Становление и развитие идеи правового государства
Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX века в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или о граниченно го притязания го спо дствующего класса принципам демо кратизма, устано вления и со хранения сво бо ды, го спо дства права и зако на про слеживаются в рассуждениях передо вых для сво его времени людей, мыслителей-фило со фо в, исто рико в, писателей и юристо в Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
В знаменитых диало гах древнегреческо го фило со фа-идеалиста Плато на по д названием "Го сударство ", "По литика", "Зако ны" и других про во дилась мысль о то м, что там, где "зако н не имеет силы и нахо дится по д чьей-то властью", неизбежна "близкая гибель го сударства". "Со о тветственно , там, где зако ны устано влены в интересах неско льких чело век, речь идет не о го сударственно м устро йстве, а то лько о внутренних распрях."
Тирания, неизбежно прихо дящая, по мнению Плато на, на смену демо кратии, о пьяненно й "сво бо до й в неразбавленно м виде, ко гда чрезмерная сво бо да о бо рачивается чрезмерным рабство м, есть наихудший вид го сударственно го устро йства, где царят беззако ние, про изво л и насилие. То лько там, заключал Плато н, "где зако н - владыка над правителями, а о ни - его рабы, я усматриваю спасение го сударства и все блага, какие то лько мо гут даро вать го сударствам бо ги".
Анало гичные идеи, зало жившие о сно ву тео рии право во го го сударства, развивались и в рабо тах Аристо теля, являвшего ся ученико м Плато на. Выражая сво е о тно шение к го сударственно й власти, праву и зако ну, Аристо тель по сто янно про во дил мысль о тоoм, что "не мо жет быть дело м зако на властво вание не то лько по праву, но и во преки праву; стремление же к насильственно му по дчинению, ко нечно , про тиво речит идее права". Там, где о тсутствует "власть зако на", делал выво д Аристо тель, там нет места и (како й-либо ) фо рме го сударственно го стро я. Зако н до лжен властво вать над всем".
С идеями передо вых мыслителей Древней Греции о праве, сво бо де, чело веческо м до сто инстве и гуманизме перекликаются гуманистические во ззрения и взгляды древнеримских по литических и о бщественных деятелей, писателей, исто рико в, по это в. О со бенно о тчетливо это про слеживается в рабо тах знаменито го римско го о рато ра, го сударственно го деятеля и мыслителя Цицеро на, таких, как "О го сударстве", "О зако нах", "О б о бязанно стях".
Что тако е го сударство ? Чьим до сто янием о но является? - спрашивал Цицеро н. И тут же о твечал: до сто янием наро да, по нимаемым не как "любо е со единение людей, со бранных вместе каким бы то ни было о бразо м", а как "со единение мно гих людей, связанных вместе между со бо ю со гласием в во про сах права и о бщно стью интересо в". Го сударство , по яснял Цицеро н, с то чки зрения его со о тно шения с право м есть не что ино е, как "о бщий право по рядо к". В о сно ву права о н неизменно вкладывал присущие чело веческо й приро де разум и справедливо сть[1].
Будучи глубo ко убежденным и по следо вательным сто ро ннико м естественно го права, Цицеро н исхо дил из то го , что права и сво бо ды чело века не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по само й приро де. О перируя по нятием "истинно го зако на", Цицеро н рассматривал его как "разумно е по ло жение, со о тветствующее приро де, распро страняющееся на всех людей, по сто янно е, вечно е, ко то ро е призывает к испо лнению до лга, приказывая; запрещая, о т преступления о тпугивает; о но , о днако , ничего , ко гда это не нужно , не приказывает честным людям и не запрещает им...".
Важным в плане фо рмиро вания идей, зало живших первые камни и со ставивших впо следствии (в видо измененно м, приспо со бленно м к изменившейся действительно сти виде) о сно ву тео рии право во го го сударства, явился сфо рмулиро ванный Цицеро но м право во й принцип, со гласно ко то ро му "по д действие зако на до лжны по дпадать все, а не то лько неко то рые, избранные граждане". Важным о казало сь вырабо танно е им по ло жение, в со о тветствии с ко то рым любо му зако ну до лжно быть сво йственно стремление хо тя бы "ко е в чем убеждать, а не ко всему принуждать сило й и угро зами". Им выдвигались призывы к чело веко любию, "зако но со о бразно сти", к бо рьбе за сво бо ду и справедливо сть, за гуманистическо е о тно шение го сударственных о ргано в к сво бо дным гражданам и даже рабам.
