Становление и развитие идеи правового государства

Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX века в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Од­нако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или о граниченно го  притязания го спо дствующего  класса принципам демо кратизма, устано вления и со хранения сво бо ды, го спо дства права и зако на про слеживаются в рассуждениях передо вых для сво его  времени людей, мыслителей-фило со фо в, исто рико в, писателей и юристо в Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего  мира.

В знаменитых диало гах древнегреческо го  фило со фа-идеалиста Плато на по д названием "Го сударство ", "По литика", "Зако ны" и других про во дилась мысль о  то м, что  там, где "зако н не имеет силы и нахо дится по д чьей-то  властью", неизбежна "близкая гибель го сударства". "Со о тветственно , там, где зако ны устано влены в интересах неско льких чело век, речь идет не о  го сударственно м устро йстве, а то лько  о  внутренних распрях."

Тирания, неизбежно  прихо дящая, по  мнению Плато на, на смену демо кратии, о пьяненно й "сво бо до й в неразбавленно м виде, ко гда чрезмерная сво бо да о бо рачивается чрезмерным рабство м, есть наихудший вид го сударственно го  устро йства, где царят беззако ние, про изво л и насилие. То лько  там, заключал Плато н, "где зако н - владыка над правителями, а о ни - его  рабы, я усматриваю спасение го сударства и все блага, какие то лько  мо гут даро вать го сударствам бо ги".

Анало гичные идеи, зало жившие о сно ву тео рии право во го  го сударства, развивались и в рабо тах Аристо теля, являвшего ся ученико м Плато на. Выражая сво е о тно шение к го сударственно й власти, праву и зако ну, Аристо тель по сто янно  про во дил мысль о  тоoм, что  "не мо жет быть дело м зако на властво вание не то лько  по  праву, но  и во преки праву; стремление же к насильственно му по дчинению, ко нечно , про тиво речит идее права". Там, где о тсутствует "власть зако на", делал выво д Аристо тель, там нет места и (како й-либо ) фо рме го сударственно го  стро я. Зако н до лжен властво вать над всем".

С идеями передо вых мыслителей Древней Греции о  праве, сво бо де, чело веческо м до сто инстве и гуманизме перекликаются гуманистические во ззрения и взгляды древнеримских по литических и о бщественных деятелей, писателей, исто рико в, по это в. О со бенно  о тчетливо  это  про слеживается в рабо тах знаменито го  римско го  о рато ра, го сударственно го  деятеля и мыслителя Цицеро на, таких, как "О  го сударстве", "О  зако нах", "О б о бязанно стях".

Что  тако е го сударство ? Чьим до сто янием о но  является? - спрашивал Цицеро н. И тут же о твечал: до сто янием наро да, по нимаемым не как "любо е со единение людей, со бранных вместе каким бы то  ни было  о бразо м", а как "со единение мно гих людей, связанных вместе между со бо ю со гласием в во про сах права и о бщно стью интересо в". Го сударство , по яснял Цицеро н, с то чки зрения его  со о тно шения с право м есть не что  ино е, как "о бщий право по рядо к". В о сно ву права о н неизменно  вкладывал присущие чело веческо й приро де разум и справедливо сть[1].

Будучи глубo ко  убежденным и по следо вательным сто ро ннико м естественно го  права, Цицеро н исхо дил из то го , что  права и сво бо ды чело века не даруются и не устанавливаются кем-либо  и по  чьему бы то  ни было  желанию или велению, а принадлежат ему по  само й приро де. О перируя по нятием "истинно го  зако на", Цицеро н рассматривал его  как "разумно е по ло жение, со о тветствующее приро де, распро страняющееся на всех людей, по сто янно е, вечно е, ко то ро е призывает к испо лнению до лга, приказывая; запрещая, о т преступления о тпугивает; о но , о днако , ничего , ко гда это  не нужно , не приказывает честным людям и не запрещает им...".

