Историко-теоретический аспект закрепления презумпции невиновности в отечественном законодательстве советского периода
В юридической науке и практике большую роль играет юридическая техника, использование которой позволяет создать эффективно действующее законодательство[1].
К юридической технике принято относить такую категорию, как правовая презумпция.
Презумпция (от лат. praesumptio – предположение, ожидание, надежда) – предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность предположения не будет бесспорно доказана[2].
Наиболее распространенными правовыми презумпциями являются– презумпция знания закона, презумпция истинности нормативно-правового акта, презумпция невиновности.
Последняя из названных презумпций относится к общеправовым, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически стали правовыми принципами.
Презумпция невиновности–это один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, применяемых в доказывании.
Возникает вопрос, всегда ли принцип презумпции невиновности играл важную роль в судопроизводстве по уголовным делам в России и относился к общеправовым презумпциям.
В советский период нашего государства, принцип презумпции невиновности не признавался и отрицался руководством партии: «Допущение невиновности - вредная затея, она мешает эффективной борьбе с преступностью, сковывает действия наших славных чекистов и других верных защитников социалистического строя. Никакие презумпции невиновности нам не нужны, это все буржуазные выверты».
В 1958 году с трибуны Верховного Совета СССР депутат Б.С. Шарков (секретарь ЦК компартии Литвы) заявил: "Глубоко противоречат сущности советского социалистического права попытки внести в нашу теорию и практику обветшалые догмы буржуазного права вроде презумпции невиновности".
Однако, следует сказать о том, что юристы продолжали отстаивать теснейшую связь между записанным в Конституции 1936 г. правом обвиняемого на защиту и презумпцией невиновности. Тогда по велению Секретариата ЦК КПСС создали специальную комиссию из первых лиц правоохранительных органов (Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда СССР и др.), которой поручили разобраться, есть ли в советском уголовном процессе презумпция невиновности. Высокая комиссия ответить на этот вопрос не смогла, но на всякий случай постановила: дискуссия о презумпции невиновности прекратить как ненужную и вредную.
Летом 1977 года был опубликован для всенародного обсуждения проект новой Конституции СССР.
В статье 160 данного проекта закреплялось положение о том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом[3].
На сегодняшний день мы понимаем, что данное положение нельзя расценивать как прямое выражение презумпции невиновности, так как она не дает ответа на вопрос: можно или нельзя до вынесения судом приговора считать человека невиновным, но все же в ней была заключена главная идея презумпции невиновности: признать лицо виновным вправе только суд.
Опираясь на эту норму новой Конституции, Пленум Верховного Суда СССР в 1978 году принял широко известное постановление о праве обвиняемого на защиту[4] и презумпцию невиновности, которое делает честь любому цивилизованному правосудию, хотя в последний момент по указанию инструктора ЦК слова "презумпция невиновности" были из него выброшены.
Следует отметить, что данное постановление действует и по сегодняшний день.
В 1989 году демократически избранный парламент страны принял новые общесоюзные Основы законодательства о судоустройстве[5], в которых появилась специальная статья "Презумпция невиновности". В данной норме содержалась четкая формулировка этого принципа, раскрывающая его содержание.
В 1992 году были внесены поправки к Конституции РСФСР 1978 года, в результате которых презумпция невиновности была закреплена в Основном законе государства[6].
Статьей 172 Конституции РСФСР 1978 года закреплялось, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом[7].
Таким образом, в советском государстве презумпция невиновности как принцип, закрепленный в праве, отрицался, и законодательно сформировался лишь в самом конце этого периода, а именно с момента закрепления в конституции 1978 года данного принципа.
[1] Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – М.: Эксмо, 2011. – С. 373.
[2] Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
[3] Презумпция невиновности в советский период [Электронный ресурс] http://презумпцияневиновности.рф/статья/53/
[4] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16.06.1978 N 5 "О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту" // Бюллетень Верховного Суда СССР. - N 4. – 1978.
[5] Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве" (приняты ВС СССР 13.11.1989) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1989. - N 23. - ст. 441
[6]Презумпция невиновности в советский период [Электронный ресурс] http://презумпцияневиновности.рф/статья/53/
[7] Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.)// доступ через ИПО «Гарант»