Теория фирмы с позиций прав собственности
РАЗДЕЛ 5. Институциональные теории фирмы
Лекция 1.Объяснение причин возникновения фирмы: неоклассическая и институциональная теория
Фирма в неоклассической теории: достоинства и недостатки представления
Фирма в институциональной теории
Контрактная теория фирмы
Теория фирмы в модели «принципала—агента»
Теории фирмы, основанные на неполноте контрактов
Теории фирмы как отношений найма
Фирма как способ организации сделки
Теория фирмы с позиций прав собственности
Вопрос 1. Цель неоклассической экономической теории — выяснить, как работает ценовая система, которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга.
В этой связи фирма в неоклассической теории рассматривается в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов. Руководит работой фирмы менеджер, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью или приведенной рыночной ценностью фирмы.Таким образом, в основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли, лежат несколько допущений.
1. Под прибылью однозначно понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.
2. Фирма действует как принимающая решения неделимая единица «черный ящик», в который поступают ресурсы, а из него выходит готовая продукция, и эта трансформация осуществляется в соответствии с характером производственной функции Q = f (L; K; Т), где Q — это объем производства; L — труд; K — капитал; Т — технический прогресс. В соответствии с этой теорией фирме даже не нужно быть организацией. Достаточно одного собственника, который одновременно является управляющим, наделенным полным знанием производственной функции и цен. Здесь отсутствует понятие несовершенного знания, неполного контроля, риска ошибиться, т. е. всего того, что присутствует в реальной фирме.
3. Такой подход устраняет необходимость изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и т. д.
4. Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решения содержит только одну переменную — прибыль:
U = F(p).
5. Все действия фирмы как экономического субъекта являются рациональными. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей. Причем предпочтения фирмы являются транзитивными.
6. Фирме доступна полная и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и факторов производства.
7. Вся деятельность фирмы контролируется собственником.
Неоклассическая теория фирмы имеет ряд достоинств и недостатков.
Кдостоинствам неоклассической теории фирмыможно отнести следующие.
1. Поддается математической формализации.
2. Полезна для анализа того, как фирма меняет свое производство в ответ на изменения внешних факторов (таких, например, как рост заработной платы или введение налога на продажи).
3. Может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции, например, для анализа связи между уровнем концентрации в отрасли и объемом ее выпуска, и уровнем цен.
В качестве существенных недостатков неоклассической теории фирмы можно назвать следующие.
1. Не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерархической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т. д. Организационная структура фирм может быть изменена так же, как и технология, и со временем, когда осуществляются организационные инновации, она совершенствуется.
2. Полностью игнорирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. Предполагается, что внутри фирмы все функционирует гладко и все исполнители поступают в соответствии с полученными указаниями. Если посмотреть на фирму со стороны, то она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если рассматривать фирму изнутри более внимательно, то обнаружится, что у индивидов, сотрудничающих в рамках фирмы, могут быть свои частные цели, которые часто входят в конфликт с коллективными интересами организации.
3. Не объясняет, почему возникает фирма. По неоклассической теории у фирм нет оснований для того, чтобы существовать. Она не объясняет, почему некоторые сделки совершаются не на рынке, не с помощью ценовой системы, а переносятся внутрь фирмы.
4. Не в состоянии четко определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или когда одна фирма разделяется на две более мелкие фирмы.
5. Фирма в неоклассической теории — это абстракция, в которой стерты все различия между реальными фирмами. Эти различия, конечно, важны для реальных фирм, но они лишь усложнили бы задачу стандартной теории при объяснении роли ценового механизма.
Вопрос. 2.