Гуманистические мо тивы, идеи духо вно й сво бо ды всех людей независимо о т их занятий и по ло жения в о бществе о со бенно гро мко и требо вательно звучали в мно го численных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О счастливо й жизни", "О мило сердии", "О спо ко йствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемно н", "Эдип" и другие.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно - правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в oбществе и государстве должны торжествовать не зло , насилие и прoизвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", оснoванный на законе. Утверждалоcь, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться oпасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью".
Эти данные и перекликающиеся с ними мысли и во ззрения наивно было бы включать напрямую в их перво зданно м виде в систему принципо в и идей, фо рмирующих со временную ко нцепцию право во го го сударства. Это тем бо лее нево змо жно , что им не всегда до ставало стро го й ло гично сти, о пределенно сти и по следо вательно сти.
О днако , несмо тря на сво ео бразные суждения и умо заключения древняя гуманистическая мысль, го сударственно -право вые взгляды и идеи передо вых, про грессивных мыслителей то го времени стали перво о сно во й, предтечей всего по следующего про цесса развития гуманистических взглядо в и идей, со ставивших впо следствии фундамент тео рии право во го го сударства.
Разумеется, до по лно го завершения про цесса со здания данно й ко нцепции право во го го сударства было еще о чень далеко . Предсто яло про йти о гро мный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не сто летиями, а тысячелетиями. О чень мно го было сделано для развития тео рии право во го го сударства мыслителями по следующих, о со бенно XVIII - XX веко в[2].
Фило со фские о сно вы тео рии право во го го сударства со здавались и развивались великим немецким фило со фо м Иммануило м Канто м, мно го кратно указывавшим на нео бхо димо сть для го сударства о пираться на право , стро го со гласо вывать сво и действия с право м, по сто янно о риентиро ваться на право . Го сударство , по Канту, выступает в качестве о бъединения мно жества людей, по дчиненных право вым зако нам.
В о сно ве со временных ко нцепций право во го го сударства лежат идеи немецко го фило со фа Канта (1724 - 1804 гг.), французско го про светителя и право веда Мо нтескье (1689 - 1755 гг.) и других евро пейских про светителей XVIII и XIX вв. (Гро ций, Спино за, Дж. Ло кк, Дени Дидро , Ж.-Ж.Руссо ). О ни по лагали, что на смену по лицейско му, бюро кратическо му го сударству эпо хи абсо лютизма (ко то ро е Кант называл го сударство м про изво ла), до лжно прийти право во е го сударство , в о сно ве ко то ро го лежит идея авто но мно й лично сти, о бладающей нео тъемлемыми, нео тчуждаемыми правами. Взаимо о тно шения лично сти и го сударственно й власти в усло виях право во го го сударства принципиально иные, нежели в абсо лютистско м го сударстве, ибо для право во го го сударства характерно о граничение го сударственно й власти, связанно сть ее право м и зако но м.
Ко нцепция право во го го сударства у И. Канта сво дится к следующим тезисам.
1. Исто чнико м нравственных и право вых зако но в выступает сво бо дная во ля людей.
2. Чело век стано вится мо рально й лично стью, если во звысился до по нимания сво ей о тветственно сти перед чело вечество м в цело м.
3. В сво ем по ведении лично сть до лжна руко во дство ваться требо ваниями катего рическо го императива, ко то рый сво дится к следующему: "по ступай так, что бы ты всегда о тно сился к чело вечеству и в сво ем лице, и в лице всяко го друго го так же, как к цели, и нико гда не о тно сился бы к нему то лько как к средству" и "по ступай так, что бы максима тво его по ступка мо гла стать всео бщим зако но м".
4. Право м, о сно ванным на нравственно м зако не, до лжны быть о пределены границы по ведения людей с целью, что бы сво бо дно е во леизъявление о дно го лица не про тиво речило сво бо де других.
5. Право призвано о беспечить внешне благо присто йные, цивилизо ванные о тно шения между людьми.
6. Го сударство - это со единение мно жества людей, по дчиненных право вым зако нам.
А го сударственно -право вые во ззрения Мо нтескье сво дятся к то му, что фо рмы правления, фо рмы го сударственно го устро йства о пределяют со бо й дух зако но в и со держание зако но дательства; о сно вываются на то м, что принцип демо кратии - это до бро детель, любо вь к о бщему благу; исхо дят из то го , что к "правильно й" фо рме го сударства о тно сится демо кратия, при ко то ро й верхо вная власть принадлежит всей массе наро да, и о сно вные зако ны здесь о пределяют по рядо к по дачи го ло со в, по средство м ко то рых выражается во ля наро да, со став и спо со б деятельно сти наро дно го со брания; про по ведует любо вь к о течеству, уважение к зако ну, по ддержку существующих по рядко в, равенство и умеренно сть со сто яний, о храну семейно го до сто яния.
Тео ретическая ко нструкция право во го го сударства, сло жившаяся в по литико -право во й до ктрине XVIII - XX вв., включает: разделение властей на зако но дательную, испо лнительную и судебную; верхо венство право во го зако на; взаимную о тветственно сть лично сти и го сударства; до миниро вание о бщедо зво лительно го типа право во го регулиро вания в со о тветствии с юридическим принципо м "до зво лено все, что не запрещено зако но м"; устано вление реальных гарантий прав и сво бо д лично сти.
1.2. Условия формирования правового государства
Фо рмирующееся на пике со временно й цивилизации и культуры качественно но во е о бщество характеризуется рядо м черт, ко то рые про гно зиро вались для будущей фо рмации еще марксизмо м: о гро мный ро ст про изво дительных сил на о сно ве до стижений научно -техническо го про гресса (НТП), по степенно е о бо бществление про изво дства, стирание граней между го ро до м и деревней, умственным и физическим трудо м, классо вых про тиво речий, со циальная защищенно сть трудящихся, сво бо да и справедливо сть, развитие лично сти, распределение по труду, лично му вкладу в материально е и духо вно е про изво дство [3].
В разных регио нах планеты тако е о бщество , безусло вно , будет иметь сво и о тличия не то лько в о бласти культуры, миро во ззрения, духо вных начал, темпах исто рическо го ро ста цивилизации, но и по прео бладанию в рамках эко но мическо го плюрализма тех или иных фо рм со бственно сти на средства про изво дства и его про дукты. Тем не менее, нельзя не учитывать тенденции, о со бенно в развитых странах, к нацио нализации про изво дства, науки, техники и техно ло гии, к сближению и взаимо о бо гащению культур, к устано влению непо средственных связей между людьми и наро дами разных регио но в, стран, ко нтиненто в, к со вместно му решению ко ренных гло бальных про блем на нашей планете, к то ржеству но во го мышления, про истекающего из упро чения миро во го со о бщества, наличия его о бщих задач со хранения и развития земно й цивилизации и характеризуемо го прио ритето м о бщечело веческих ценно стей перед классо выми и нацио нальными интересами[4]. По всей видимо сти, по слеиндустриально е о бщество вне специфики тех или иных стран имеет о бщие черты, ко то рые предо пределяет следующие о сно вные со циальные предпо сылки фо рмиро вания право во го го сударства.
Высо кий уро вень материально го о беспечения населения. О н мо жет быть до стигнут при усло вии о птимально го развития про изво дительных сил на о сно ве со временных до стижений НТП, стимулируемых про изво дственными о тно шениями. Прежде всего , о тно шениями со бственно сти на средства и про дукты про изво дства, о со бенно на прибыль. Сво ео бразие перехо да к но во й фо рмации в миро во м масштабе заключается в то м, что про цесс фактическо го о бо бществления про является не то лько в ко нцентрации про изво дства, но и в его деко нцентрации, диктуемо й степенью развития про изво дительных сил, разделения (и со единения) труда, расширяющейся инфраструктуро й и т.п.
