Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства РФ
Лекция 4 ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопросы
Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства РФ
Государственное устройство и эволюция федерализма в Российской Федерации
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
Государственные символы Российской Федерации
Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства РФ
Конституционно-правовой статус Российской Федерации определен Конституцией РФ 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1991 г.
Раскрывая конституционно-правовой статус Российской Федерации, Конституция РФ устанавливает основные принципы федеративного устройства Российской Федерации, специфику территориального деления нашей страны и утверждает государственные символы Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на определенных базисных началах, определенных Конституцией РФ, таких как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и самоопределение народов страны (ч. 3 ст. 5).
В теории конституционного права такие базисные начала называются принципами.
Принцип (от лат. principium - основа, начало) представляет собой основное исходное положение, руководящую идею, основное правило деятельности.
К принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся:
- государственная целостность;
- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
- равноправие субъектов Федерации;
- единство системы государственной власти.
1. Принцип государственной целостности. Российская Федерация - единое государство со своим суверенитетом и территорией (ч. 3 ст. 5).
Принцип государственной целостности связан с концепцией суверенитета народа, который выражается в государственном суверенитете.
Суверенитет (от фр. - верховная власть) - верховенство и независимость власти как внутри страны, так и за ее пределами.
Суверенное государство имеет возможность в соответствии с установленной им самим процедурой, без вмешательства извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику.
Государственный суверенитет распространяется не только на внутренние и внешние дела, но и на всю территорию страны.
К территории Российской Федерации относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Также, в соответствии со ст. 67 Конституции РФ, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Суверенный характер государственной власти Конституция РФ признает только за Российской Федерацией, а не за ее субъектами. Целостность как принцип Российского федеративного государства означает: 1) его территория едина и неделима; 2) власть органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Федерации; 3) субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, так как не имеют права выхода из Федерации; 4) во внутренних делах и международном общении Россия координирует усилия субъектов РФ, но гарантирует самостоятельность и независимость в осуществлении их собственных полномочий; 5) Российская Федерация связана своим субъектным составом, определенным Конституцией РФ (ст. 65), который не может быть изменен в одностороннем порядке.
2. Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации.
Данный принцип, закрепленный в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5), устанавливает несколько понятий: "народ", "равноправие народов" и "самоопределение народов".
Народом называется совокупность людей, проживающих на определенной территории и являющихся гражданами данного государства.
Равноправие народов означает, что государство учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как мононациональными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях.
3. Принцип равноправия субъектов РФ. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ.
Под равноправием субъектов РФ следует понимать равенство субъектов РФ в правах по отношению друг к другу; они имеют один и тот же объем прав, т.е. равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
В теории конституционного права федерации подразделяются на "симметричные" и "асимметричные".
"Симметричная федерация" - это союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации.
"Асимметричной" является федерация, части которой имеют различный правовой статус.
4. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Принцип нашел свое отражение в ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ, которые устанавливают предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Компетенция Российской Федерации - это полномочия Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ее ведению.
Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий как самой Федерации, так и ее субъектов. Эта проблема является одной из самых серьезных и трудноразрешимых задач не только для Российской Федерации, но и для многих зарубежных федераций.
Поэтому Конституция РФ при закреплении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов исходит из принципа разграничения отдельных вопросов:
1) ведения Российской Федерации;
2) совместного ведения Федерации и ее субъектов;
3) ведения субъектов РФ. Субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации - это так называемые вопросы исключительного ведения субъектов РФ.
5. Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Единство системы означает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), построенное на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Все органы государственной власти должны образовываться в единообразном порядке, который определяется федеральным законодательством (например, выборы или назначение), и должны осуществлять единые полномочия. Представительный орган принимает законы, исполнительный - управляет хозяйственным и социально-культурным строительством и т.д.