Согласительные (дипломатические) средства разрешения международных споров и их общая характеристика
Все согласительные средства делятся на две группы:
1) средства, в которых участвуют только представители спорящих сторон;
2) средства, в которых участвуют представители спорящих сторон и третьей стороны.
Наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств – переговоры. Не случайно они как первоочередное средство урегулирования споров признаются государствами и межправительственными организациями, что нашло отражение во многих договорах и учредительных актах организаций .
В чем преимущество переговоров как средства урегулирования межгосударственного конфликта?
конкретные (цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие) процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами;
в соответствие с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон;
независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз;
позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора.
Международное право не устанавливает единообразного порядка ведения переговоров. В литературе, ссылаясь на практику ведения переговоров, выделяют следующие основные стадии их проведения (прохождения):
1) выступление государства (группы государств, иных субъектов международного права) с инициативой проведения переговоров;
2) достижение договоренности между спорящими сторонами о переговорах (времени, месте их проведения, уровне и др.);
3) выработка процедуры ведения переговоров;
4) переговоры;
5) принятие согласованного в ходе переговоров акта.
Консультации стали применяться после Второй мировой войны, получив закрепление в двусторонних и многосторонних соглашениях .
Консультации используются в двух видах:
1) как единовременные контакты без соблюдения особых формальностей для урегулирования спорной ситуации;
2) как регулярная форма контактов в целях контроля за выполнением какого-либо соглашения или общего мониторинга отношений между государствами .
Консультации могут использоваться и как средство для достижения договоренности относительно процедуры разрешения возникшего разногласия .
Поскольку переговоры и консультации проводятся только самими сторонами, их квалифицируют также как двусторонние средства мирного разрешения споров или средства без участия третьей стороны.
Примирение (согласительная процедура) сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно примирение осуществляется согласительной комиссией, создаваемой самими спорящими сторонами, способ формирования которой (согласительной комиссии) предусматривается в самом соглашении .
В общих чертах состав, порядок образования и деятельности такой (примирительной) комиссии сводятся к следующему:
каждое государство-участник конвенции заблаговременно назначает лицо, призванное действовать в качестве члена примирительной (согласительной) комиссии и уведомляет об этом назначении другие государства, либо может произвести такое назначение в ходе примирительной процедуры;
каждая примирительная комиссия состоит из трех членов: двух членов, назначаемых каждой из сторон в споре, и председателя (нейтральное лицо), который избирается двумя другими членами комиссии;
комиссия устанавливает свои собственные правила процедуры и принимает решения большинством голосов;
если в течение определенного комиссией срока с момента назначения председателя комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами в споре, она должна подготовить в возможно короткий срок доклад о своей работе и направить его сторонам в споре;
комиссия дает толкование фактам и выносит решение (рекомендации) в целях содействия разрешению спора;
решение (рекомендации) комиссии не имеет обязательной силы для сторон в споре до тех пор, пока все стороны в споре не примут его.
Обследование (следственная процедура) применяется, когда необходимо установить точные факты, лежащие в основе спора (например, факт нарушения какого-либо соглашения). В таких случаях создается смешанная комиссия из равного числа представителей сторон и представителя третьей стороны. Иногда обследование может поручаться отдельному лицу.
В чем отличие такой комиссии от примирительной (согласительной) комиссии?
1. Комиссия учреждается на основе особого соглашения между спорящими сторонами.
2. Основная задача комиссии – облегчить разрешение споров выяснением вопроса факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования.
3. Процедура обследования может включать слушание сторон, опрос свидетелей, посещение соответствующих мест.
4. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях.
5. Доклад комиссии ограничивается лишь установлением фактов и не имеет характера третейского решения.
Добрые услуги и посредничество предполагают участие третьей (непричастной к спору) стороны (государства, международной организации, известного политического деятеля).
Сторона, оказывающая добрые услуги, сама в ходе переговоров не участвует, если об этом не попросят спорящие стороны. При посредничестве.
Особенность процедур добрых услуг и посредничества – их неформальность и конфиденциальность.
О добрых услугах и посредничестве в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. есть специальный раздел II, который так и именуется.