Краткие Методические рекомендации по решению задач
Традиционным методом проведения семинарских и практических занятий является решение задач ( казусов ) с обсуждением реальных ситуаций, на основе которых они формулируются. Приближая учебные занятия к условиям деятельности судебных, прокурорских, следственных органов и органов дознания, такой метод способствует:
а) лучшему усвоению теоретического курса;
б) уяснению социального смысла закона;
в) приобретению практических навыков в применении уголовно-правовых норм к конкретным жизненым ситуациям;
г) выработке самостоятельности в решении вопросов, возникающих в ходе осуществления правоприменительной деятельности.
д) более квалифицированной подготовке студентов к их будущей практической работе.
Решение задач предполагает постановку обучаемого на место практического работника и обязывает его выявлять круг уголовно-правовых вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Создается обстановка реальной связи обучения с жизнью, что должно вызвать у студентов профессиональную заинтересованность и повысить результативность практических занятий.
Необходимо особо отметить, что решение задач позволяет связать в сознани студентов теорию уголовного права с уголовным законодательством, а теорию и законодательство с практикой в сфере борьбы с преступностью.
Предложенные в учебно-методическом комплексе задачи по изучаемым темам курса решаются студентами в часы для самостоятельной работы. На практическом занятии осуществляется обсуждение самостоятельно решенных студентами задач.
Работа с задачами предполагает соблюдение ряда методических правил:
1) изучение студентами уголовного законодательства и иных рекомендованных источников права, постановлений Пленума Верховного Суда РБ по соответствующей теме;
2) изучение соответствующих разделов учебника, научно-практических комментариев, рекомендуемых статей и монографий, конспекта лекций;
3) ознакомление с опубликованными материалами судебной практики;
4) предварительная проработка как основных вопросов, выносимых на практическое занятие, так и контрольных вопросов для самостояттельной работы;
5) внимательное изучение и анализ условия задачи;
6) обозначение для себя наиболее проблемных вопросов, требущих обсуждения их с преподавателем;
7) уголовно-правовая оценка деяний указанных лиц в соответствии с нормами Общей части УК, а в отдельных ситуациях – и нормами Особенной части.
Содержание ( фабулы ) задач, включенных в УМК, взято, как правило, из архивных уголовных дел и опубликованной судебно-следственной практики. В учебных целях преподаватель может изменить условия предусмотренного в настоящем пособии казуса, предложить для решения совсем иной казус, смоделировав его содержание по своему усмотрению в соответствии с поставленной для анализа целью.
При решении задач студенты должны исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в задачах, предполагаются установленными и доказанными. Если в задаче не указано иное, то основания и условия уголовной ответственности презюмируются. Например, при правовой оценке поведения лица следует считать, что оно является вменяемым и достигло возраста уголовной ответственности.
Необходимо иметь в виду, что ответы на ряд спорных вопросов, заложенных в конструкцию многих задач, содержатся не только в нормах, которые изучаются в данной конкретной теме курса, но и в ранее изученных ( но не подлежащих еще изучению ) нормах.
С учетом предъявляемых требований при разработке конструкций большинства задач в их содержание специально включены обстоятельства, подлежащие правовому анализу, содержащие в себе информацию разного уровня сложности. Соответственно, и вопросы к задачам содержат в себе разную степень сложности. Поставленные к каждой задаче вопросы относятся к положениям Общей части уголовного права. Студенту необязательно квалифицировать содеянное по статьям Особенной части УК, однако в ряде задач предлагается изложить возможные варианты квалификации содеянного по нормам Особенной части УК.
Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как нередко именно она содержит необходимые для верного решения данные. Обычно в задаче ничего лишнего не бывает, каждый факт имеет уголовно-правовое значение или, напротив, подчеркнуто не имеет уголовно-правового значения. Из всех терминов задачи студент должен путем правового и грамматического толкования последовательно выбрать слова, характеризующие обстоятельства, имющие уголовно-правовое значение, и только после этотого продолжить анализ ситуации.
Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание УК РБ, умение свободно в нем ориентироваться, усвоение закона и теоретических положений по всем ранее изученным темам. В случае отсутствия акта законодательства РБ, регулирующего определенные общественные отношения, должны применяться соответствующие акты законодательства СССР, если они не противоречат законодательству РБ ( “О применении на территории РБ законодательства СССР” – Закон РБ от 28. 05. 99 г. //НРПА РБ. 1999. № 42).
Следует также обратить внимание студентов, что с 1 января 2001 г. утратили силу некоторые постановления Пленума Верховного Суда РБ ( См.: Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 29. 03. 2001 г. № 3 “ О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РБ” // Судовы весн1к. 2001. № 2. С. 19-20. Однако до принятия новых постановлений Пленума Верховного Суда РБ при подготовке к практическим занятиям рекомендуется использовать положения утративших силу постановлений в части, не противоречащей статьям нового УК, как сложившуюся судебную практику по соответствующим категориям уголовных дел.
В процессе осуществления уголовно-правовой оценки деяний указанных в задаче лиц и установления признаков, имеющих уголовно-правовое значение в рамках норм Общей части УК, необходимо исходить из последовательной характеристики всех элементов состава преступления ( объект. объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельза ограничиваться ответами типа: “Да, подлежит” или “ Нет, не подлежит”, “ Нет, не является”,“ Нет, нельзя” и т. д. Оптимальной формой проведения занятия является дискуссия. Участие каждого студента в обсуждении фабулы задачи дает ему возможность высказать личное мнение по рассматриваемым вопросам, позволяет выявить ошибки и коллизии в применении закона, способность вслух юридически грамотно формулировать свои мысли, получить навыки ведения полемики.
Решение должно быть юридически и фактически аргументированным и мотивированным, т.е. содержать грамотное обоснование, суждения со ссылками на соответствующую норму УК, разъяснения Пленума Верховного Суда РБ и доктринальные положения теории уголовного права. В ситуации, когда имеющихся источников ( нормативных, учебных или монографических ) недостаточно для уверенного решения, необходимо ознакомиться с дополнительной литературой или обратиться за консультацией к преподавателю.
Профессия юриста включает умение вести доказывание на основании закона в соответствии со смыслом и логикой. Задачу можно считать решенной только в том случае, когда предложенное решение обоснованно приведенными надлежащими правовыми нормами и доказана его истинность.
Решение задачи с краткими ссылками на соответствующие нормы и теоретические работы следует кратко конспектировать, что способствует развитию юридического мышления, более глубокому усвоению юридической терминологии, выработке навыков краткого и аргументированного письменного изложения решения казуса. Записанное в конспективной форме решение задачи является как бы планом ответа на практическом занятии. В соответствии с замечаниями преподавателя ( на практическом занятии) в конспект также необходимо вносить и дополнения, чтобы иметь правильное и наиболее полное решение.
Хорошо оформленный конспект с решениями задач разной степени сложности может пригодиться и в будущей профессиональной деятельности в органах правоприменения.