Проблема адаптации детей с ОВЗ
Начинает с маленьких камушков»
Проект «На одной волне»
Конкурс детско-молодёжных социальных и медиапроектов
«Мой край – моё дело»
Номинация: «Социальные проекты: Я – гражданин России».
Тематика: «Мир равных отношений»
Авторы проекта
ДМОО «АктиV 24» - это общественная организация, функционирующая на базе школы № 24 г. Красноярска, реализующая социально полезные проекты, акции, мероприятия, а так же образовательные программы.
Организация создана с целью формирования и создания условий для всестороннего полного развития и воспитания человека и гражданина, а также удовлетворения его прав на объединение.
Объединение стремится повысить уровень социально-политической грамотности молодежи; наладить сотрудничество активной молодежи с государственными и негосударственными структурами;организовывать и проводить массовые мероприятия;привлекать общественность к социально-значимой деятельности.
Члены ДМОО «АктиV 24»– социально активная молодежь города Красноярска. Школьники небезразличные к проблемам общества и поддерживающие активную гражданскую позицию работают над социальными акциями и проектами, успешно реализующимися как на городском, так и на краевом уровне. Активисты постоянно участвуют и побеждают в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выездных школах и других мероприятиях. Члены организации неоднократно участвовали в тематических сменах Всероссийских детских центров «Океан» и «Орлёнок» на сменах: «Молодые лидеры России», «Медиапарад», «Время моих достижений», «Школа добра», «Школа молодого предпринимателя», «Школа молодого избирателя», «Вожатская академия», «Будущее в настоящем» и становились победителями на внутренних конкурсах смен.
«АктиV 24» тесно сотрудничает с молодежными объединениями Красноярска и Красноярского края такими как: «городской Школьный парламент» г. Красноярск, «Союз Молодежных Сил» г. Зеленогорск, Школа юных менеджеров «Перспектива» г. Сосновоборск, а также является базовой организацией «Краевого Школьного парламента» и коммерческими компаниями (филиал ОАО МТС в Красноярском крае и республике Хакасия, Сибирским филиалом ОАО Мегафон, сетью пиццерий Милано, магазина Надель и авиакомпанией Катекавиа).
Члены ДМОО «АктиV 24» представляли красноярский край на Первой межрегиональной ассамблеи детско-юношеских парламентов при государственной думе ФС РФ( г. Москва), на выездном заседании общественной палаты при ФС РФ(г. Новосибирск), на межрегиональной ассамблеи детско-юношеских парламентов в г. Томск . В 2011 г. «АктиV 24» вошел в десятку лучших детской общественных объединений Красноярского края (Краевая ассамблея «Мы вместе»).
Команда проекта состоит из учеников 8, 9, 10 и 11 класса МБОУ СОШ № 24
1. Мансурова Эльвира Вадимовна
2. Кузнецова Виктория Андреевна
3. Попова Ксения Игоревна
4. Хализова Ангелина Евгеньевна
5. Черемных Юрий Михайлович
Руководитель команды – Сухенко Роман Дмитриевич, студент 1 курса направления «Международные отношения» юридического института Сибирского Федерального Университета.
Выбор проблемы
В последние годы специалистами отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Поддержанию данной тенденции способствуют и некоторые проблемы системы образования, например недостаточный уровень развития ранней диагностики и коррекции нарушений развития у детей и ограничение доступности дошкольного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ограниченными возможностями здоровья, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации. Педагоги отмечают у своих учащихся недоразвитие навыков межличностного взаимодействия, недостаточную мобильность, что усугубляется неприятием их большинством детей с нормальным развитием.
С целью оптимизации процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае активно развивается практика интегрированного, обучения детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками. В образовательных учреждениях края наибольшее распространение получили такие формы интеграции, как комбинированная, частичная и временная.
Однако, некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья продолжают посещать специальные коррекционные образовательные учреждения или обучаться в домашних условиях, а значит, в той или иной мере, это отделяет их от полноценного взаимодействия с окружающим миром, лишает возможности полноценного творческого и социального развития.
Чтобы это компенсировать, необходимо принимать специальные меры по социальной интеграции детей, возможно, путем вовлечения детей в общественно-полезную деятельность, развития творческих навыков. Ведь ни для кого не секрет, что все это способствует развитию социальной адаптации не только у детей с ограниченными возможностями, но и у любых других социальных групп с различным уровнем физического и психологического развития.
К сожалению, мер предпринимаемых в этом направлении недостаточно для полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями. Соответственно, проблема, которая волнует нашу команду – это недостаточность мер, предпринимаемых для вовлечения детей с ограниченными возможностями в общественно-полезную и творческую деятельность, с целью повышения уровня социальной адаптации.
Прежде, чем приступить к реализации проекта, нам необходимо изучить методики вовлечения детей в общественно-полезную и творческую деятельность, проанализировать схожий опыт работы, провести анализ нормативно-правовой базы, а также разработать свой план реализации проекта.
Исследование
Проблема адаптации детей с ОВЗ
Адаптация (лат. adaptatio – приспособление) – термин, введенный в научный оборот физиологами в конце XVIII в.; в самом общем виде означает приспособляемость – способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды.
В рамках направления изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды. Начало этим исследованиям положили работы американского физиолога, доктора медицины У. Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX в. Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции – нападение и бегство. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.
Приблизительно два десятилетия спустя канадский физиолог Г. Селье начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома – определенного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований на животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов и т.п.), те же самые факторы вызывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма приспосабливаться к внешним условиям. Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже не важно, является ли фактор или ситуация, воздействующая на организм, приятными или неприятными, существенен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма.
Типы адаптации
Динамическая адаптация – приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги». Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором ребенка.
Социальная адаптация понимается как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения (так, проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением ребенка в детский сад, школу). Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.
Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации.