Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы. 1945 – 1953 гг
1. Государство и общество после войны
2. Экономика СССР в 1945 – 1953 гг.
Понятия:
Холодная война, Ленинградское дело, «План Маршалла» Репатриация.
Логические задания
1. Сравнить восстановление народного хозяйства СССР в 1921 – 1925 гг. и 1946 – 1953 гг.
2. Доказать, что «Ленинградское дело» было результатом борьбы за влияние сталинского окружения.
3. Заполнить хронологическую таблицу:»СССР в послевоенные годы»
Даты | События | Содержание |
Март 1946 г. | ||
Август 1946 г. | ||
Декабрь 1947 г. | ||
Август 1948 г. | ||
Август 1949 г. | ||
Март 1953 г. |
4. Заполните структурно-логическую схему «Духовная жизнь в СССР в 1945-1953 гг.»:
Литература:
1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. – М.:Гардарики, 2002. С.326 – 374
2. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. М.,2000. С.416 - 426
Доклады:
1. Политика советского государства в сфере культуры в 1945 – 1953 гг.
Литература:
Верт Н. История советского государства. М.,1992. С. 306 – 310
Отечественная история. Элементарный курс. М.,2002. С.336 – 339
2. Внешняя политика СССР в 1946 – 1953 гг.
Литература:
Верт Н. История советского государства. М.,1992. С.314 – 325
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. С.422 – 425
Методические указания
В результате Второй мировой войны коренным образом изменилась обстановка в мире. Потерпели поражение и на время утратили роль великих держав Германия и Япония, значительно ослабели позиции Англии и Франции. В то же время вырос удельный вес США, на долю которых приходилось 46% мирового промышленного производства. Война положила начало распаду колониальной системы. За послевоенное десятилетие независимость получили 25 государств.
Важнейшей тенденцией послевоенного развития стали народно-демократические революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии.
Неизмеримо выросла роль Советского Союза, внесшего решающий вклад в разгром фашизма. Ни одна международная проблема не решалась без его участия.
Надежды на мирный прогресс человечества, возникшие во время существования антигитлеровской коалиции, сменились во второй половине 40-х годов «холодной войной», которая втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. «Холодная война» довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении.
Положение внутри СССР в послевоенные годы характеризовалось колоссальными потерями, нанесенными войной, необходимостью восстановления экономики, перестройки всей общественной жизни на мирный лад. Все эти процессы происходили в борьбе двух тенденций: с одной стороны, стремление общества к усилению демократических начал, и, во-вторых, укрепление командно-административной системы, тоталитарного режима власти.
Хронологические рамки послевоенного периода включают 1946-1953 годы, когда в СССР преобладали восстановительные процессы и продолжал существовать сталинский режим власти.
Данный период оценивается по-разному в исторической литературе: как восстановительный; апогей сталинизма; регрессивной эволюции сталинизма; «холодной войны».
Определяющим в развитии государства и общества была перестройка применительно к мирным условиям жизни. В экономике – восстановление довоенного уровня, структуры, пропорций. В политической сфере – упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление системы власти в довоенных рамках. В социальной сфере – демобилизация, реэвакуация, репатриация, трудоустройство, помощь инвалидам войны, сиротам.
Решение этих задач происходило в следующей хронологической последовательности. В мае 1945-1946 гг. были упразднены чрезвычайные органы власти, осуществлены меры по возобновлению нормального режима труда на предприятиях и учреждениях, разработан и утвержден четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства.
В 1947-1948 гг. разрабатывались проекты новой Конституции СССР и Программы ВКП(б), была отменена карточная система, проведена денежная реформа, восстановлена промышленность.
В 1949-1952 гг. продолжалось восстановление сельского хозяйства, было проведено укрупнение колхозов, уровень промышленного развития превзошел довоенный, усиливаются репрессии («Ленинградское дело», «дело врачей» и др.).
