Публичная лекция на правовую тему

Публичная лекция — это устная речь, обращенная к много­численной аудитории, направленная на убеждение, формиро­вание или упрочение в сознании слушателей определенных ус­тановок. В публичной лекции проявляются навыки и умение оратора подготовить и произнести речь, воздействующую на аудиторию.

Лекции на правовые темы повышают уровень правовой гра­мотности и правовой культуры граждан, воспитывают уважение к закону и правопорядку, расширяют кругозор слушателей, формируют их правосознание, порождают их правомерное по­ведение.

Задача лектора-пропагандиста права не только сообщить све­дения по определенной юридически важной теме, но и объяс­нить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, к примеру, является такая: новое в законодатель­стве, состояние правопорядка в стране (и отдельных регионах), пенсионное обеспечение граждан, деятельность акционерных обществ и др.

Лекции на правовые темы, в отличие от других публичных лекций, характеризуются большей конкретностью. Различаясь между собой тематикой, они, так или иначе, связаны с правом. Здесь все подчинено содержанию; здесь не должно быть пре­увеличений, вымышленных эпизодов, домыслов лектора. Лек­ции на правовые темы отличают: 1) глубина содержания и фак­тологическая точность; 2) защита прав граждан; 3) правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; рассмотрение общественных явлений в их противоре­чивости; 4) доходчивость, или простота, необходимость слож­ные вопросы сделать доступными для слушателей.

Правовое мышление в высокой степени связано с требова­нием логичности. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений меж­ду частями и компонентами мысли. Мыслить и рассуждать ло­гично — значит мыслить точно и последовательно, доказатель­но, не допускать противоречий в суждениях. Логичность на уровне целого текста лекции создается прежде всего ее компо­зицией, а также рядом логических приемов, основные из кото­рых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование.

Основу целостности публичной лекции составляет предметно-структурное содержание, логическая структура, организо­ванная вокруг основной мысли — тезиса. Для публичной лек­ции характерно трехчастное деление: вступление (введение в тему), основная часть (разрешение поставленных в лекции во­просов), заключение (подведение итогов).

Вступление определяется замыслом лекции и является осно­вой для раскрытия темы. Обычно оно указывает на важность темы, определяет тему выступления, сообщает его план или да­ет экскурс в историю вопроса. В молодежной аудитории это может быть рассказ о каком-либо интересном факте, относя­щемся к теме лекции, с последующим переходом к теоретиче­ской постановке проблемы. А. Ф. Кони советовал лекторам подбирать такое вступление, которое бы «зацепило» слушате­лей, привлекло их внимание; которое обязательно должно быть «в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью». Таким «зацепляющим» было бы вступление к лекции на те­му «Правовое государство». Оратор обращается к слушателям с вопросами: Мне интересно // что вы знаете / о правовом государстве // А как вы думаете / может ли у нас по­вториться // 37-й год //, — побуждая их вступить в диалог.

Это вызвало бы интерес к теме, активизировало мысль слушателей, мобилизовало их внимание и пробудило желание участвовать вместе с лектором в поиске истины. Кроме того, такой прием позволил оратору осуществить плавный переход к поста­новке проблемы. Запомните, что вступление выполняет функцию психологической и логической подготовки слушателей к восприятию лекции. Его не следует затягивать.

Заключение лекции должно быть также кратким, оно логически завершает тему.

Чтобы обеспечить логичность рассуждения, следует помнить, чтоцентральным пунктом всякого доказательства является т е з и с; его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание лекции.

Четкая структура лекции, ее безупречная логичность позволяют создать смысловую градацию. И это очень важно!

Мысль оратора движется логично от констата­ции ® к опровержению ® доказательству, и каждая последую­щая мысль вытекает из предыдущей. Это позволяет удержать внимание слушателей на протяжении всей лекции. Поддержа­нию внимания способствует также наличие конфликтной си­туации, подача фактов в противопоставлении.

Логичность на уровне отдельных частей лекции зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы, которые в монологической речи ориентированы не на получение ответа, а на передачу ин­формации. Употребленные во вступлении вопросы формулируют проблему (или проблемы), поставленную в лекции: « Что же представляет собой / правовое государ­ство // Каковы его признаки // пути построения // Что сделано / для его создания // Что предстоит сделать // Какие силы / спо­собствуют / решению этой задачи // А какие тормозят / обще­ственный процесс //». Эти вопросы экспрессивно развертывают информацию, данную в посылочном высказывании, определя­ют проблематику лекции, и всю речь оратор выстраивает как ответ на эти вопросы.