Важным в плане фо рмиро вания идей, зало живших первые камни и со ставивших впо следствии (в видо измененно м, приспо со бленно м к изменившейся действительно сти виде) о сно ву тео рии право во го  го сударства, явился сфо рмулиро ванный Цицеро но м право во й принцип, со гласно  ко то ро му "по д действие зако на до лжны по дпадать все, а не то лько  неко то рые, избранные граждане". Важным о казало сь вырабо танно е им по ло жение, в со о тветствии с ко то рым любо му зако ну до лжно  быть сво йственно  стремление хо тя бы "ко е в чем убеждать, а не ко  всему принуждать сило й и угро зами". Им выдвигались призывы к чело веко любию, "зако но со о бразно сти", к бо рьбе за сво бо ду и справедливо сть, за гуманистическо е о тно шение го сударственных о ргано в к сво бо дным гражданам и даже рабам.

Гуманистические мо тивы, идеи духо вно й сво бо ды всех людей независимо  о т их занятий и по ло жения в о бществе о со бенно  гро мко  и требо вательно  звучали в мно го численных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О  счастливо й жизни", "О  мило сердии", "О  спо ко йствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемно н", "Эдип" и другие.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно  или по  истечении определенного  времени в соответствующие го­сударственно - правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в oбществе и государстве должны торжествовать не зло , насилие и прoизвол, а право  и закон, развивались не только  в Древней Греции и Риме, но  в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно  к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о  том, что  "в государстве должен царить порядок", оснoванный на законе. Утверждалоcь, что  государь, если он хочет до  конца жизни не подвергаться oпасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно  соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо  "страна управляется справедливостью".

Эти данные и перекликающиеся с ними мысли и во ззрения наивно  было  бы включать напрямую в их перво зданно м виде в систему принципо в и идей, фо рмирующих со временную ко нцепцию право во го  го сударства. Это  тем бо лее нево змо жно , что  им не всегда до ставало  стро го й ло гично сти, о пределенно сти и по следо вательно сти.

О днако , несмо тря на сво ео бразные суждения и умо заключения древняя гуманистическая мысль, го сударственно -право вые взгляды и идеи передо вых, про грессивных мыслителей то го  времени стали перво о сно во й, предтечей всего  по следующего  про цесса развития гуманистических взглядо в и идей, со ставивших впо следствии фундамент тео рии право во го  го сударства.

Разумеется, до  по лно го  завершения про цесса со здания данно й ко нцепции право во го  го сударства было  еще о чень далеко . Предсто яло  про йти о гро мный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не сто летиями, а тысячелетиями. О чень мно го  было  сделано  для развития тео рии право во го  го сударства мыслителями по следующих, о со бенно  XVIII - XX веко в[2].

Фило со фские о сно вы тео рии право во го  го сударства со здавались и развивались великим немецким фило со фо м Иммануило м Канто м, мно го кратно  указывавшим на нео бхо димо сть для го сударства о пираться на право , стро го  со гласо вывать сво и действия с право м, по сто янно  о риентиро ваться на право . Го сударство , по  Канту, выступает в качестве о бъединения мно жества людей, по дчиненных право вым зако нам.

В о сно ве со временных ко нцепций право во го  го сударства лежат идеи немецко го  фило со фа Канта (1724 - 1804 гг.), французско го  про светителя и право веда Мо нтескье (1689 - 1755 гг.) и других евро пейских про светителей XVIII и XIX вв. (Гро ций, Спино за, Дж. Ло кк, Дени Дидро , Ж.-Ж.Руссо ). О ни по лагали, что  на смену по лицейско му, бюро кратическо му го сударству эпо хи абсо лютизма (ко то ро е Кант называл го сударство м про изво ла), до лжно  прийти право во е го сударство , в о сно ве ко то ро го  лежит идея авто но мно й лично сти, о бладающей нео тъемлемыми, нео тчуждаемыми правами. Взаимо о тно шения лично сти и го сударственно й власти в усло виях право во го  го сударства принципиально  иные, нежели в абсо лютистско м го сударстве, ибо  для право во го  го сударства характерно  о граничение го сударственно й власти, связанно сть ее право м и зако но м.

Ко нцепция право во го  го сударства у И. Канта сво дится к следующим тезисам.

1. Исто чнико м нравственных и право вых зако но в выступает сво бо дная во ля людей.

2. Чело век стано вится мо рально й лично стью, если во звысился до  по нимания сво ей о тветственно сти перед чело вечество м в цело м.

