Публичная лекция на правовую тему
Публичная лекция — это устная речь, обращенная к многочисленной аудитории, направленная на убеждение, формирование или упрочение в сознании слушателей определенных установок. В публичной лекции проявляются навыки и умение оратора подготовить и произнести речь, воздействующую на аудиторию.
Лекции на правовые темы повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры граждан, воспитывают уважение к закону и правопорядку, расширяют кругозор слушателей, формируют их правосознание, порождают их правомерное поведение.
Задача лектора-пропагандиста права не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, к примеру, является такая: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране (и отдельных регионах), пенсионное обеспечение граждан, деятельность акционерных обществ и др.
Лекции на правовые темы, в отличие от других публичных лекций, характеризуются большей конкретностью. Различаясь между собой тематикой, они, так или иначе, связаны с правом. Здесь все подчинено содержанию; здесь не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов лектора. Лекции на правовые темы отличают: 1) глубина содержания и фактологическая точность; 2) защита прав граждан; 3) правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; рассмотрение общественных явлений в их противоречивости; 4) доходчивость, или простота, необходимость сложные вопросы сделать доступными для слушателей.
Правовое мышление в высокой степени связано с требованием логичности. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Мыслить и рассуждать логично — значит мыслить точно и последовательно, доказательно, не допускать противоречий в суждениях. Логичность на уровне целого текста лекции создается прежде всего ее композицией, а также рядом логических приемов, основные из которых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование.
Основу целостности публичной лекции составляет предметно-структурное содержание, логическая структура, организованная вокруг основной мысли — тезиса. Для публичной лекции характерно трехчастное деление: вступление (введение в тему), основная часть (разрешение поставленных в лекции вопросов), заключение (подведение итогов).
Вступление определяется замыслом лекции и является основой для раскрытия темы. Обычно оно указывает на важность темы, определяет тему выступления, сообщает его план или дает экскурс в историю вопроса. В молодежной аудитории это может быть рассказ о каком-либо интересном факте, относящемся к теме лекции, с последующим переходом к теоретической постановке проблемы. А. Ф. Кони советовал лекторам подбирать такое вступление, которое бы «зацепило» слушателей, привлекло их внимание; которое обязательно должно быть «в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью». Таким «зацепляющим» было бы вступление к лекции на тему «Правовое государство». Оратор обращается к слушателям с вопросами: Мне интересно // что вы знаете / о правовом государстве // А как вы думаете / может ли у нас повториться // 37-й год //, — побуждая их вступить в диалог.
Это вызвало бы интерес к теме, активизировало мысль слушателей, мобилизовало их внимание и пробудило желание участвовать вместе с лектором в поиске истины. Кроме того, такой прием позволил оратору осуществить плавный переход к постановке проблемы. Запомните, что вступление выполняет функцию психологической и логической подготовки слушателей к восприятию лекции. Его не следует затягивать.
Заключение лекции должно быть также кратким, оно логически завершает тему.
Чтобы обеспечить логичность рассуждения, следует помнить, чтоцентральным пунктом всякого доказательства является т е з и с; его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание лекции.
Четкая структура лекции, ее безупречная логичность позволяют создать смысловую градацию. И это очень важно!
Мысль оратора движется логично от констатации ® к опровержению ® доказательству, и каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Это позволяет удержать внимание слушателей на протяжении всей лекции. Поддержанию внимания способствует также наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении.
Логичность на уровне отдельных частей лекции зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы, которые в монологической речи ориентированы не на получение ответа, а на передачу информации. Употребленные во вступлении вопросы формулируют проблему (или проблемы), поставленную в лекции: « Что же представляет собой / правовое государство // Каковы его признаки // пути построения // Что сделано / для его создания // Что предстоит сделать // Какие силы / способствуют / решению этой задачи // А какие тормозят / общественный процесс //». Эти вопросы экспрессивно развертывают информацию, данную в посылочном высказывании, определяют проблематику лекции, и всю речь оратор выстраивает как ответ на эти вопросы.