Результатами развития общества и власти в послевоенные годы стали значительные успехи в восстановлении промышленности, трудности в сельскохозяйственной отрасли, ужесточение командно-административной системы со сталинским режимом власти, усиление международной напряженности, осознание необходимости перемен.
На семинарском занятии предлагается рассмотреть два вопроса: 1. Государство и общество после войны. 2. Экономика СССР в 1945-1953 гг.
Изучая первый вопрос темы «Государство и общество после войны» следует обратить внимание на изменения в демографическом и социальном составе населения, в сознании людей, в пирамиде власти, на существенные надежды в обществе на демократизацию политического режима (см. Отечественная история. Элементарный курс., с.327 – 332)
Составляя картину послевоенного времени, необходимо проанализировать материал о колоссальных потерях Советского Союза в годы войны ( №3); о голоде 1946 – 1947 гг., его причинах и последствиях ( №4). Работа над документом №5 позволит понять несправедливость представлений о времени первых послевоенных лет, как о «золотом веке цен».
В политико-идеологической сфере характерной чертой был рост самосознания народа в годы войны, что открывало возможность открытого, свободного осмысления противоречий в обществе. Анализ документов №6 и №8 позволит понять, почему сталинское руководство выбрало авторитарные методы решения проблем, методы политических и идеологических репрессий.
Изучая второй вопрос темы, необходимо выяснить суть альтернативных вариантов восстановления народного хозяйства (см. Отечественная история: Элементарный курс. С.333 – 334), причины возвращения СССР к довоенной модели экономического развития, которая была зафиксирована в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг. ( №9).
Документ №10 позволит понять сущность таких мер в экономической политике советского государства, как денежная реформа 1947 г., отмена карточной системы.
Итоги восстановительного периода в развитии советского государства подвел ХIХ съезд ВКП(б) в 1952 г. Анализируя документ №11, важно разобраться в уровне объективности выводов, сформулированных в резолюции съезда. Для понимания концепции экономики социализма необходимо ознакомиться с положениями работы И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» ( №12)
На развитие страны после войны колоссальное влияние оказывала международная ситуация, начало «холодной войны» (см. №1, №2; Отечественная история: Элементарный курс. С. 339 – 340).
При выполнении первого логического задания следует обратить внимание на то, что восстановление народного хозяйства в 1946-1953 гг. происходило в отличие от 1921-1925 гг. на фоне колоссально возросшего международного авторитета СССР и начавшейся «холодной войны» в условиях не многоукладной (нэповской) экономики, а в рамках ее огосударствления на основе советской социальной структуры общества, командно-административной системы власти со сталинским режимом.
Выполняя второе логическое задание, необходимо проанализировать изменения, происходившие в пирамиде власти в 1946-1949 годы, причины ухода на второй план Молотова, Маленкова и выдвижения на первые роли Вознесенского, Кузнецова.
Заполняя хронологическую таблицу, нужно уяснить общий ход событий в 1946-1953 гг. и на этой основе выделить наиболее значимые, оказавшие влияние на развитие общества и власти.
Учебные материалы
№ 1. Из сообщения о Московском совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Соединенного королевства
I. О подготовке мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией
1. В составлении Советом Министров Иностранных Дел1 мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией будут принимать участие только члены Совета, которые являются или, согласно условиям Соглашения об учреждении Совета Министров Иностранных Дел, принятого на Берлинской конференции, считаются сторонами, подписавшими условия капитуляции, если и пока Совет не примет решения, в соответствии с этим Соглашением, о приглашении других членов участвовать в Совете по вопросам, прямо их касающихся, то есть:
A) условия мирного договора с Италией вырабатываются Министрами Иностранных Дел Великобритании, Соединенных Штатов, Советского Союза и Франции;
B) условия мирных договоров с Румынией, Болгарией и Венгрией - Министрами Иностранных Дел Советского Союза, Соединенных Штатов и Соединенного Королевства;
C) условия мирного договора с Финляндией - Министрами Иностранных Дел Советского Союза и Соединенного Королевства.