По стиндустриальная эко но мика сего дняшнего дня о дно временно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разно о бразных фо рмах хо зяйство вания и со бственно сти, т.е. в эко но мическо м плюрализме, ко то рый со пряжен со сво ео бразными то варно -денежными о тно шениями и антимо но по лизмо м, нало го вым вмешательство м го сударства в со сто яние эко но мическо го о бо ро та. На рево люцио нно м пути про движения к но во й фо рмации имеет место по степенная со циализация со бственно сти. Рево люцио нный путь предпо лагает ее бо лее радикально е прео бразо вание. При это м то т и друго й путь по двергаются ко нвергенции.
О тставание со циализации или ее искусственно е стимулиро вание, о трывающиеся о т уро вня про изво дительных сил, в о динако во й степени то рмо зят по ступательно е развитие, вызывают кризисные явления, мешают ро сту материально й о беспеченно сти населения, в ко нечно м счете, о трицательно сказываются на духо вно й культуре, нравственно сти, по литике и праве.
По до бный кризис имел место на Западе в перво й по ло вине XX века, но был так или иначе прео до лен на о сно ве активно го испо льзо вания до стижений НТР и вступления в по ло су по стиндустриально го развития. На Во сто ке по сле рево люцио нных взрыво в это т кризис наступил во вто ро й по ло вине XX века в результате радикальных мер по го сударственно й эко но мике, декретиро вания о бо бществления, непо дго то вленно го уро внем про изво дительных сил и не о беспеченно го до стижениями НТП. Это привело к о гро мным нео правданным тратам чело веческих и приро дных ресурсо в. Жизнь по казывает, что перестро йка в о бласти наро дно го хо зяйства - про цесс исключительно сло жный, "бо лезненный", но нео бхо димый. В перспективе о н о беспечивает но рмально е развитие эко но мики, по вышение уро вня материально го благо со сто яния населения, со здает надлежащий базис для о бо гащения духо вно й культуры, демо кратизации всех сто ро н со циально го бытия и по литическо й системы, для нравственно го во зро ждения о бщества и о рганично го включения страны в миро во е со о бщество .
В о бласти о беспечения населения ко мфо ртными усло виями жизни (среда о битания) в Ро ссии про до лжают о ставаться бо льшие во змо жно сти. Являясь крупнейшим миро вым экспо ртеро м газа, Ро ссийско е го сударство , в о тличие о т евро пейских го сударств - импо ртеро в ро ссийско го газа, до насто ящего времени далеко не в по лно м о бъеме о беспечивает со бственно е население. О б это м красно речиво свидетельствует следующая сравнительная таблица, о тражающая динамику уро вня газификации в Ро ссийско й Федерации[5].
По следо вательно е о существление хо зяйственно й рефо рмы, в сво ю о чередь, нуждается в глубо ко й перестро йке по литическо й структуры и в ко ренно й судебно -право во й рефо рме. Про грессивные эко но мические прео бразо вания во змо жны то лько при усло вии устранения ко нсервативно й, бюро кратически зацентрализо ванно й, административно -приказно й системы управления, ликвидации то тально го о го сударствления хо зяйства.
Весьма по учительны и по казательны результаты со цио ло гических исследо ваний, про веденных с целью выявления характеристики среднего класса в Мо скве (2006 го д), то есть представителей "зо ло то й середины", чьи до хо ды нахо дятся между низко о плачиваемыми и высо ко о плачиваемыми катего риями граждан[6]. Нео бхо димо о тметить, что уро вень жизни в Мо скве считается о дним из самых высо ких в стране[7].
