ГЛАВА 2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ
Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает самостоятельность и абсолютную независимость ветвей власти друг
от друга.[25] Это основа и ценность конституционного строя нашей страны.
Но соблюдается ли это положение на практике в деятельности всех органов
государственной власти? Полагаем, что на практике реальное разделение властей в нашей стране только лишь складывается. В делении властей по горизонтали в современной России преобладает и доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации.
Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, в состав которого входит Совет Федерации, состоящий из представителей исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. Есть и властные структуры, доминирующие над органами исполнительной власти, например Администрация Президента Российской Федерации. Президент наделен полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.[26] При этом Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека, выступает в некоторых случаях как самостоятельная ветвь государственной власти. Так, статья 90 Конституции РФ предполагает подзаконный характер указов Президента, но в ней не говорится об их следовании федеральным законам. Отсутствует и перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Президент
России неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению правительства (например, о социальных выплатах). Учитывая подобную практику, способствующую возникновению правовых коллизий, а также частое несоответствие одних нормативных актов другим, представляется необходимым законодательно решить проблему разграничения компетенции
этих государственных органов. Принимая во внимание опыт зарубежных стран, давно использующих такую модель государственного устройства, важен определенный баланс полномочий между главой государства и органом, контролирующим правительство. В Российской Федерации присутствие данного баланса в настоящее время слабо выражено. По нашему мнению, верховенство Президента РФ в системе государственных органов подтверждается целым рядом конституционных формулировок. Так, ст. 80 подчеркивает его право определять основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Данное положение весьма абстрактно, а отсутствие специального закона о Президенте дает основание для широкого истолкования этой нормы.
Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето, причем Конституция не требует юридически обосновывать это действие. Кроме того, целый ряд законопроектов был возвращен в Государственную Думу без рассмотрения. Подобное затягивание процесса законотворчества, связанное с отклонением законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному взаимодействию Президента и Федерального Собрания.
Конституция России определяет одну из главенствующих ролей Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе государства. Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, то есть участвует в образовании и формировании законодательной базы страны. Так как глава Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента России, то это создает механизм влияния, прежде всего президентской администрации и самого Президента РФ на деятельность Верховного Суда России. Исходя из практики и специфики политической жизни России, мы можем отметить, что у Верховного Суда нет рычагов административного воздействия и влияния на принятие государственных решений. Кроме того, через структуру и практику деятельности всех судов общей юрисдикции (городских, районных, областных, военных) Верховный Суд получает возможность косвенного контроля за выполнением государственных решений. Конституционный Суд Российской Федерации как Верховный Суд России занимает одну из главенствующих ролей в судебной системе государства и имеет право законодательной инициативы. Однако в отличие от того же Верховного Суда, у него нет в подчинении структуры нижестоящих судов, поэтому Конституционный Суд не имеет возможностей контроля за исполнением государственных решений и механизмов административного воздействия. Но в то же время Конституционный Суд, разрешая спорные вопросы о соответствии Конституции Российской Федерации различных законодательных документов, оказывает этим влияние на последующее принятие государственных решений. Таким образом, в Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебные ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей. Для введения на практике принципа разделений властей в России необходимо:
1. Минимизировать участие исполнительной власти в подготовке законопроектов. Правительство и подчиненные ему органы государственной власти должны заниматься только исполнением законов и быть подконтрольными Парламенту, особенно в части расходования бюджетных средств;
2. Между законодательными и исполнительными органами власти создать баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений на одного из них, а тем более всей полноты власти;
3. Обеспечить подлинную независимость судебной власти, которая должна руководствоваться только Конституцией, ратифицированными Россией международными договорами, федеральным законодательством, законами субъектов РФ, защищая прежде всего интересы человека и гражданина, и в пределах своей компетенции действовать самостоятельно;
4. Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в полномочия другой власти, а тем более сливаться с другой властью; органы исполнительной власти не должны формировать органы судебной власти;
5. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через определенную законом правовую процедуру, т. е. Конституционным судом РФ на федеральном уровне и конституционными (уставными) судами – на уровне субъектов РФ;
6. Внести в Конституцию России дополнительное положение (статью), которая бы предусматривала правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержала бы взаимные противовесы для всех властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует три основные ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Однако сама государственная власть едина, ее основой, в Российской Федерации, является народ. В пределах своих полномочий в осуществлении функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий.
Какими бы не были различны модификации механизма действия теории разделения властей в основе лежит одна и та же сущность.
Законодательная власть играет главенствующую роль, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, важные направления внутренней и внешней политике страны, а, значит, определяет в итоге правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Ведущее положение законодательных органов в системе правового регулирования обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека. Она не носит абсолютный характер, а находится под контролем народа и специальных конституционных органов.
Исполнительная власть осуществляет непосредственно реализацию правовых норм, принятых законодателем. Она не имеет права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые. Сдерживание исполнительной власти достигается путем ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин имеет право обжаловать любые незаконные действия со стороны исполнительных органов в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни от любых нарушений. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от влияний законодательной или исполнительной власти. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, со стороны законодательной и исполнительной власти, этим обеспечивая реальное разделение властей.
