обязывающего способа изложения диспо­зиций состоит в том, что диспозиция предоставляет гражданам, иным лицам определенные права: право на труд, на материальное обеспе­чение в старости, на создание коммерческих предприятий, на откры­тие счета в банках, на получение заработной платы, право собствен­ности и др. Вопрос о возможности и целесообразности реализации предоставленных прав решается гражданином, иным лицом само­стоятельно, без какого-либо принуждения. При этом оказывается, что большинство таких прав могут быть реализованы действиями других лиц, которые в конкретном правоотношении выступают обя­занной стороной.

Так, право гражданина на материальное обеспечение в старости обеспечивается органами социального обеспечения, которые дей­ствующим законодательством обязуются назначить и выплачивать пенсию. Праву работника на получение заработной платы соответ­ствует обязанность работодателя своевременно выплачивать заработ­ную плату.

Чтобы обеспечить реальное действие прав, в диспозиции устанав­ливаются обязанности соответствующих лиц принимать необходи-

Мые меры по реализации этих прав. Поэтому диспозиция по своему содержанию является представительно-обязывающей. Она одним лицам предоставляет права и одновременно обязывает других лиц совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.

Разновидностью представительно-обязывающих диспозиций яв­ляются диспозиции, которые закрепляют права, реализуемые соб­ственными действиями уполномоченных лиц. Например, авторское право может возникнуть только у лиц, самостоятельно создавших ли­тературное произведение, подготовивших диссертацию, сочинивших музыку. В такого рода правоотношениях, на первый взгляд, отпадает надобность в действиях какой-либо другой обязанной стороны. Од­нако эта сторона существует реально. В этом качестве выступает каж­дый член общества и общество в целом, а также государство и его орга­ны, на которых возлагается обязанность не препятствовать субъекту реализовывать предоставленное ему право, а также свободно пользо­ваться, владеть и распоряжаться созданными произведениями.

Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав. Они устанавливают только обязанность граждан, иных лиц воздерживать­ся от совершения запрещенных действий. Запретительные диспози­ции содержатся по преимуществу в нормах уголовного и администра­тивного законодательства, устанавливающих ответственность за со­вершение преступлений и административных проступков. Так, диспозиция ст. 158 УК РФ запрещает совершать кражу, т.е. тайное по­хищение чужого имущества. Диспозиция ст. 41 Кодекса РСФСР об ад­министративных правонарушениях содержит запрет на нарушение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда.

Специфика норм с запретительными диспозициями состоит в том, что с их помощью государство не осуществляет позитивного регулиро­вания общественных отношений, не предписывает гражданам и иным лицам совершения определенных действий, а устанавливает запрет, «табу» на действия, признаваемые опасными для общества и государ­ства. В отличие от представительно-обязывающих норм запреты явля­ются безусловными и подлежат неукоснительному соблюдению под страхом уголовного или административного наказания. При этом зап­рет действует вне конкретных правоотношений. Конкретное правоох­ранительное отношение возникает лишь в случае нарушения запрета.

Санкция правовой нормы представляет собой такую ее часть, кото­рая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения этой нормы права.





Санкция — третий и последний элемент нормы права. В ней вы­ражается негативное отношение государства и общества к лицам, не соблюдающим действующие нормы права и пытающимся собствен­ный интерес противопоставить интересу, закрепленному в праве. С помощью санкций негативное отношение к правонарушителям вы­ражается двумя способами: восстановлением нарушенного права и применением штрафных, карательных мер.

Благодаря правовосстановительным санкциям полностью устра­няются или минимизируются негативные последствия совершенно­го правонарушения: отменяется нормативно-правовой акт, наруша­ющий права человека или противоречащий федеральным законам, незаконно уволенный человек восстанавливается на работе, при этом ему выплачивается заработная плата в полном размере за период вынужденного прогула, пострадавшему от кражи возвращаются по­хищенные вещи либо возмещается их стоимость.

Штрафные или карательные санкции применяются к нарушите­лям соответствующей нормы права. Перечень таких мер исчерпыва­ющим образом закрепляется санкцией нормы права. В числе этих мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения мо­жет, в частности, предусматриваться штраф, выговор, предупрежде­ние, взыскание материального ущерба, конфискация имущества, административный арест на срок до 15 суток, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение сво­боды и смертная казнь. Санкция правовой нормы, таким образом, повышает действенность правовой нормы, создает дополнительные стимулы для ее реализации в конкретных правоотношениях.

Изложенное свидетельствует о том, что норма права в совокуп­ности составляющих ее элементов выступает единым целостным об­разованием. Гипотеза обеспечивает применение диспозиции тем, что определяет условия, при которых диспозиция может быть воплоще­на в конкретных отношениях. Санкция определяется содержанием диспозиции, значимостью ее прав и обязанностей в системе обще­ственных отношений и ценностей, и в свою очередь санкция высту­пает действенным средством перевода диспозиции на уровень конк­ретных прав и обязанностей и практической деятельности. Только при наличии всех трех элементов властное государственное веление образует качественно новое явление — правовую норму. При отсут­ствии хотя бы одного элемента властное веление может рассматри­ваться лишь как часть правовой нормы либо положение ненорма­тивного характера.

Понимание нормы права как образования, состоящего из гипо­тезы, диспозиции, санкции имеет принципиально важное значение для правотворческой, правоприменительной деятельности государ­ства и процессов реализации норм права в конкретных правоотно­шениях. Благодаря трехэлементному составу юридической нормы обеспечивается полное и системное определение всех требований, необходимых гражданам и иным лицам для возникновения, измене­ния или прекращения конкретных отношений. В свою очередь чет­кие ориентиры получает и правотворческий орган. Зная структуру нормы права, он стремится дать системное регулирование обществен­ных отношений, устанавливает связь и необходимые согласования между ее гипотезой, диспозицией и санкцией с тем, чтобы обеспе­чить неукоснительную реализацию нормативных установлений в ре­альной жизни.

Наши рекомендации