Логические вопросы могут формулировать микротему дальнейшего тематического отрезка речи: «В выступлениях депута­тов / трудах ученых и публицистов / идея правового государст­ва / получила дальнейшее развитие / как в виде / теоретических положений /так и в форме конкретных / политических дейст­вий / принятых законом / и так далее // Каковы же основные //
наиболее существенные черты / правового государства // Первым его признаком / является верховенство закона / во всех сферах жизни //». Расчленяя текст лекции интонационно, такие вопросы-микротемы выделяют логические отрезки речи. Кроме того, они осуществляют переход от одной композиционной части к другой. Иногда логический вопрос сопровождается лек­сическими указателями: Еще один вопрос.

Логическому и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода. П е р и о д — синтакси­ческое построение, характеризующееся единством темы, стро­гим интонационным делением на две части и полнотой, за­конченностью выражения мысли: Когда вся деятельность государства / его органов / и должностных лиц / основывается на законе // когда все органы / связаны / правовыми предписа­ниями / и не отступают от них // когда все нарушения / подле­жат ответственности // такое государство / можно считать правовым //.

Публичная лекция на правовую тему - student2.ru Средством, создающим логичность и связность на уровне связного текста, являются повторы. Это, как правило, повторе­ние последнего слова в высказывании: «Любое государство / Неразрывно связано / с правом // Право / инструмент / в руках государства / при помощи которого / оно регулирует / поведе­ние организаций / должностных лиц / и граждан //».

Различные средства связи — союзы, местоимения, наречия, вводные слова, этикетные формулы и др. — также способству­ют логичному выражению мысли: «Если государству необходимо / чтобы люди совершали / или наоборот не совершали / какие-либо поступки / оно прибегает / к различным средствам воздействия // Одно из них / издание законов // и других нормативных актов // Но не всякое государство / не всякое государство / в котором действует право / является правовым //» или: «Под влиянием передовых идей / в ряде стран / были при­няты конституции / которые провозгласили / демократические права и свободы // Однако / реакционная часть буржуазии / стремилась ограничить / их реальное осуществление // Поэтому воплощение идей / правового государства / в жизнь / харак­теризуется длительной / и сложной борьбой / между консервативными и прогрессивными силами //». Средствами связности являются и такие слова и словосочетания: рассмотрим, пе­рейдем к рассмотрению, остановимся на.

Логичному завершению темы может служить о б р а м л е и и е — прием, состоящий в том, что в заключении повторяет­ся или варьируется, углубляется мысль, выраженная во вступ­лении. Обрамление может быть приемлемо, когда во вступле­нии выдвигается тезис, который оратор собирается доказать. В этом случае оно не только поможет подвести мысль к логиче­скому концу, но и усилит значение посылочного тезиса, под­черкнет его обоснованность.

Доходчивости изложения способствует объяснение значения иноязычных слов, юридических терминов. Вот как это сделано в анализируемой лекции: «Так Конституция / 1936 года / провозглашала права и свободы граждан / выбор­ность / органов власти / и так далее // Однако это был лишь камуфляж / призванный маскировать произвол / и беззаконие»; «Референдум / то есть всенародное голосование / считается са­мой демократической / процедурой //».

Сделать сложные правовые вопросы доступными для слуша­телей помогает открытая их оценка, данная лектором: «Вряд ли верно / принимать путем референдума / многостатейные законы / так как при согласии / с некоторыми положениями / и не­согласии с другими / возникает затруднительная ситуация // Голосовать за проект в целом / или против //»; «Положительную роль сыграло бы / и поименное голосование депутатов //»; «По­этому следует согласиться / с проектом Закона о выборах //»; «Поскольку права формулируются в законах / создается впечат­ление / будто государство / наделяет ими граждан / и тогда по­лучается / что права / нечто вроде подарка / а что даровано / может быть отобрано // Это в корне неверный взгляд // Права и свободы/ неотъемлемо принадлежат личности //»; «Основной довод против фракций и оппозиций / заключается в том / что современные условия / требуют / консолидации сил // Мысль безусловно верная // но / как это ни парадоксально / появление групп / в условиях плюрализма мнений / и является путем / к подлинной консолидации сил //».

Оценку могут выражать и риторические вопросы: «Все мы были очевидцами / выдвижения нескольких кандидатов / ост­рой предвыборной борьбы / а в некоторых округах / повторно­го голосования // Разве это / не шаги / в сторону создания пра­вового государства //».

