Информационное общество: тенденции развития Беларуси

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Успешно развивается национальная ИКИ, позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа. На протяжении последних 15 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Для информационного общества характерны:

• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

• создание глобального информационного пространства.

Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Приоритетными направлениями развития информационного общества Стратегия определяет:

• национальную информационно-коммуникационную инфраструктуру;

• электронное правительство;

• электронное здравоохранение;

• электронное обучение;

• электронную занятость и социальную защиту населения;

• электронную экономику;

• систему массовых коммуникаций и электронный контент;

• укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий.

Как показывает мировой опыт, к информационному обществу разные страны идут близкими, но не одинаковыми путями. Сегодня условно выделяют «западную» и «восточную» модели развития информационного общества. В «западной» модели, в свою очередь, выделяют два направления – «европейское» и «американское». Основной чертой «европейского» пути является поиск определенного баланса между контролем со стороны государства и законами рынка. Причем в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг.

«Американский» путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц – к максимуму. При этом особое внимание уделяется развитию информационных супермагистралей.

«Восточная» модель развития информационного общества базируется, прежде всего, на сотрудничестве государства и рынка, попытке установить связь между культурными ценностями, свойственными национальному менталитету, и происходящими социальными изменениями. В рамках восточной модели развития информационного общества следует отметить особое место «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг). Успеху «азиатских тигров» в значительной степени способствовало активное участие государства в принятии решений в области крупных вложений частного капитала. Национальные стратегии развития информационного общества либо аналогичные по сути программные документы приняты и исполняются в более чем 80 странах мира, в том числе и в государствах, близких к Республике Беларусь по менталитету и уровню социально-экономического развития. Все они ориентируются на европейскую модель развития информационного общества и предполагают руководящую и регулирующую роль государства. Для реализации Стратегии развития информационного общества разработана Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Основной целью Национальной программы в целом является создание условий для ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействующих развитию информационного общества на инновационной основе и способствующих повышению качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства, в том числе формирование государственной системы оказания электронных услуг.

Республика Беларусь обладает значительными потенциальными преимуществами для построения инновационной экономики и достижения лидерства в сфере информационных и наукоемких технологий:

– высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

– значительный научно-технический потенциал;

– многоотраслевой промышленный комплекс;

– выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

– развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

– комплексность развития внутриреспубликанских регионов;

– многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Наши рекомендации