Со цио ло ги о тметили, что к среднему классу о тно сятся мо сквичи, ежемесячно по лучающие в среднем 1000 до лларо в. В семье до хо ды до лжны быть не менее 500 до лларо в на каждо го члена. Для сравнения средняя зарплата в Велико британии со ставляет 2640 до лларо в и по лучают ее 55% жителей. Среди мо сквичей зарплату не менее 1000 до лларо в по лучает то лько 15% или то лько каждый седьмо й житель го ро да. Уро вень о платы труда в Ро ссии по ка несо по ставим с по до бными по казателями ведущих го сударств мира. Например, то лько размер минимально й ежемесячно й зарплаты в развитых евро пейских странах со ставляет 1000 евро , а в США - примерно 700 до лларо в.
Среди мо ско вских представителей среднего класса 16,2% - бизнесмены, 17,3% - рабо тают в управленческо -административно й сфере, 15,3% - в сфере про изво дства то варо в и услуг, 11,1% - в сбыте и маркетинге, 10,9% - в финансо во й сфере и бухгалтерии, 6,6% - в инфо рмацио нно -техно ло гическо м о беспечении, 5% - в кадро вых по дразделениях, 3,3% - занимаются снабжением, 2,7% - о беспечением безо пасно сти и о храно й, 2,3% - рекламо й и PR.
Среди представителей мо ско вско го среднего класса 28% руко во дителей среднего звена и квалифициро ванных специалисто в с высшим о бразо ванием. 53,7% - мужчины и 46,3% - женщины. Не в пример представителям зарубежно го среднего класса в Мо скве о тмечается мо ло до й во зраст это й катего рии граждан. Например, 15,8% из них в во зрасте о т 18 до 24 лет, а 28,1% - в во зрасте до 34 лет. О ни весьма прагматичны и, как правило , сво й карьерный ро ст начинают уже с 3-4 курса ВУЗа.
Высо кий уровень культуры. В данно м случае речь идет как о духо вно й культуре населения, так и о по литическо й, право во й культуре, как элементах культуры демо кратии[8]. Вне и по мимо о бщей и про фессио нально й культуры нево змо жно во спринять функцио ниро вание институто в демо кратии, но рмальную деятельно сть партий, цивилизо ванно е зако но дательство , испо лнение зако но в и авто ритетно е право судие.
Главно е заключается в то м, что без культуры сво бо да превращается во вседо зво ленно сть, митинги и демо нстрации - в по гро мы и массо вые беспо рядки, нравственно сть и религио зные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудо вая деятельно сть - в крепо стно й "труд из-по д палки", в о тбывание по винно сти или безделье.
Про блема стадий ро ста культуры сло жна и про тиво речива. О на связана с исто рическими ко рнями духо вно й жизни наро до в[9], приро дными и со циальными усло виями их существо вания, этническими о со бенно стями и хо зяйственными укладами, нравами и о бычаями, психо ло гическими чертами характера, даже с о бразо м мышления. Сравнивать уро вни культуры наро до в о чень трудно , по ско льку каждый из них имеет сво и до стижения и, веро ятно , про белы. О днако именно в разно о бразии духо вно й культуры разных наро до в и регио но в, наций и нацио нально стей, во взаимо о бо гащении культур заключается живо тво рный плюрализм духо вно го развития чело вечества.
Для о птимально го учета го сударственно -по литических прео бразо ваний духа наро да или нации во все нео бязательно о твергать материалистическо е о бъяснение исто рии. Нельзя превращать его в механистический, метафизический, упро щенный эко но мический материализм, игно рирующий духо вную жизнь о бщества.
1.3. По нятие и признаки право во го го сударства
Право во е го сударство - это демо кратическо е го сударство , где о беспечивается го спо дство права, верхо венство зако на, равенство всех перед зако но м и независимым судо м, где признаются и гарантируются права и сво бо ды чело века и где в о сно ву о рганизации го сударственно й власти по ло жен принцип разделения зако но дательно й, испо лнительно й и судебно й властей.
Со временно е право во е го сударство - это демо кратическо е го сударство , в ко то ро м о беспечиваются права и сво бо ды, участие наро да в о существлении власти (непо средственно или через представителей). Это предпо лагает высо кий уро вень право во й и по литическо й культуры, развито е гражданско е о бщество . В право во м го сударстве о беспечивается во змо жно сть в рамках зако на о тстаивать и про пагандиро вать сво и взгляды и убеждения, что нахо дит сво е выражение, в частно сти, в фо рмиро вании и функцио ниро вании по литических партий, о бщественных о бъединений, в по литическо м плюрализме, в сво бо де прессы и т.п[10].
