Способы изложения норм права в юридических актах

Элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного и того же нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Существуют несколько способов изложения – прямой, когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая структура нормы совпадает со структурой статьи нпа.

Отсылочный способ – содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим родственным статьям того же нормативного акта (УК).

Бланкетный способ изложения – при этом устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правил вождения наказывается… (УК).

Вывод – норма права не тождественна статье закона.

Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или нескольких НПА.

Вопрос №42Классификация норм права.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Выделяют множество критериев для классификации правовых норм:

По предмету правового регулирования:

1 Гражданские

2 Конституционные

3 Уголовные и. т. п.

По характеру действия:

1 Нормы публичного права (конституционное, административное)

2 Нормы частного права (гражданское, семейное)

В зависимости от характера нормы:

1 Нормы материального права (уголовное, гражданское)

2 Нормы процессуального права (уголовной процесс, гражданский процесс)

По сфере действия:

1 Внутригосударственное право (Российское, Американское)

2 Региональные нормы (ЕС, СНГ)

3 Международные нормы публичного и частного права

По методу правового регулирования:

1 Императивные (публичное право)

2 Диспозитивные (частное право)

3 Поощрительные (в уголовном праве, чтобы срок долго не мотать нужно хорошо себя вести)

4 Рекомендательные (Резолюции ООН)

По способу правового регулирования:

1 Дозволения (управомачивающие)

2 Запрета

3 Обязывающие

4 Нормы стимулы

По юридической технике:

1 Учредительные (Конституция РФ)

2 Дефиниции (определения, догмы права)

3 Аксиомы

4 Фикции

5 Презумпции

6 Коллизионные

В зависимости от времени:

1 Постоянные

2 Временные

В зависимости от функциональной роли:

1 Исходные нормы – определяют основы правового регулирования общественных отношений.

2 Общие нормы – распространяющиеся на все или большую часть институтов определенной отрасли права.

3 Специальные нормы – относятся к отдельным институтам, детализируют общие нормы.

Вопрос №43Источники права.

Существует два значения понятия источник права: 1) то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права; 2) то, где содержатся нормы права.

Источник (форма выражения) права- это, та особая специфическая форма, в которую облекаются нормы права.

Виды:

1 Нормативно-правовой акт - это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

2 Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

3 Правовой прецедент (судебный, административный, юридический) - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

4 Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения

5 Доктрина или юридическая наука - различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

6 Правосознание - совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Е. Л. Поцелуев выделяет правосознание – во время революции.

7 Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

8 Общие принципы права - исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.

9 Религиозные воззрения - это правила поведения, изложенные религиозной книгой.

10 Правовая доктрина

11 Деловое обыкновение

Вопрос №44Нормативный правовой акт: понятие, виды. Юридическая техника нормативного правового акта.

Нормативный правовой акт– это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера , постоянного действия направленный на многократное применение.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы - о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

Обыкновенные законы различаются по отраслям. Выделяют кодифицированные законы - кодексы (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.).

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства - правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Таким образом, выделяют следующую классификацию нормативных правовых актов:

По юридической силе:

Законы

Подзаконные акты

По сфере действия:

Внешнего действия

Внутреннего действия

По издающим их органам:

Исполнительной власти

Законодательной власти

Акты судебных органов

Акты прокуратуры

Локальные акты

Вопрос №45 Правовой обычай как форма права.

Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям. Должен обязательно быть санкционирован государством. Изначально характеризуется как не противоречащий морали, разумный, устойчивый в народном сознании.

Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.

Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

В последнее время во второй половине 20 века появляется так называемый быстрый обычай. Его отличает менее продолжительный срок применения. Например, когда советский союз запустил в космос спутник земли, то все признали право запускать искусственные тела на орбиту, пролетая над чужой территории.

Или, например движение неприсоединения, развернувшееся в 50-60 гг. 20 века, развивающиеся государства приняли решение о не вступлении в отношения биполярного мира.

Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-си­лового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следу­ет ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулиро­вать отношения до и вместе с юридическими нормами.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юриди­ческих обязательных правил поведения государств в тех вновь появляю­щихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим ис­точником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматрива­ется в доктрине международного права, имеет мало общего с представле­ниями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внут­ренних, национальных системах права19. И с теоретической, и с практи­ческой точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосу­дарственной практике.

Вопрос №46Юридический прецедент.

Правовой прецедент представляет собой такое решение госу­дарственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помо­щью может быть подтвержден или объяснен какой-либо анало­гичный факт или обстоятельство.