2. Когда подготовка всех этих проектов будет закончена. Совет Министров Иностранных Дел созовет Конференцию для обсуждения мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Конференция будет состоять из пяти членов Совета Министров Иностранных Дел, а также из всех членов Объединенных Наций, активно участвовавших в войне против вражеских государств в Европе своими существенными военными контингентами, а именно: Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Бельгии, Белорусской Советской Социалистической Республики, Бразилии, Голландии, Греции, Индии, Канады, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Украинской Советской Социалистической Республики, Чехословакии, Эфиопии, Югославии, Южно-Африканского Союза. <...>
4. Окончательные тексты соответствующих мирных договоров, составленные таким образом, будут подписаны представителями государств, представленных на Конференции и находящихся в состоянии войны с данными вражескими государствами.
II.
О Дальневосточной Комиссии и Союзном Совете для Японии
1. Учреждение Комиссии
Настоящим учреждается Дальневосточная Комиссия, состоящая из предста-вителей Союза Советск^1Х_Социалистических_Республик, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин.
2. Функции
А. Функции Дальневосточной Комиссии будут заключаться в том, чтобы:
1. Формулировать политическую линию, принципы и общие основания, в соответствии с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции.
2. Пересматривать по требованию любого члена любую директиву, данную Главнокомандующему Союзных Держав, или любые решения, принятые Главнокомандующим, относящиеся к политической линии, проведение которой
подпадает под юрисдикцию Комиссии. <...> I
Союзный Совет для Японии
... 1. Будет учрежден Союзный Совет с местопребыванием в Токио под председательством Главнокомандующего Союзных Держав (или его Заместите- j ля) для целей консультации с Главнокомандующим и дачи ему советов по во-просам, касающимся осуществления условий капитуляции, оккупации и контроля над Японией, а также выполнения директив, дополняющих эти условия, и в целях осуществления контролирующей власти, настоящим представляемой. <...>
Московское совещание министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки
№ 2. Из выступления А.А.Громыко на заседании Первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций
Первая сессия Генеральной Ассамблеи является важным этапом в процессе борьбы свободолюбивых народов за мир и безопасность. Она является логическим развитием идеи, которая была выражена в декларации четырех держав, принятой во время Московской конференции министров иностранных дел в октябре 1943 года, провозгласившей необходимость создания международной организации для поддержания мира и безопасности. Важными этапами в претворении этой декларации в жизнь, как известно, были конференция в Думбар-тон-Оксе, Крымская конференция глав правительств трех держав, конференция в Сан-Франциско и, наконец, работа Исполнительного комитета и Подготовительной комиссии, разработавших рекомендации, представленные на рассмотрение сессии.
Данная сессия, завершая важный период в деле создания всеобщей международной организации, в то же время представляет собой начало претворения в жизнь принципов устава Организации, принятого на конференции в Сан-Франциско. Уже через 8 месяцев после безоговорочной капитуляции германского агрессора и через четыре месяца после капитуляции японского агрессора Объединенные Нации в состоянии предпринять практические шаги по реализации положений устава с целью обеспечить человечеству мир и безопасность.
Идея создания Организации Объединенных Наций является выражением стремлений миролюбивых народов не допустить повторения трагедии, подобной той, которую только что пережило человечество. Этим и объясняется, почему идея, выраженная в Московской декларации, нашла горячую поддержку со стороны всех Объединенных Наций. <...>
В обеспечении прочного мира и недопущения повторения новой агрессии заинтересованы все нации, как большие, так и малые. В этом их интересы полностью совпадают. Попытки противопоставить большие страны малым не могут встретить сочувствия в Организации Объединенных Наций, так как Организация Объединенных Наций является органом защиты миролюбивых государств, больших и малых. Эта организация призвана защищать интересы и больших и малых держав против агрессии. Противопоставление больших стран малым странам не имеет ничего общего с принципами Организации Объединенных Наций, созданной в интересах борьбы против агрессивных государств и их союзников и объединившей в целях борьбы за мир и международную безопасность большие и малые миролюбивые страны. <...>
Внешняя политика Советского Союза. Документы и материалы. 1946 год. М., 1952. С. 221-224.
