Г.Спенсер о политически организованном обществе
Спенсер (1820-1903). 1)Основатель органической теории гос-ва и права. Гос-во= живому организму. Деньги– кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, прав-во – ноги. 2) Все институты(соц., полит.) – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. 3) полит.институты, в т.ч. гос-во, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека.4) Исходящие от гос-ва законы основываются на нравственности. Если они лишены её, то могут быть отвергнуты.5) 2 типа гос-ва: *примитивные (военные, хищнические),цель- война, деспот.режим; *высшие (индустриальные). Цель- благо индивида.
По словам Спенсера политически организованное общ-во как целое не может содействовать развитию мало одарённых индивидов. Выигрывают в борьбе между социальными организмами те, которые предоставляют свободное действие естественному закону, который гласит что благосостояние человека должно изменяться прямо пропорционально успешности затраченных на его усилий.
По его мнению наивысшая форма семейного строя достигается тогда, когда смертность понижается до минимума.
О военном и промышленном типах политически организованного общ-ва. Первые приспособлены для борьбы с окружающими враждебными общ-ми. В промышленных должно быть представительное управление, неограниченная свобода составлять союзы, множество разнообразных верований.
Он рассматривает соц.гос-во на работах Маркса, и Энгельса. как разновидность военного типа общ-ва.
Он утверждал что свойственные воинственному типу общ-ва человеческие нравственные черты порождают различными путями две категории обрядов. одна из них делает возможным сотрудничества враждующих людей, вторая выражает покорность подчинённых лиц начальникам.
Билет №9
Лукреций и Цицерон о государстве и праве
Лукреций: сначала человеческая жизнь была примитивной> благодаря более даровитым людям начала совершенствоваться(огонь, судостроение, обработка полей…)>»дружба» с соседями>царская власть+богатство>смуты( каждый стремился к власти). Люди устали и согласились на иго законов. Страх наказания омрачает все соблазны.
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н.э.). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства.
§ Государство– вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство выступает в 3-х формах(простые). Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство): 1)царская власть; 2)аристократия (власть оптиматов); 3)демократия (всё находится в руках народа). Эти формы не совершенны, но терпимы. Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.
§ Цицерон сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:1)воздержанный; 2)красноречивый; 3)справедливый; 4)должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства; 5)должен владеть основами права.
§ Справедливость заключается в следующем: никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это; все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;
§ Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.
§ Писаное право Цицерон делит на частное, общее и право народов.
2. Б.Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании
О предмете философии права: система юридических норм, вытекающих из человеческого разума и призванная быть мерилом и руководством для политического законодательства.
О понятии государства: союз народа, связанного законами и управляемого верховной властью.
О невозможности договорного происхождения государства: договор оставляет лиц самостоятельными, а государство – это подчинение воли лица.
Условия, необходимые для утверждения государственной власти: фактические (обладающий наибольшей силой становится у власти), юридические (государственная власть должна быть законной).
Государственная власть должна быть неограниченной
О социальной структуре политической организации: богатые, бедные, средний класс связывает друг друга. Зажиточные – образованный класс, который должен править.
Формы правления: (по устройству верховной власти) Деспотия – не отклонение от монархии. Чем меньше монарх уважает права граждан и законы, тем ближе к деспотии.
Граждане должны повиноваться закону.
Гражданское общество – совокупность лиц, управляемых гражданским и частным правом.
Помилование – отмена наказания правителем, амнистия – помилование на ряд заключенных, абониция – прекращение следствия до суда.
Нельзя говорить о праве каждой народности на самостоятельное государство.
Билет №10