Логические вопросы могут формулировать микротему дальнейшего тематического отрезка речи: «В выступлениях депутатов / трудах ученых и публицистов / идея правового государства / получила дальнейшее развитие / как в виде / теоретических положений /так и в форме конкретных / политических действий / принятых законом / и так далее // Каковы же основные //
наиболее существенные черты / правового государства // Первым его признаком / является верховенство закона / во всех сферах жизни //». Расчленяя текст лекции интонационно, такие вопросы-микротемы выделяют логические отрезки речи. Кроме того, они осуществляют переход от одной композиционной части к другой. Иногда логический вопрос сопровождается лексическими указателями: Еще один вопрос.
Логическому и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода. П е р и о д — синтаксическое построение, характеризующееся единством темы, строгим интонационным делением на две части и полнотой, законченностью выражения мысли: Когда вся деятельность государства / его органов / и должностных лиц / основывается на законе // когда все органы / связаны / правовыми предписаниями / и не отступают от них // когда все нарушения / подлежат ответственности // такое государство / можно считать правовым //.
Средством, создающим логичность и связность на уровне связного текста, являются повторы. Это, как правило, повторение последнего слова в высказывании: «Любое государство / Неразрывно связано / с правом // Право / инструмент / в руках государства / при помощи которого / оно регулирует / поведение организаций / должностных лиц / и граждан //».
Различные средства связи — союзы, местоимения, наречия, вводные слова, этикетные формулы и др. — также способствуют логичному выражению мысли: «Если государству необходимо / чтобы люди совершали / или наоборот не совершали / какие-либо поступки / оно прибегает / к различным средствам воздействия // Одно из них / издание законов // и других нормативных актов // Но не всякое государство / не всякое государство / в котором действует право / является правовым //» или: «Под влиянием передовых идей / в ряде стран / были приняты конституции / которые провозгласили / демократические права и свободы // Однако / реакционная часть буржуазии / стремилась ограничить / их реальное осуществление // Поэтому воплощение идей / правового государства / в жизнь / характеризуется длительной / и сложной борьбой / между консервативными и прогрессивными силами //». Средствами связности являются и такие слова и словосочетания: рассмотрим, перейдем к рассмотрению, остановимся на.
Логичному завершению темы может служить о б р а м л е и и е — прием, состоящий в том, что в заключении повторяется или варьируется, углубляется мысль, выраженная во вступлении. Обрамление может быть приемлемо, когда во вступлении выдвигается тезис, который оратор собирается доказать. В этом случае оно не только поможет подвести мысль к логическому концу, но и усилит значение посылочного тезиса, подчеркнет его обоснованность.
Доходчивости изложения способствует объяснение значения иноязычных слов, юридических терминов. Вот как это сделано в анализируемой лекции: «Так Конституция / 1936 года / провозглашала права и свободы граждан / выборность / органов власти / и так далее // Однако это был лишь камуфляж / призванный маскировать произвол / и беззаконие»; «Референдум / то есть всенародное голосование / считается самой демократической / процедурой //».
Сделать сложные правовые вопросы доступными для слушателей помогает открытая их оценка, данная лектором: «Вряд ли верно / принимать путем референдума / многостатейные законы / так как при согласии / с некоторыми положениями / и несогласии с другими / возникает затруднительная ситуация // Голосовать за проект в целом / или против //»; «Положительную роль сыграло бы / и поименное голосование депутатов //»; «Поэтому следует согласиться / с проектом Закона о выборах //»; «Поскольку права формулируются в законах / создается впечатление / будто государство / наделяет ими граждан / и тогда получается / что права / нечто вроде подарка / а что даровано / может быть отобрано // Это в корне неверный взгляд // Права и свободы/ неотъемлемо принадлежат личности //»; «Основной довод против фракций и оппозиций / заключается в том / что современные условия / требуют / консолидации сил // Мысль безусловно верная // но / как это ни парадоксально / появление групп / в условиях плюрализма мнений / и является путем / к подлинной консолидации сил //».
Оценку могут выражать и риторические вопросы: «Все мы были очевидцами / выдвижения нескольких кандидатов / острой предвыборной борьбы / а в некоторых округах / повторного голосования // Разве это / не шаги / в сторону создания правового государства //».
Каждая лекция на правовую тему характеризуется целенаправленным воздействием на слушателей, достижением запланированного субъектом речи эффекта. Воздействие понимается как привлечение внимания слушающих к предмету речи. Главным средством воздействия является организация материала, исследование фактов. Если лектор не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно. Это рациональное воздействие на сознание слушателей. Но существуют и средства речевого воздействия.