№ 3. Из сообщения Чрезвычайной государственной комиссии о материальном ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР
... На территории Советского Союза, подвергавшейся оккупации, проживало до войны 88 миллионов человек, валовой выпуск промышленной продукции составлял 46 миллиардов рублей (в неизменных государственных ценах 1926727 г.), было 109 миллионов голов скота, в том числе 31 миллион голов крупного рогатого скота и 12 миллионов лошадей, 71 миллион гектаров посевов сельскохозяйственных культур, 122 тысячи километров железнодорожной колеи.
Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, сожгли и разрушили свыше 6 миллионов зданий и лишили крова около 25 миллионов человек. Среди разрушенных и наиболее пострадавших городов - крупнейшие промышленные и культурные центры: Сталинград, Севастополь, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орел, Харьков, Воронеж, Ростов-на-Дону и многие другие.
Немецко-фашистские захватчики разрушили 31 850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 миллионов рабочих; уничтожили или вывезли 239 тысяч электромоторов, 175 тысяч металлорежущих станков.
Разрушили 65 тысяч километров железнодорожной колеи, 4100 железнодорожных станций, 36 тысяч почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций и других предприятий связи.
Уничтожили или разгромили 40 тысяч больниц и других лечебных учреждений, 84 тысячи школ, техникумов, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, 43 тысячи библиотек общественного пользования.
Разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций; зарезали, отобрали или угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов голов крупного рогатого скота, 20 миллионов голов свиней, 27 миллионов овец и коз, 110 миллионов голов домашней птицы.
Преступные действия немецких военных и гражданских властей неопровержимо доказаны и описаны в тех миллионах актов об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками гражданам, колхозам, общественным организациям и учреждениям, которые к настоящему времени уже поступили в Чрезвычайную Государственную Комиссию. <...>
На основании этих актов Чрезвычайная Государственная Комиссия определила ущерб, причиненный народному хозяйству СССР и отдельным сельским и городским жителям, в сумме 679 миллиардов рублей в государственных ценах 1941 года. <...>
В сумму ущерба не включены такие потери, как снижение народного дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, колхозов и граждан, стоимость конфискованного германскими оккупационными войсками продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов общего хозяйственного развития страны в результате действия врага на протяжении 1941-1945 годов. <...>
А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.,1999, с. 501 - 502
№ 4. О голоде 1946-1947 гг.
Термин «голод» применительно к 1946-1947 гг. появился в конце 80-х - нач. 90-х гг. ( См. Волкова И.М. Засуха, голод 1946-1947 гг. История СССР. 1991. № 4; Зима В.Ф. Голод в России 1946-1947 гг. Отечественная история. 1993. № 1). До этого времени допускалось применение термина «засуха» и анализировались ее последствия. Что касается бедственного положения населения, недоедания, голода и связанных с ними болезнями, то эти данные, как особо секретные, в документах не упоминались.
Голод был и 1946-1947 гг. и в отличие от голода 1932-1933 гг. охватил много областей Нечерноземья, Москву, Ленинград, Минск, Ростов-на-Дону и многие другие административные центры страны. Волков И.М. считает, что засуха 1946-1947 гг. напоминала по размерам и последствиям засуху 1891 года и была вдвое больше засухи 1921 года. Число охваченного голодом (1946-1947 гг.) населения определяется в 10 млн.
О голоде в первые послевоенные годы можно выяснить, в основном, по косвенным факторам, а иногда прямым свидетельством очевидцев. Так в письме, адресованном центральному руководству страны, медсестра больницы зерносовхоза № 694 Обливского района Ростовской области сообщала «о страшно тяжелом положении рабочих совхоза и детей, которые пухнут от голода» и просила прислать правительственную комиссию для того, чтобы разобраться на месте.