Каждая лекция на правовую тему характеризуется целена­правленным воздействием на слушателей, достижением запла­нированного субъектом речи эффекта. Воздействие понимает­ся как привлечение внимания слушающих к предмету речи. Главным средством воздействия является организация мате­риала, исследование фактов. Если лектор не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно. Это рациональное воздействие на созна­ние слушателей. Но существуют и средства речевого воздейст­вия.

Лекция не может считаться успешной, если оратор не смог вызвать ответную реакцию аудитории. Одним из способов воз­действия является прием адресации, т. е. способа отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь; «Что же получается / при несоблюдении / законотворческой процедуры // Это Публичная лекция на правовую тему - student2.ru можно показать / на конкретном примере / из жизни нашего города // Вы помните / несколько лет тому назад / в Красноярске / было снято движение транспорта / с проспекта Мира // Вам известно также / что решение принималось / узким кругом / руководителей / и причинило много неудобств / жителям города //». Используются также высказывания Вам, вероятно, интересно; как Вы знаете и др. Оратор регулирует процесс вос­приятия, организует и направляет внимание слушателей, стремится вовлечь их в ход своих рассуждений, заставляет думать, размышлять: «Даже у одного и того же человека / при переходе из одной социальной группы в другую / меняются интересы // Сравните / отношение шофера / к пешеходам / и его отношение к водителям / когда он сам превратился в пешехода //»; «Рассмотрим один / из наиболее актуальных / и острых аспек­тов / пределы свободы слова //»; «При ведомственном поряд­ке / спор разрешает / одна из спорящих сторон / либо ее выше­стоящее ведомственное начальство / что препятствует выне­сению / справедливых решений // Давайте обратимся к наглядному примеру //». Лекторское мыобъединяет оратора и слушателей в процессе поиска истины: Все мы были очевидцами; Мы были свидетелями; Нам с вами известен / такой термин / телефонное право.

Рассмотренные нами интеллектуализированные средства воздействия повышают экспрессивность речи. Принципиально необходимым является и эмоциональное воздействие на чувст­ва. Без эмоцио­нального воздействия ослабляется эффективность превраще­ния знаний в личные убеждения. Какие речевые средства спо­собствуют эмоциональному воздействию на слушателей? Это может быть использование пословицы: Путь к правовому государству / предстоит долгий и трудный // Но общество встает на этот путь // А как гласит народная мудрость / дорогу оси­лит / только идущий //, введение художественного образа: В отношении общегражданских прав / должен действовать принцип / разрешено все / что не запрещено / и в дополнение к нему / исчерпывающий перечень запретов // Эту идею / образно выразил / поэт Евгений Евтушенко / И ежели невозможно / жить без сетей / на свете / то пусть тогда это будут / хотя бы законные сети. Это может быть антонимия, которая позволяет уточнить важные детали: Выполнять фактически / роль руководящей силы общества / и закреплять ее / в основном зако­не страны / разные вещи // И это принципиальное различие // ибо оно определяет / методы воздействия / партии на общест­во // использование / не авторитета силы / а силы авторите­та / то есть методов убеждения.

Повторение слов не только служит точному выражению мысли, но и создает экспрессивность речи: В правовом государств ее / суд должен иметь право / рассматривать любые / конфлик­ты / любых граждан / с любыми властями.

Из метафор используются, как правило, привычные типа могут вырасти профессиональные политики; сломать аппаратно-бюрократические методы; щадящие формулировки; образные метафоры встречаются реже: находятся на острие общественных интересов, самостоятельная ветвь власти.

Говоря об отсутствии личной ответственности руководите­лей государственных органов за принимаемые ими решения, лектор использует развернутое сравнение: У меня перед глазами / стоит сцена / из концерта Аркадия Райкина // Вы конечно пом­ните / когда он выходит к зрителю / в испорченном костюме // и пытается выяснить / кто же конкретно / его шил // Ему отве­чают / Мы.

Таким образом, уместное использование оратором изобразительных средств способствует доступности и эмоциональности изложения материала, делает лекцию в высокой степени воз­действующей.

Синтаксический строй лекции на правовую тему отражает ее интеллектуальное содержание. Здесь много причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, раскрывающих причинно-следственные отношения между яв­лениями. Частотна пассивная форма выражения: запрещается, допускалась, заменена, различаются и т. д. Распространены гла­голы с ослабленным лексическим значением: нашло выраже­ние, ставить вопрос, получило развитие, поддается контролю и др.

Чтобы публичная лекция была воздействующей, необходимо серьезно работать над освоением темы, построением текста, нужно овладевать методикой чтения лекций, культурой речи.

Работу оратора над лекцией можно представить следующим об­
разом.

Наши рекомендации