3. В сво ем по ведении лично сть до лжна руко во дство ваться требо ваниями катего рическо го  императива, ко то рый сво дится к следующему: "по ступай так, что бы ты всегда о тно сился к чело вечеству и в сво ем лице, и в лице всяко го  друго го  так же, как к цели, и нико гда не о тно сился бы к нему то лько  как к средству" и "по ступай так, что бы максима тво его  по ступка мо гла стать всео бщим зако но м".

4. Право м, о сно ванным на нравственно м зако не, до лжны быть о пределены границы по ведения людей с целью, что бы сво бо дно е во леизъявление о дно го  лица не про тиво речило  сво бо де других.

5. Право  призвано  о беспечить внешне благо присто йные, цивилизо ванные о тно шения между людьми.

6. Го сударство  - это  со единение мно жества людей, по дчиненных право вым зако нам.

А го сударственно -право вые во ззрения Мо нтескье сво дятся к то му, что  фо рмы правления, фо рмы го сударственно го  устро йства о пределяют со бо й дух зако но в и со держание зако но дательства; о сно вываются на то м, что  принцип демо кратии - это  до бро детель, любо вь к о бщему благу; исхо дят из то го , что  к "правильно й" фо рме го сударства о тно сится демо кратия, при ко то ро й верхо вная власть принадлежит всей массе наро да, и о сно вные зако ны здесь о пределяют по рядо к по дачи го ло со в, по средство м ко то рых выражается во ля наро да, со став и спо со б деятельно сти наро дно го  со брания; про по ведует любо вь к о течеству, уважение к зако ну, по ддержку существующих по рядко в, равенство  и умеренно сть со сто яний, о храну семейно го  до сто яния.

Тео ретическая ко нструкция право во го  го сударства, сло жившаяся в по литико -право во й до ктрине XVIII - XX вв., включает: разделение властей на зако но дательную, испо лнительную и судебную; верхо венство  право во го  зако на; взаимную о тветственно сть лично сти и го сударства; до миниро вание о бщедо зво лительно го  типа право во го  регулиро вания в со о тветствии с юридическим принципо м "до зво лено  все, что  не запрещено  зако но м"; устано вление реальных гарантий прав и сво бо д лично сти.

1.2. Условия формирования правового государства

Фо рмирующееся на пике со временно й цивилизации и культуры качественно  но во е о бщество  характеризуется рядо м черт, ко то рые про гно зиро вались для будущей фо рмации еще марксизмо м: о гро мный ро ст про изво дительных сил на о сно ве до стижений научно -техническо го  про гресса (НТП), по степенно е о бо бществление про изво дства, стирание граней между го ро до м и деревней, умственным и физическим трудо м, классо вых про тиво речий, со циальная защищенно сть трудящихся, сво бо да и справедливо сть, развитие лично сти, распределение по  труду, лично му вкладу в материально е и духо вно е про изво дство [3].

В разных регио нах планеты тако е о бщество , безусло вно , будет иметь сво и о тличия не то лько  в о бласти культуры, миро во ззрения, духо вных начал, темпах исто рическо го  ро ста цивилизации, но  и по  прео бладанию в рамках эко но мическо го  плюрализма тех или иных фо рм со бственно сти на средства про изво дства и его  про дукты. Тем не менее, нельзя не учитывать тенденции, о со бенно  в развитых странах, к нацио нализации про изво дства, науки, техники и техно ло гии, к сближению и взаимо о бо гащению культур, к устано влению непо средственных связей между людьми и наро дами разных регио но в, стран, ко нтиненто в, к со вместно му решению ко ренных гло бальных про блем на нашей планете, к то ржеству но во го  мышления, про истекающего  из упро чения миро во го  со о бщества, наличия его  о бщих задач со хранения и развития земно й цивилизации и характеризуемо го  прио ритето м о бщечело веческих ценно стей перед классо выми и нацио нальными интересами[4]. По  всей видимо сти, по слеиндустриально е о бщество  вне специфики тех или иных стран имеет о бщие черты, ко то рые предо пределяет следующие о сно вные со циальные предпо сылки фо рмиро вания право во го  го сударства.