В первом послевоенном году в России смертность значительно превысила рождаемость. Среди районов с особенно тяжелым положением находилась и Ростовская область. В Ростове-на-Дону число умерших в 1947 г. было вдвое больше, чем в 1946, а в Ростовской области на 50-90%. Это привело к естественному сокращению населения.
В условиях голода началось бегство сельского населения, в том числе и из районов Ростовской области. Многотысячные потоки голодных, ослабленных людей, продвигавшихся по стране в поисках пропитания, стали благодатной средой для распространения эпидемий. Заболеваемость сыпным тифом в 1947 году по сравнению с 1946 г. в целом по РСФСР возросла на 30,4%. Значительные очаги отмечались на Дону. По сравнению с 1946 г. в 1947 г. заболеваемость сыпным тифом в Ростовской области увеличилась в 3,9 раза.
Смертность от голода можно констатировать по росту заболеваний элементарной дистрофией.
Причиной голода 1946-1947 гг. можно считать засуху 1946 г., приведшую к падению урожайности. Посевы зерновых в 1946 г. погибли в Ростовской области на 292 тыс. га. Урожайность 1947 г. мало отличалась от средней по стране—4,6 ц с гектара, это вдвое меньше, чем в 1946 г. Исключением был Сальский район —16 ц. с гектара. Но к голоду привели также увеличение госпоставок в условиях низкого урожая; сокращение поставок хлеба на внутренний рынок; повышение розничных цен в 2-2,5 раза на хлеб и другие продовольственные товары; изоляция сельского населения от государственной торговли через карточную систему; сокрытие, факта голода и пренебрежение организацией помощи голодающим.
Старикова Н.В. Что известно о голоде 1946-1947 гг. в Ростовской области./ Донская история в вопросах и ответах. Ростов-н/Д., 1997. Т.1. С.316 - 317.
№ 5. Правда о «золотом веке цен»
Очень много сейчас разговоров о реформе цен. По сути - об их повышении. С другой стороны, люди постарше вспоминают, что вскоре после войны цены ежегодно снижались. То время даже именуют «золотым веком».
Нельзя ли рассказать об этом?
Р.Шимоненко г.Ставрополь.
Прежде всего хотелось бы напомнить вот о чем. После войны, перед отменой карточной системы, в нашей стране была проведена реформа розничных цен. В результате по сравнению с 1940 годом они выросли в среднем втрое (на продовольствие в 3,6 раза, непродовольственные товары - в 2,2 раза). А зарплата у рабочих и служащих за эти годы увеличилась лишь в полтора раза и составляла в 1946 году всего 48 рублей, в 195О-64 рубля в месяц. К тому же ежегодно десятки миллиардов рублей из зарплаты приходились на подписку по государственным займам.
Жили люди в те трудные послевоенные годы бедно. Да, го многих магазинах продавалась икра, другие деликатесы, но подавляющему большинству они были не по карману. Кажущееся изобилие на прилавках (да и то в основном лишь в крупных городах) было следствием низкой покупательной способности. Судите сами. Потребление мяса на душу населения составляло в 1950 году 26 килограммов (сейчас — более 62), молока и молочных продуктов - 172 килограмма (сейчас - 333). Тканей на душу приходилось лишь 16,5 квадратных метра (сейчас почти 3В), верхнего трикотажа - 0,4 штуки (2,3), бельевого - 0,8 (4,6). Многие предметы культурно-бытового назначения считались роскошью.
Цены же в государственной торговле по мере восстановления хозяйства и роста производства товаров действительно снижались. Если их уровень в четвертом квартале 1947 года, когда были отменены карточки, принять за 100, то на 1 марта 1949 года их индекс составлял 71 процент, а на 1апреля 1954 года - 43. Но и при этом они более чем на треть превышали довоенный уровень. Следует отметить, что от снижений цен выигрывали в большей степени люди с высокими по тем временам заработками.
