Экономическое развитие Германии
Золотарёва Лариса, группа 08.401.50
Конспект урока истории на тему: «Германия: на пути к единству»
Цели урока:
· знакомство учащихся с особенностями внутренней и внешней политики Германии в 1840 – 1860-е годы.
· продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.
· развить общеучебные умения и навыки: сравнивать исторические события, давать оценку событиям, историческим личностям, работать с исторической и контурной картой; составлять таблицы различных видов.
Методы: словесный, наглядный, текстовый.
Основные понятия урока:Канцлер, Северогерманский союз, Франкфуртское национальное собрание.
Тип урока:комбинированный (изучение нового материала и повторение раннее пройденного материала)
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Систематизация и обобщение полученных знаний и умений;
3. Изучение нового материала по теме «Германия: на пути к единству»;
4. Закрепление;
5. Выводы;
6. Домашнее задание
Оборудование:
1. учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)
2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории
3. карта: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»
4. документ: Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»
5. иллюстрации учебника
6. Записи на доске: а) тема, план урока; б) домашнее задание; в) основные понятия и даты
7. Раздаточный материал : 2 карточки
8. мультимедийная презентация
План изучения нового материала:
1. Германский союз.
2. Экономическое развитие Германии.
3. Революция в Германии 1848 г.
4. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк в борьбе за создание империи.
5. Начало объединения. Пруссия во главе Северогерманского союза.
ХОД УРОКА
Организационный момент (2 мин)
2. Систематизация и обобщение полученных знаний и умений (8 мин):
Приёмы: фронтальный опрос учащихся, задания по карточкам
Вопросы:
1. Назовите причины революции в 1848 г. во Франции?
2. Каковы были результаты революции?
3. Как изменилось политическое устройство страны в1848 г.?
4. Кто победил на президентских выборах и почему?
Словарная работа: по понятиям и терминам – Учредительное собрание.
Тест:(двое учащихся выполняют во время проверки домашнего задания)
I вариант.
1. Год наиболее значимого экономического кризиса?
А) 1846 г. | Б) 1847 г. |
В) 1848 г. | Г) 1849 г. |
2. Кто возглавил Временное правительство в 1848 г.?
А) Ламартин | Б) Гизо |
В) Луи Наполеон Бонапарт | Г) Кавеньяк |
3. Кем приходился Наполеон III Наполеону I
А) сыном | Б) племянником |
В) внуком | Г) братом |
4. Что получила Франция за помощь Сардинскому королевству в его борьбе с Австрией?
А) Савойю и Ниццу | Б) Пьемонт |
В) Корсику | Г) Сардинию |
5. Эта территория не подвергалась французской экспансии в годы правления Наполеона III:
А) Мексика | Б) Новая Каледония |
В) Индокитай | Г) Индонезия |
II вариант.
1. Революция 1848 г. Вспыхнула в :
А) январе | Б) феврале |
В) марте | Г) апреле |
2. Он подавил восстание 1848 г. ?
А) Ламартин | Б) Гизо |
В) Луи Наполеон Бонапарт | Г) Кавеньяк |
3. Луи Наполеон стал императором в :
А) 1851 г. | Б) 1852 г. |
В) 1853 г. | Г) 1854 г. |
4. Против этой страны армия Второй империи не воевала:
А) Англии | Б) Австрии |
В) России | Г) Италии |
5. Кто был избран президентом в 1848 г.?
А) Ламартин | Б) Гизо |
В) Луи Наполеон Бонапарт | Г) Кавеньяк |
Изучение нового материала (25 мин)
Методы: частично-поисковый, наглядно-графический, словесный
Приёмы: рассказ, объяснение
Подготовка учащихся к изучению новой темы
Вводное слово учителя, учащиеся записывают в тетрадях тему, учитель анонсирует план работы:
1) Германский союз.
2) Экономическое развитие Германии.
3) Революция в Германии 1848 г.
4) Вильгельм I и Отто фон Бисмарк в борьбе за создание империи.
5) Начало объединения. Пруссия во главе Северогерманского союза. Изучение нового материала
Германский союз.
Беседа, опрос:
1. Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? (вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)
2. Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)
Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
Вопрос к классу: Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.?(Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)
Экономическое развитие Германии
Рассказ учителя: В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.
Задание:
Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии, и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?
Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.