Таким образом, разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельные отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не зависимого от права. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе власти и выполняет присущие только ей задачи и функции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993. -М., 2004.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2007) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 26.12.2006) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1.
4. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005)/ Собрание законодательства РФ. - 27.05.1996. - № 22. ст. 2663.
5. Федеральный закон РФ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 8. - Ст. 801; 1999. - № 43. - Ст. 5124. Основная литература:6. Алексеев, С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения / С. С. Алексеев. - 2-е изд, перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2002. - 601 c.
7. Братановский, С.Н. Теория государств и права: курс лекций / Отв. ред. С.Н. Братановский, Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е.. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 215 с.
8. Васильев, А. В. Теория государства и права. Уч-к.- М., 2005.
9. Власова, Т.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А. Занина. -М., РАП, 2011. – 216 с.
10. Добрынин, Н. М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы / Н.М. Добрынин. –Новосибирск, 2005.– 429с.
11. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. –М.: Юристъ, 1996. –472 с.
12. Нерсесянц, В. С. Теория права и государства: краткий учебный курс / В.С. Нерсесянц. - Москва: НОРМА, 2005. - 261 с.
13. Платон. Государство// Платон. Диалоги. - М.: МАКС Пресс, 2001. -202с.
14. Политология: Словарь-справочник. М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
15. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Т.Н. Радько; Акад. права и управления. - М.: Академ. Проект, 2005. - 810 с.
16. Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Б.А. Страшун. –М.: Норма, 1998. – 778 с.
17. Сырых, В.М. Теория государства и права. / В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. -704 с.
18. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации : Курс лекций / [В.В. Дорошков и др.] ; под ред. В.В. Ершова. - М.: РАП, 2011. - 904 с.
19. Чашин, А.Н. Теория государства и права: учебник. / Чашин А.Н. 2008. – 338 с.
20. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В.Е. Чиркин. -М.:Норма, 1997. – 568 с.
Статья из журнала:
21. Сафонов В.Н. Политические взгляды Аристотеля// Социально-политический журнал. - 1998. - №4. - С. 181-193.
Электронные ресурсы:
22. Электронный учебник. Нерсесянц В.С. Платон. –М.: Юрид.лит., 1984. Web.: http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/nersesjanc_v_s_platon/7-1-0-5160
23. Электронный учебник. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. II.
Web.: http://www.twirpx.com/files/phylosofy/sources/lokk_dzhon
24. Электронный учебник. Курс общего административного права. Старилов Ю.Н. 2002.
Web.: http://www.juristlib.ru/book_1055.html
[1] Платон. Государство// Платон. Диалоги. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С.162.
[2] Сафонов В.Н. Политические взгляды Аристотеля// Социально-политический журнал. - 1998. - №4 - С. 181.
[3] Нерсесянц В.С. Платон. - М., 1984. - С. 88.
[4] Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. II. -С.79.
[5] Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. –М.: Юристъ, 1996. –С.321.
[6] Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. –М.: Юристъ, 1996. –С.322.
[7] Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993. -М., 2004. - Ст.10.
[8] Власова, Т.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А. Занина. -М., РАП, 2011. - С.57.
[9] Чашин, А.Н. Теория государства и права: учебник. / Чашин А.Н. 2008. - С.71.
[10] Регламентарная власть - право исполнительной власти (правительства) принимать регламенты, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет общественного регулирования.
[11] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Страшун Б.А. 1995. - С.96.
[12] Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Чиркин В.Е. 1997. - С.250.
[13] Чашин, А.Н. Теория государства и права: учебник. / Чашин А.Н. 2008. –С.75.
[14] Курс общего административного права. Старилов Ю.Н. 2002. - С.444.
[15] Общая теория права и государства. Учебник. Лазарев В.В. 1996. - С.334.
[16] Принцип контрасигнатуры - скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет подписавший его министр. (Политология: Словарь-справочник. М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001.)
[17] Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. - С.320.
[18] Братановский, С.Н. Теория государств и права: курс лекций / Отв. ред. С.Н. Братановский, Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е.. — М.: ЮНИТИ, 2013. — С.75-78.
[19] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Страшун Б.А. 1995. - С.278.
[20] Братановский, С.Н. Теория государств и права: курс лекций / Отв. ред. С.Н. Братановский, Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е.. — М.: ЮНИТИ, 2013. — С.101-105.
[21] Братановский, С.Н. Теория государств и права: курс лекций / Отв. ред. С.Н. Братановский, Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е.. — М.: ЮНИТИ, 2013. — С.110-113.
[22] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»
[23] Сырых, В.М. Теория государства и права. / В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012.- С.67.
[24] Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: Курс лекций / [В.В. Дорошков и др.] ; под ред. В.В. Ершова. - М.: РАП, 2011. С.-375.
[25] Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993. -М., 2004. - Ст.10.
[26] Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993. -М., 2004. - Ст.80.