Зарплата же в те годы практически замораживалась. К примеру, с 1950 по 1955 год она выросла в среднем лишь на 12 процентов при росте за то же время производительности труда в промышленности, строительстве и на транспорте в 1,4-1,5 раза.
Был еще один фактор, за счет которого в те годы снижались цены. Это резкое ухудшение жизни в деревне, где тогда проживало свыше половины населения страны. В начале пятидесятых годов колхозники получали за свой труд в среднем лишь 16,4 рубля в месяц, то есть почти в четыре раза меньше, чем рабочие и служащие. Пшеницу закупали у колхозов по одной копейке (!) за килограмм при рыночной цене на муку равной 31 копейке. Говядину брали за 23 копейки, а продавали в городах килограмм в среднем за 1,5 рубля. И подобных примеров можно привести много.
Вот она, правда о «золотом веке». Не был он таковым. Страна преодолевала тяжкий урон, нанесенный войной. Причем объективные трудности усугублялись субъективными, немалыми ошибками в экономической политике. Первоначальное крупное повышение цел, замораживание зарплаты, закупка продуктов на селе практически за бесценок позволяли снижать розничные цены в послевоенные годы. Можно ли идти этим путем сегодня? Ответ однозначен: нет!
Страницы истории КПСС. Факты, проблемы, уроки. М., 1988.
С. 471-472.
№ 6. Из доклада А.А.Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой. Я думаю, что мне нет нужды цитировать здесь «произведение» Зощенко «Приключения обезьяны». Видимо, вы все его читали и знаете лучше, чем я. Смысл этого «произведения» Зощенко заключается в том, что он изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия
и героизм, их высокие общественные и моральные качества. Эта тема всегда у него отсутствует. Зощенко, как мешанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Это копание в мелочах быта не случайно. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым относится и Зощенко. <..>
... Перехожу к вопросу о литературном «творчестве» Анны Ахматовой. Ее произведения за последнее время появляются в ленинградских журналах в порядке «расширенного воспроизводства». Это так же удивительно и противоестественно, как если бы кто-либо сейчас стал переиздавать произведения Мережковского, Вячеслава Иванова, Михаила Кузмина, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Федора Сологуба, Зиновьевой-Аннибал и т.д.. и т.п., т.е. всех тех, кого наша передовая общественность и литература всегда считали представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве.
...Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее - это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, - чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, - мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой - таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». <...>
...Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда. Эти произведения могут только посеять уныние, упадок духа, пессимизм, стремление уйти от насущных вопросов общественной жизни, отойти от широкой дороги общественной жизни и деятельности в узенький мирок личных переживаний. Как можно отдать в ее руки воспитание нашей молодежи?!
... Некоторые наши литераторы стали рассматривать себя не как учителей, а как учеников буржуазно-мещанских литераторов, стали сбиваться на тон низкопоклонства и преклонения перед мещанской иностранной литературой. К лицу ли нашей передовой советской литературе, являющейся самой революционной литературой в мире, низкопоклонство перед ограниченной мещанско-буржуазной литературой Запада?
А. Жданов. Доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград». М., 1952. С. 3-9, 12-14.
№ 7. Постановление Политбюро ЦК КПСС от 20 октября 1988г. «О постановлении ЦK ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Рассмотрев обращения в ЦK КПСС Союза писателей СССР (т.Маркова Г.М.) и Ленинградского обкома КПСС (т.Соловьева Ю.Ф. ) об отмене постановления ЦK ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», ЦК КПСС отмечает, что в указанном постановлении ЦK ВКП(б) были искажены ленинские принципы работы с художественной интеллигенцией, необоснованной, грубой проработке подвергались видные советские писатели.