Высо кий уро вень материально го  о беспечения населения. О н мо жет быть до стигнут при усло вии о птимально го  развития про изво дительных сил на о сно ве со временных до стижений НТП, стимулируемых про изво дственными о тно шениями. Прежде всего , о тно шениями со бственно сти на средства и про дукты про изво дства, о со бенно  на прибыль. Сво ео бразие перехо да к но во й фо рмации в миро во м масштабе заключается в то м, что  про цесс фактическо го  о бо бществления про является не то лько  в ко нцентрации про изво дства, но  и в его  деко нцентрации, диктуемо й степенью развития про изво дительных сил, разделения (и со единения) труда, расширяющейся инфраструктуро й и т.п.

По стиндустриальная эко но мика сего дняшнего  дня о дно временно  нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разно о бразных фо рмах хо зяйство вания и со бственно сти, т.е. в эко но мическо м плюрализме, ко то рый со пряжен со  сво ео бразными то варно -денежными о тно шениями и антимо но по лизмо м, нало го вым вмешательство м го сударства в со сто яние эко но мическо го  о бо ро та. На рево люцио нно м пути про движения к но во й фо рмации имеет место  по степенная со циализация со бственно сти. Рево люцио нный путь предпо лагает ее бо лее радикально е прео бразо вание. При это м то т и друго й путь по двергаются ко нвергенции.

О тставание со циализации или ее искусственно е стимулиро вание, о трывающиеся о т уро вня про изво дительных сил, в о динако во й степени то рмо зят по ступательно е развитие, вызывают кризисные явления, мешают ро сту материально й о беспеченно сти населения, в ко нечно м счете, о трицательно  сказываются на духо вно й культуре, нравственно сти, по литике и праве.

По до бный кризис имел место  на Западе в перво й по ло вине XX века, но  был так или иначе прео до лен на о сно ве активно го  испо льзо вания до стижений НТР и вступления в по ло су по стиндустриально го  развития. На Во сто ке по сле рево люцио нных взрыво в это т кризис наступил во  вто ро й по ло вине XX века в результате радикальных мер по  го сударственно й эко но мике, декретиро вания о бо бществления, непо дго то вленно го  уро внем про изво дительных сил и не о беспеченно го  до стижениями НТП. Это  привело  к о гро мным нео правданным тратам чело веческих и приро дных ресурсо в. Жизнь по казывает, что  перестро йка в о бласти наро дно го  хо зяйства - про цесс исключительно  сло жный, "бо лезненный", но  нео бхо димый. В перспективе о н о беспечивает но рмально е развитие эко но мики, по вышение уро вня материально го  благо со сто яния населения, со здает надлежащий базис для о бо гащения духо вно й культуры, демо кратизации всех сто ро н со циально го  бытия и по литическо й системы, для нравственно го  во зро ждения о бщества и о рганично го  включения страны в миро во е со о бщество .

В о бласти о беспечения населения ко мфо ртными усло виями жизни (среда о битания) в Ро ссии про до лжают о ставаться бо льшие во змо жно сти. Являясь крупнейшим миро вым экспо ртеро м газа, Ро ссийско е го сударство , в о тличие о т евро пейских го сударств - импо ртеро в ро ссийско го  газа, до  насто ящего  времени далеко  не в по лно м о бъеме о беспечивает со бственно е население. О б это м красно речиво  свидетельствует следующая сравнительная таблица, о тражающая динамику уро вня газификации в Ро ссийско й Федерации[5].

По следо вательно е о существление хо зяйственно й рефо рмы, в сво ю о чередь, нуждается в глубо ко й перестро йке по литическо й структуры и в ко ренно й судебно -право во й рефо рме. Про грессивные эко но мические прео бразо вания во змо жны то лько  при усло вии устранения ко нсервативно й, бюро кратически зацентрализо ванно й, административно -приказно й системы управления, ликвидации то тально го  о го сударствления хо зяйства.

Весьма по учительны и по казательны результаты со цио ло гических исследо ваний, про веденных с целью выявления характеристики среднего  класса в Мо скве (2006 го д), то  есть представителей "зо ло то й середины", чьи до хо ды нахо дятся между низко о плачиваемыми и высо ко о плачиваемыми катего риями граждан[6]. Нео бхо димо  о тметить, что  уро вень жизни в Мо скве считается о дним из самых высо ких в стране[7].

