Национальное и международное право. Конституция РФ о соотношении норм международного и внутригосударственного права
В практике международных отношений и внутреннем праве государств встречаются различные способы решения вопроса о формах взаимодействия МП и национального законодательства. Можно выделить две монистические и одна дуалистическая концепции соотношения международного и внутригосударственного права. Слово "концепция" обозначает не только позицию ученых того или иного государства данному вопросу, но и отражает отношение страны к МП. Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (МП или внутригосударственного права). Дуалистическая концепция рассматривает МП и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения. Отечественная международно-правовая доктрина и законодательство РФ придерживаются в целом дуалистической концепции. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Пункт 3 статьи 5 закона о международных договорах РФ 1995 г. дополняет конституционное правило: "Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты". Возникает вопрос, что понимается под "правовой системой РФ", поскольку федеральное законодательство содержания данного понятия не раскрывает. По ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. в национальную правовую систему включаются "конституция, законы, постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и практику, а также нормы, вытекающие из обязательных международных документов". В теории права термин "правовая система" может означать: 1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, институтов и норм); 2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальные правовые системы) или МП; 3) социально-правовой феномен, состоящий из различных элементов, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения; и другие. В науке МП проблематике правовой системы РФ уделяется большое внимание. По мнению Г.В. Игнатенко, понятие "правовая система" отличается от понятия "право", будучи более емкой, более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм, правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.
И.И. Лукашук, не рассматривая вопроса о правовой системе РФ специально, приходит к выводу, что ч. 4 ст. 15 Конституции "воспроизводит правило, известное многим государствам: международное право - часть права страны. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило поведения включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц".
С.Ю.Марочкин включает в правовую систему РФ правовые нормы, действующие в нашей стране (право РФ, а также нормы международного права и иностранного права с санкции государства); правовую деятельность (деятельность всех органов, учреждений и иных субъектов по созданию и / или реализации действующих в стране правовых норм) и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины (правосознание в широком смысле).
Каково действительное содержание положений ч. 4 ст. 15 Конституции о правовой системе РФ? 1. О соотношении понятий "правовая система РФ" и "право РФ". Предположим, мы признаем тождественность содержания указанных терминов. В этом случае положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ означает, что международные нормы, и, прежде всего, международные договоры РФ, необходимо рассматривать как часть внутреннего права России. На первый взгляд, такое понимание конституционной нормы не вызывает возражений. Возражения против рассмотрения международных договоров в качестве составной части российского права неоднократно высказывались в юридической литературе, в том числе и автором. Однако МП - это самостоятельная система права, не совпадающая с правом какого-либо государства. Самостоятельными системами права являются также системы права всех государств. МП и право РФ отличаются друг от друга по кругу субъектов, по источникам, по способу образования правовых норм, способу обеспечения их исполнения и другим характеристикам. Следует также учитывать и тот факт, что формы права одной правовой системы не могут быть одновременно и формами права другой системы (Г.В. Игнатенко). Очевидно, что понятия "правовая система РФ" и "право РФ" нельзя отождествлять. 2. О включении в правовую систему помимо правовых норм правосознания, правоотношений, правоприменительного процесса и т.д. На мой взгляд, термин "система" предполагает объединение в едином феномене однопорядковых явлений. Применительно к термину "правовая система" речь должна идти об однотипных составляющих - норм объективного права, действующих в конкретном государстве. Таким образом, более правильно понимать "правовую систему РФ" как совокупность применяемых в РФ правовых норм. В этом случае отпадают какие-либо сомнения в точном толковании конституционной нормы. Формулировку ч. 4 ст. 15 Конституции необходимо также рассматривать как общую санкцию нашего государства на включение норм МП в систему действующих в России норм, на непосредственное применение МП в сфере реализации российского законодательства. Однако прямое применение в РФ международных норм вовсе не означает их включения в состав норм российского права: нормы МП не "трансформируются" в право РФ, а действуют от своего собственного имени. Необходимо учитывать и тот факт, что в РФ могут применяться (и применяются) не только международно-правовые нормы, но и нормы права иностранных государств (см., например, ст. 11 АПК РФ 1995 г.: "арбитражный суд в соответствии с законом или международным договором РФ применяет нормы права других государств). Поэтому частью правовой системы РФ будут и те нормы иностранного права, действие которых во внутренних отношениях допускается нашим государством. Подытоживая сказанное, можно дать следующее определение правовой системы РФ. Она представляет собой совокупность применяемых в нашей стране правовых норм (норм права РФ, МП и иностранного права).