Проводимая партией в условиях революционной перестройки политика в области литературы и искусства практически дезавуировала и преодолела эти положения и выводы, доброе имя писателэй восстановлено, а их произведения возвращены советскому читателю.
ЦK КПСС постановляет:
Постановление ПК ВКП(б) «О журналах «Звезде» и «Ленинград» отменить как ошибочное.
Известия ЦK КПСС. 1969. № 1. С. 45
№ 8. Зимарина Н. «ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО»
«Ленинградское дело» - это серия дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских, и хозяйственных работников Ленинграда в конце 40-х — начале 50-х годов. В результате этой акции были обсуждены и физически уничтожены многие руководители, которые выдвинулись накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Началом высокомасштабного «ленинградского дела» послужило анонимное письмо, пришедшее в ЦК ВКП(б) вскоре после Ленинградской X областной и VIII городской объединенной конференции ВКП(б), проходившей 25 декабря 1948 г. В письме сообщалось, что председатель счетной комиссии конференции А.Я.Тихонов, заведующий отделом тяжелой промышленности Ленинградского горкома, фальсифицирован результаты голосования, обманул делегатов конференции и ЦК партии, сообщив о единогласном избрании первого секретаря обкома и горкома П.С.Попкова, второго секретаря горкома Я.Ф.Капустина. Автор письма утверждал, что он сам и другие члены счетной комиссии видели множество зачеркнутых бюллетеней. (В действительности такие бюллетени были, но их было немного: против П.С.Попкова проголосовало 4делегата, Г.Ф.Бадаева - 2, Я.Ф.Капустина - 15, председателя Ленгорисполкома П.Г.Лазутина — 2, Причины, которые побудили А.Я.Тихонова исказить результаты голосования, неизвестны, но это было грубым нарушением Устава партии).
В начале февраля 1949 г. в Москву к секретарю ЦK ВКП(б) Г.М.Маленкову был вызван А.Я.Тихонов. Затем 15 февраля на заседании Политбюро пригласили П.С.Попкова. В этот же день он, а также секретарь ЦK ВКП(б) АА.Кузнецов и Председатель Совета Министров РСФСР М.И.Родионов были сняты со своих постов, 5 марта 1949 г. было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об освобождении Н.А.Вознесенского с поста заместителя Председателя Сонета Министров и председателя Госплана СССР и от всех других руководящих должностей. Через несколько дней И.В. Сталин подписал решение о выводе Н.А.Вознесенского из состава Политбюро, а затем об исключении из членов ПК ВКП(б).
Биографическая справка. Николай Алексеевич Вознесенский родился в 1903 г. в Тульской губернии. После смерти отца, мелкого служащего, был учеником столяра, рабочим типографии, в этот же период стал выполнять первые поручения большевиков.
В 1919 г. он был принят в члены РКП(б). С 1928 г. Н.А.Вознесенский - слушатель, а затем преподаватель экономического института красной профессуры. В эти годы началась научная деятельность Н.А.Вознесенского. В печати постоянно появлялись его теоретические статьи по вопросам социалистического планирования, организации труда, хозрасчета и другим коренным экономическим проблемам социализма. В 1935-1937 гг. Н.А.Вознесенский работал председателем Ленинградской городской плановой комиссии и заместителем председателя Ленгорисполкома.
В 1937 г. Н.А.Вознесенский - заместитель председателя Госплана СССР, с начала 1938 г. - председатель Госплана СССР. На этом посту он проработал более одиннадцати лет. В 1939 г. Н,А.Вознесенский был назначен заместителем, ав 1941 г. - первым заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР. Член ЦK ВКП(б) с 1939 г., в 1941 г. он становится кандидатом, а в 1947 г. - пленом Политбюро ЦK ВКП(б).