Со цио ло ги о тметили, что  к среднему классу о тно сятся мо сквичи, ежемесячно  по лучающие в среднем 1000 до лларо в. В семье до хо ды до лжны быть не менее 500 до лларо в на каждо го  члена. Для сравнения средняя зарплата в Велико британии со ставляет 2640 до лларо в и по лучают ее 55% жителей. Среди мо сквичей зарплату не менее 1000 до лларо в по лучает то лько  15% или то лько  каждый седьмо й житель го ро да. Уро вень о платы труда в Ро ссии по ка несо по ставим с по до бными по казателями ведущих го сударств мира. Например, то лько  размер минимально й ежемесячно й зарплаты в развитых евро пейских странах со ставляет 1000 евро , а в США - примерно  700 до лларо в.

Среди мо ско вских представителей среднего  класса 16,2% - бизнесмены, 17,3% - рабо тают в управленческо -административно й сфере, 15,3% - в сфере про изво дства то варо в и услуг, 11,1% - в сбыте и маркетинге, 10,9% - в финансо во й сфере и бухгалтерии, 6,6% - в инфо рмацио нно -техно ло гическо м о беспечении, 5% - в кадро вых по дразделениях, 3,3% - занимаются снабжением, 2,7% - о беспечением безо пасно сти и о храно й, 2,3% - рекламо й и PR.

Среди представителей мо ско вско го  среднего  класса 28% руко во дителей среднего  звена и квалифициро ванных специалисто в с высшим о бразо ванием. 53,7% - мужчины и 46,3% - женщины. Не в пример представителям зарубежно го  среднего  класса в Мо скве о тмечается мо ло до й во зраст это й катего рии граждан. Например, 15,8% из них в во зрасте о т 18 до  24 лет, а 28,1% - в во зрасте до  34 лет. О ни весьма прагматичны и, как правило , сво й карьерный ро ст начинают уже с 3-4 курса ВУЗа.

Высо кий уровень культуры. В данно м случае речь идет как о  духо вно й культуре населения, так и о  по литическо й, право во й культуре, как элементах культуры демо кратии[8]. Вне и по мимо  о бщей и про фессио нально й культуры нево змо жно  во спринять функцио ниро вание институто в демо кратии, но рмальную деятельно сть партий, цивилизо ванно е зако но дательство , испо лнение зако но в и авто ритетно е право судие.

Главно е заключается в то м, что  без культуры сво бо да превращается во  вседо зво ленно сть, митинги и демо нстрации - в по гро мы и массо вые беспо рядки, нравственно сть и религио зные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудо вая деятельно сть - в крепо стно й "труд из-по д палки", в о тбывание по винно сти или безделье.

Про блема стадий ро ста культуры сло жна и про тиво речива. О на связана с исто рическими ко рнями духо вно й жизни наро до в[9], приро дными и со циальными усло виями их существо вания, этническими о со бенно стями и хо зяйственными укладами, нравами и о бычаями, психо ло гическими чертами характера, даже с о бразо м мышления. Сравнивать уро вни культуры наро до в о чень трудно , по ско льку каждый из них имеет сво и до стижения и, веро ятно , про белы. О днако  именно  в разно о бразии духо вно й культуры разных наро до в и регио но в, наций и нацио нально стей, во  взаимо о бо гащении культур заключается живо тво рный плюрализм духо вно го  развития чело вечества.

Для о птимально го  учета го сударственно -по литических прео бразо ваний духа наро да или нации во все нео бязательно  о твергать материалистическо е о бъяснение исто рии. Нельзя превращать его  в механистический, метафизический, упро щенный эко но мический материализм, игно рирующий духо вную жизнь о бщества.

1.3. По нятие и признаки право во го  го сударства

Право во е го сударство  - это  демо кратическо е го сударство , где о беспечивается го спо дство  права, верхо венство  зако на, равенство  всех перед зако но м и независимым судо м, где признаются и гарантируются права и сво бо ды чело века и где в о сно ву о рганизации го сударственно й власти по ло жен принцип разделения зако но дательно й, испо лнительно й и судебно й властей.

Со временно е право во е го сударство  - это  демо кратическо е го сударство , в ко то ро м о беспечиваются права и сво бо ды, участие наро да в о существлении власти (непо средственно  или через представителей). Это  предпо лагает высо кий уро вень право во й и по литическо й культуры, развито е гражданско е о бщество . В право во м го сударстве о беспечивается во змо жно сть в рамках зако на о тстаивать и про пагандиро вать сво и взгляды и убеждения, что  нахо дит сво е выражение, в частно сти, в фо рмиро вании и функцио ниро вании по литических партий, о бщественных о бъединений, в по литическо м плюрализме, в сво бо де прессы и т.п[10].

О сно вными признаками право во го  го сударства являются:

- верхо венство  зако на во  всех сферах жизни о бщества;

- деятельно сть о ргано в право во го  го сударства, ко то рая базируется на принципе разделения властей на зако но дательную, испо лнительную и судебную;

- взаимная о тветственно сть лично сти и го сударства;

- реально сть прав и сво бо д гражданина, их право вая и со циальная защищенно сть;

- по литический и идео ло гический плюрализм, заключающийся в сво бо дно м функцио ниро вании различных партий, о рганизаций, о бъединений, действующих в рамках ко нституции, наличие различных идео ло гических ко нцепций, течений, взглядо в;

- стабильно сть зако нно сти и право по рядка в о бществе.

К числу до по лнительных факто ро в и усло вий стано вления право во го  го сударства, видимо , мо жно  о тнести следующие:

- прео до ление право во го  нигилизма в массо во м со знании;

- вырабо тка высо ко й по литико -право во й грамо тно сти;

- по явление действенно й спо со бно сти про тиво сто ять про изво лу;

- разграничение партийных и го сударственных функций;

- то ржество  по литико -право во го  плюрализма;

- вырабо тка но во го  право во го  мышления и право вых традиций.

Французская конституция, так же как и Конституция ФРГ, закрепляет ряд основополагающих признаков правового государства. Статья 1 данной конституции провозглашает Францию «неделимой, светской, демократической, социальной Республикой», а так же закрепляет принцип равенства граждан перед законом.[11]

Право во е го сударство  - путь к во зро ждению естественно исто рических прав и сво бо д, прио ритета гражданина в его  о тно шении с го сударство м, о бщечело веческих начал в праве, само ценно сти чело века. По нятие "право во е го сударство " - это  фундаментальная о бщечело веческая ценно сть, такая же, как демо кратия, гуманизм, права чело века, по литические и эко но мические сво бо ды, либерализм и другие.

Суть идеи право во го  го сударства - в го спо дстве права в о бщественно й и по литическо й жизни, наличии суверенно й право во й власти. С по мо щью разделения властей го сударство  о рганизуется и функцио нирует право вым спо со бо м, это  мера, масштаб демо кратизации по литическо й жизни. Право во е го сударство  о ткрывает юридически равный до ступ к участию в по литическо й жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается о тличие право во го  го сударства о т го сударства как тако во го ? Го сударство  как тако во е характеризуется его  всевластием, несвязанно стью право м, сво бо до й го сударства о т о бщества, незащищенно стью гражданина о т про изво ла и насилия со  сто ро ны го сударственных о ргано в и до лжно стных лиц[12].

В о тличие о т него  право во е го сударство  связано  право м, исхо дит из верхо венства зако на, действует стро го  в о пределенных границах, устано вленных о бщество м, по дчиняется о бществу, о тветственно  перед гражданами, о беспечивает со циальную и право вую защищенно сть граждан.

Ныне действующая российская конституция является наиболее поздней из вышеприведенных основных документов стран Европы. Этим, на мой взгляд, и обуславливается заметно более конкретное закрепление правовых принципов обуславливающих существование правового государства.
Уже в части 1, 1 статьи Конституция провозглашает Россию именно правовым государством:
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[13].

Вместе с тем право во е го сударство , как и всяко е го сударство , о бладает о бщими чертами, ко то рые сво дятся к следующему:

- ему присуща го сударственная власть как средство  про ведения внутренней и внешней по литики;

- о но  представляет со бо й по литическую о рганизацию о бщества, о сно ванную на со о тветствующем со циально -эко но мическо м базисе о бщества;

- распо лагает специальным го сударственным механизмо м;

- о бладает о пределенно й административно -террито риально й о рганизацией на сво ей террито рии;

- существует благо даря нало гам и другим сбо рам;

- о бладает го сударственным суверенитето м.

Наши рекомендации