Прецедент может быть как судебным, так и административ­ным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых об­стоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшест­вующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

Как форма (источник) права, юридический прецедент полу­чил наиболее широкое распространение в англо-американской правовой системе, где он имеет силу законода­тельного акта. В Англии, однако, право носит дуалистический характер, например статут, может отменить прецедент, но прецедент не может отменить статут. Высший суд в Англии не связан своими собственными прецедентами. Однако в Англии большая свобода судейского усмотрения. В США верховный суд тоже не связан своими прецедентами. Прецедент здесь играет вспомогательную роль.

В России с юридической точки зрении судебный прецедент и судебная практика не является источником права, так как суд – не правотворческий орган. Однако суды присвоили себе такую функцию, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руково­дящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкрет­ных юридических споров всеми нижестоящими судебными орга­нами.

Вопрос №47Нормативный договор: понятие, виды.

Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза.

Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы, указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.

Для понимания нормативного договора необходимо привести классификацию таких договоров:

По территории действия:

Внутригосударственные

Международные

По предмету правового регулирования:

Дипломатические договоры в международном праве.

В гражданском праве

В трудовом праве между профсоюзами и органами федеральной власти или органами власти субъектов.

В конституционном праве между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий.

Вопрос №48Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить не­сколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу одновременно на территорииРФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также ор­ганизаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Госдумой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, всту­пают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномочен­ным на то органом;

3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

4) Изменение обстоятельств (Договоры СССР и Германии)

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распростра­няет свое действие на те общественные отношения, которые воз­никли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Одна­ко из этого правила есть исключение:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписа­ния распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответствен­ность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответствен­ность.

Исключение составляет и «переживание» старого норматив­ного акта, при котором утративший юридическую силу норма­тивный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие норматив­ного правового акта в пределах государственных или админи­стративных территориальных границ деятельности правотвор­ческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное про­странство над ними, территории посольств, военных и иных ко­раблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осу­ществляется на основе приоритета общефедерального законода­тельства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов фе­дерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государствен­ных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с тер­риториальными пределами функционирования актов. Существу­ет общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Россий­ской Федерации распространяется не только на лиц, находящих­ся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь зна­чение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, нахо­дящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь кон­кретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужа­щим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

— им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

— представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совер­шенные на территории РФ, решается дипломатическим путем. Так же особым статусом пользуются лица обладающие дипломатическим иммунитетом.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантирует­ся Конституцией весь комплекс основополагающих прав и сво­бод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Вопрос №49Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество- это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той стадией, которая предшествует правовому регулированию. Процесс правотворчества не носит субъективного характера, его возникновение происходит из-за потребности общества в урегулировании определённых сфер деятельности (экономической, политической и т.д.), следовательно, правотворчество носит объективный характер.

Процесс формирования права состоит из двух этапов:

1 В недрах самого общества возникает необходимость правового регулирования.

2 Осознание субъектом, осуществляющим создание юридических норм, этой потребности и перевод её на юридический язык.

Вторая стадия и есть правотворчество.

Принципы правотворчества - это основополагающие, руководящие, исходные юридические положения, в соответствии с которыми осуществляется правотворчество.

1. Правовая законность - правотворческая деятельность должна осуществляться только в рамках уполномоченного субъекта и в пределах его полномочий; также необходимо, чтобы все юридические нормы соответствовали Конституции РФ и вообще всем актам более высокой юридической силы. Необходимо, чтобы правотворческая деятельность происходила в рамках чётко очерчённой процедурной формы.

2. Принцип научной обоснованности - требуется максимальный учёт в процессе правотворческой деятельности научных рекомендаций.

3. Принцип оперативности - правотворческая деятельность должна осуществляться как можно активней, быстрее реагировать на социально-общественные изменения.

4. Принцип демократизма - население страны должно привлекаться в максимально возможной степени к участию в правотворчестве.

Выделяют различные виды правотворчества:

По характеру деятельности:

1 Правосоздающее правотворчество

2 Правоизменяющее правотворчество

3 Правоотменяющее правотворчество

По субъектам:

1 Народ (референдум)

2 Государство

3 Организации, предприятия учреждения

4 Органов местного самоуправления

По способу придания юридической силы:

1 Делегированное

2 Санкционированное

3 Так же различают законотворчество, подзаконное правотворчество и делегированное.

Вопрос №50Систематизация НПА: понятие и виды. Классификатор НПА.

Систематизация НПА - деятельность, направленная на упорядочение всего массива НПА, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя.

Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда НПА обобщаются в различные сборники.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством юстиции РФ). Осуществляется по алфавитному, хронологическому или предметному признаку.

Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт, при этом каждый акт теряет свое идивидуальное юридическое значение. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Однако многие выделяют этот вид систематизации в отдельный. И это правильно, так считает Поц. (Например в 1861 году в Англии было принято 7 консолидированных актов в области уголовного права или в 1980 году Президиум ВС объединил 48 актов в единый о служебных командировках)

Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений.

Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного, единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов, которые ранее действовали в этой сфере.

Такой акт принимается только законодательным органом государства. Одним из классических примеров кодификации, известных истории, издание кодекса законов Юстиниана. С переходом России на путь демократического развития, к рыночной экономике возникла потребность в принципиальном изменении регулирования общественных отношений. Начался новый этап кодификации российского права. Приняты две части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, готовятся к принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный, Налоговый и т.д. Выделяют: всеобщую (свод законов), отраслевую (Основы законодательства), специальную (Затрагивает более узкую сферу правового регулирования)

Вопрос №51Юридическая техника: понятие, виды, характеристика.

Техника – искусство, мастерство. В наше время можно понимать в 2 смыслах:

совокупность орудий, средств производства

совокупность профессиональных приемов используемых в каком-либо деле и владение ими

Юридическая техника – это совокупность правил и приемов, с помощью которых создаются и реализуются нормативные правовые акты.

Выделяют :

Правотворческая (законодательная техника – понятие несколько уже) техника.

Правоинтерпретационная техника (техника толкования)

Техника реализации права (правоприменительная техника – несколько уже)

Средства юридической техники:

Средство юридического выражения воли законодателя:

Нормативные построения – выражение в виде норм – предписаний

Системное построение – логическая норма все 3 компонента

Отраслевая типизация – каждая норма должна быть помещена в соответствующую отрасль

Юридические конструкции – особые построения нормативного материала

Средство словесно-документального изложения текста документа:

Реквизиты – наименования, заголовки, дата принятия, вступление в действие.

Структурные построения – определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность (Разделы, главы, статьи, части).

Юридическая терминология – совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия.

Следует соблюдать стиль определенного документа. Существует стиль для каждого документа – стиль нормативного правового акта, стиль нормативного договора. Вообще стиль понимается как система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

Виды юридических терминов:

Общеупотребительные (Конфискация имущества)

Специальные неюридические (Эпидемия, СПИД)

Специальные юридические (Понятие преступления, вины, умысел, рецидив)

Требования к юридическим терминам:

Единство (Одинаковое понимание юристами, преподами)

Общепризнанность

Устойчивость

Приемы юридической техники:

По степени обобщенности: Абстрактные – приемы, когда при формулировании нормы права используются обобщенные формулировки, Казуистические – приемы, когда при формулировании нормы права перечисляются все возможные условия.

По способу изложения элементов юридической нормы: Прямой способ – гипотеза, диспозиция и санкция в одной статье, Отсылочный способ – хотя бы один элемент находится в другой статье этого акта, Бланкетный - отсылка делается к другому акту.

Средства юридической техники:

- это правовые презумпции и правовые фикции. Презумпции – правовые предположения. Фикции – вымысел, когда придается условность какому либо факту. Аксиомы – не требующие доказательств.

В теории правотворчества понятие юридической техники трактуется неоднозначно, например, под юридической техникой можно понимать:

1 приёмы конструирования правовых норм;

2 порядок построения текста нормативного документа;

3 правила оформления нормативно-правового документа;

4 процедуры, обеспечивающие выражение норм права в форме нормативно-правового акта и т.п.

При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника является созданным на практике рабочим инструментом правотворчества.

Юридическая техника - это выработанные на практике навыки и приёмы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых актов. Практические навыки и приёмы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых актов не поддаются описанию. В то же время возможно сформулировать некоторые правила подготовки нормативных правовых актов:

1. К работе над проектом - уяснить предполагаемый проектом предмет правового регулирования, убедиться в потребности урегулирования тех или иных отношений, определить возможные правовые последствия действия будущего акта.

2. К проекту в целом - определить форму акта, соответствие установлений, содержащихся в проекте, полномочиям органа, который будет издавать акт, соответствие проекта действующему законодательству, недопущение повторов действующего законодательства.

3. К организационным процедурам подготовки проекта - определение исполнителей, создание рабочих групп, планы и сроки работы, привлечение экспертов и специалистов.

4.К оформлению проекта - реквизиты, структура текста, нумерация статей и т.п.

Наши рекомендации