В годы Великой Отечественной войны Н.А.Вознесенский входит о состав Государственного Комитета Обороны. Под его руководством велась разработка военно-хозяйственных планов, он руководил работой эвакуированных на восток наркоматов: авиационной, танковой промышленности, вооружения, черной металлургии, боеприпасов, с 1943 г. входил в состав Комитета по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецко-фашистской оккупации. В послевоенный период Н.А.Вознесенский возглавил подготовку пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства, а также перспективного Генерального плана на 15-20 лет.
В 1943 г. Н.А.Вознесенский был избран действительным членом Академии наук СССР. Свой последний и главный труд «Политическая экономия коммунизма» Н.А.Вознесенский заканчивал уже в ожидании ареста.
21 февраля 1949 г. состоялось объединенное заседание бюро, а 22фев-раля - объединенный пленум Ленинградского обкома и горкома партии. На них присутствовали Г.М.Маленков и член Оргбюро ЦК ВКП(б) В.М.Андрианов. С сообщение об антипартийных действия А.А. Кузнецова, М.И.Родионова и П.С.Попкова выступил Г.М. Маленков. Им приписывалась самовольная организация в Ленинграде в январе 1949 г. Всесоюзной оптовой ярмарки, которая якобы привела к разбазариванию государственных товарных фондов и нанесла материальный ущерб государству.. Надуманность этого обвинения была очевидна, тем не менее оно было использовано как основа для политической дискредитации руководства Ленинградской партийной организации.
Им были поставлены в вину: сепаратизм, противопоставлении себя ЦК ВКП(б), намерение превратить парторганизацию Ленинграда в спою опору для борьбы с ЦК, создать Компартию РСФСР. По словам Г.М. Маленкова, руководство Ленинградской партийной организации знало о фальсификации итогов голосования на конференции и намеренно не сообщало об этом ЦК ВКП(б).
Выступившие после Г.М.Маленкова участники пленума отметили целый ряд серьезных недостатков в работе обкома и горкома партии; нарушение принципа коллективности руководства, заседательскую суету, бюрократические методы работы, проявление зазнайства и нескромности. Надо сказать, что общий критический тон выступлений резко отличался от атмосферы предшествующей конференции. Тем не менее критика не давала оснований для обвинений в антипартийном уклоне и сепаратизме.
Пленум поддержал решение ЦК о снятии П.С.Попкова с занимаемых постов и объявил ему выговор.
Биографическая справка. Петр Сергеевич Попков родился в 1003 г. во Владимирской губернии в рабочей семье. В 1925 г. вступил в Коммунистическую партию. Был на хозяйственной, комсомольской, партийной работе. С 1928 г. он в Ленинграде.
В ноябре 19-37 г. П.С.Попков становится председателем Ленинского райисполкома, с июля 1936 г. — первым заместителем председателя, а в 1930-1946 гг. - председателем Ленгорисполкома. С 1 июля 1941 г. П.С.Попков - член комиссии по вопросам обороны Ленинграда. Ему принадлежит видная роль в организации обороны города в годы войны.
Особую роль сыграл П.С.Попков в эвакуации населения и промышленности, перестройке предприятий на военный лад, в строительстве оборонных сооружений, прокладке ледовой «Дороги жизни», продовольственном снабжении города. Он возглавил работу чрезвычайной противоэпидемической комиссии, обеспечившей санитарное и эпидемиологическое благополучие города.
В 1946 г. он сменил А,А. Кузнецова на посту первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). Тогда же П.С.Попков стал членом Президиума Верховного Совета СССР.
Были сняты с работы и строго наказаны также некоторые другие ответственные работники, а А. А .Тихонов исключен из партии.
Первым секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП(6) пленум избрал В.М.Андрианова, кандидатура которого была предложена Г.М.Маленковым. Свою главную задачу новый первый секретарь видел в том, чтобы очистить Ленинградскую парторганизацию от антипартийных деятелей. Ленинградский историк В.Кутузов на основе документов и свидетельств пишет, что в июне 1949 г. в Ленинград по просьбе Андрианова прибыла группа работников, которые были назначены на все ключевые посты в партийном и советском аппаратах города.