Лекция не может считаться успешной, если оратор не смог вызвать ответную реакцию аудитории. Одним из способов воздействия является прием адресации, т. е. способа отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь; «Что же получается / при несоблюдении / законотворческой процедуры // Это можно показать / на конкретном примере / из жизни нашего города // Вы помните / несколько лет тому назад / в Красноярске / было снято движение транспорта / с проспекта Мира // Вам известно также / что решение принималось / узким кругом / руководителей / и причинило много неудобств / жителям города //». Используются также высказывания Вам, вероятно, интересно; как Вы знаете и др. Оратор регулирует процесс восприятия, организует и направляет внимание слушателей, стремится вовлечь их в ход своих рассуждений, заставляет думать, размышлять: «Даже у одного и того же человека / при переходе из одной социальной группы в другую / меняются интересы // Сравните / отношение шофера / к пешеходам / и его отношение к водителям / когда он сам превратился в пешехода //»; «Рассмотрим один / из наиболее актуальных / и острых аспектов / пределы свободы слова //»; «При ведомственном порядке / спор разрешает / одна из спорящих сторон / либо ее вышестоящее ведомственное начальство / что препятствует вынесению / справедливых решений // Давайте обратимся к наглядному примеру //». Лекторское мыобъединяет оратора и слушателей в процессе поиска истины: Все мы были очевидцами; Мы были свидетелями; Нам с вами известен / такой термин / телефонное право.
Рассмотренные нами интеллектуализированные средства воздействия повышают экспрессивность речи. Принципиально необходимым является и эмоциональное воздействие на чувства. Без эмоционального воздействия ослабляется эффективность превращения знаний в личные убеждения. Какие речевые средства способствуют эмоциональному воздействию на слушателей? Это может быть использование пословицы: Путь к правовому государству / предстоит долгий и трудный // Но общество встает на этот путь // А как гласит народная мудрость / дорогу осилит / только идущий //, введение художественного образа: В отношении общегражданских прав / должен действовать принцип / разрешено все / что не запрещено / и в дополнение к нему / исчерпывающий перечень запретов // Эту идею / образно выразил / поэт Евгений Евтушенко / И ежели невозможно / жить без сетей / на свете / то пусть тогда это будут / хотя бы законные сети. Это может быть антонимия, которая позволяет уточнить важные детали: Выполнять фактически / роль руководящей силы общества / и закреплять ее / в основном законе страны / разные вещи // И это принципиальное различие // ибо оно определяет / методы воздействия / партии на общество // использование / не авторитета силы / а силы авторитета / то есть методов убеждения.
Повторение слов не только служит точному выражению мысли, но и создает экспрессивность речи: В правовом государств ее / суд должен иметь право / рассматривать любые / конфликты / любых граждан / с любыми властями.
Из метафор используются, как правило, привычные типа могут вырасти профессиональные политики; сломать аппаратно-бюрократические методы; щадящие формулировки; образные метафоры встречаются реже: находятся на острие общественных интересов, самостоятельная ветвь власти.
Говоря об отсутствии личной ответственности руководителей государственных органов за принимаемые ими решения, лектор использует развернутое сравнение: У меня перед глазами / стоит сцена / из концерта Аркадия Райкина // Вы конечно помните / когда он выходит к зрителю / в испорченном костюме // и пытается выяснить / кто же конкретно / его шил // Ему отвечают / Мы.
Таким образом, уместное использование оратором изобразительных средств способствует доступности и эмоциональности изложения материала, делает лекцию в высокой степени воздействующей.
Синтаксический строй лекции на правовую тему отражает ее интеллектуальное содержание. Здесь много причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, раскрывающих причинно-следственные отношения между явлениями. Частотна пассивная форма выражения: запрещается, допускалась, заменена, различаются и т. д. Распространены глаголы с ослабленным лексическим значением: нашло выражение, ставить вопрос, получило развитие, поддается контролю и др.
Чтобы публичная лекция была воздействующей, необходимо серьезно работать над освоением темы, построением текста, нужно овладевать методикой чтения лекций, культурой речи.
Работу оратора над лекцией можно представить следующим об
разом.