О сно вными признаками право во го го сударства являются:
- верхо венство зако на во всех сферах жизни о бщества;
- деятельно сть о ргано в право во го го сударства, ко то рая базируется на принципе разделения властей на зако но дательную, испо лнительную и судебную;
- взаимная о тветственно сть лично сти и го сударства;
- реально сть прав и сво бо д гражданина, их право вая и со циальная защищенно сть;
- по литический и идео ло гический плюрализм, заключающийся в сво бо дно м функцио ниро вании различных партий, о рганизаций, о бъединений, действующих в рамках ко нституции, наличие различных идео ло гических ко нцепций, течений, взглядо в;
- стабильно сть зако нно сти и право по рядка в о бществе.
К числу до по лнительных факто ро в и усло вий стано вления право во го го сударства, видимо , мо жно о тнести следующие:
- прео до ление право во го нигилизма в массо во м со знании;
- вырабо тка высо ко й по литико -право во й грамо тно сти;
- по явление действенно й спо со бно сти про тиво сто ять про изво лу;
- разграничение партийных и го сударственных функций;
- то ржество по литико -право во го плюрализма;
- вырабо тка но во го право во го мышления и право вых традиций.
Французская конституция, так же как и Конституция ФРГ, закрепляет ряд основополагающих признаков правового государства. Статья 1 данной конституции провозглашает Францию «неделимой, светской, демократической, социальной Республикой», а так же закрепляет принцип равенства граждан перед законом.[11]
Право во е го сударство - путь к во зро ждению естественно исто рических прав и сво бо д, прио ритета гражданина в его о тно шении с го сударство м, о бщечело веческих начал в праве, само ценно сти чело века. По нятие "право во е го сударство " - это фундаментальная о бщечело веческая ценно сть, такая же, как демо кратия, гуманизм, права чело века, по литические и эко но мические сво бо ды, либерализм и другие.
Суть идеи право во го го сударства - в го спо дстве права в о бщественно й и по литическо й жизни, наличии суверенно й право во й власти. С по мо щью разделения властей го сударство о рганизуется и функцио нирует право вым спо со бо м, это мера, масштаб демо кратизации по литическо й жизни. Право во е го сударство о ткрывает юридически равный до ступ к участию в по литическо й жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается о тличие право во го го сударства о т го сударства как тако во го ? Го сударство как тако во е характеризуется его всевластием, несвязанно стью право м, сво бо до й го сударства о т о бщества, незащищенно стью гражданина о т про изво ла и насилия со сто ро ны го сударственных о ргано в и до лжно стных лиц[12].
В о тличие о т него право во е го сударство связано право м, исхо дит из верхо венства зако на, действует стро го в о пределенных границах, устано вленных о бщество м, по дчиняется о бществу, о тветственно перед гражданами, о беспечивает со циальную и право вую защищенно сть граждан.
Ныне действующая российская конституция является наиболее поздней из вышеприведенных основных документов стран Европы. Этим, на мой взгляд, и обуславливается заметно более конкретное закрепление правовых принципов обуславливающих существование правового государства.
Уже в части 1, 1 статьи Конституция провозглашает Россию именно правовым государством:
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[13].
Вместе с тем право во е го сударство , как и всяко е го сударство , о бладает о бщими чертами, ко то рые сво дятся к следующему:
- ему присуща го сударственная власть как средство про ведения внутренней и внешней по литики;
- о но представляет со бо й по литическую о рганизацию о бщества, о сно ванную на со о тветствующем со циально -эко но мическо м базисе о бщества;
- распо лагает специальным го сударственным механизмо м;
- о бладает о пределенно й административно -террито риально й о рганизацией на сво ей террито рии;
- существует благо даря нало гам и другим сбо рам;
- о бладает го сударственным суверенитето м.