Основные изменения в государственном строе США (развитие конституционного принципа разделения властей, эволюция американского федерализма)
С 20-х гг. наметились прогрессивные тенденции, в т.ч. в дальнейшей демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (19-я поправка к конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (22-я поправка к конституции).
Другая тенденция связана с рассредоточением источников формирования государственной политики. В этой области большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления».
Третья важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Штаты противодействуют этой тенденции, но ее значение возрастает. Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и умножение исполнительных функций государства явилось одной из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих-профессионалов. В этот период в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений.
1.Департаменты, возглавляющие отдельные отрасли управления.
2.Национальные агенства — учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых.
3.Многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, подчас имеющих жизненно важное значение для страны.
Существенным стал вопрос о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией, президент после предварительного согласия сената может назначать глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение всех второстепенных постов президент проводит самостоятельно. На практике роль президента в этом процессе является более значительной. Еще в ХIХ в. установилось деление аппарата управления на «гражданскую службу» (несменяемые чиновники-профессионалы) и «правительственную службу» (высшие должностные лица, назначаемые вновь пришедшим к власти президентом и уходящим со своих постов вместе с ним). Эти лица несут ответственность только перед президентом. Однако развитию государственного управления были присущи и другие черты. Государственные службы, сконструированные таким образом, оказались вне действительного государственно-правового контроля, что способствовало росту коррупции, некомпетентности, злоупотреблению властью. Это привело к тому, что конгресс занялся его реформированием. По закону «О гражданской службе» (1883 г.) предусматривались открытые конкурсы-экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения по политическим мотивам. В стране не сложилось единой государственной службы, т.к. каждый штат имеет свой государственный аппарат управления, но это не означает его фактической разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, в том числе и финансовые. Таким образом, централизация оказалась неразрывно связанной с усилением исполнительной власти во главе с президентом.
Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном в системе сдержек и противовесов. В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждения сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента. Централизация государственной власти проявляется в расширении границ законодательной деятельности и в усилении контроля со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет их финансовой зависимости от центра (1/3 бюджетов штатов составляют федеральные субсидии).
Вместе с тем, с тенденцией централизации государственной власти по вертикали (от штатов — к федерации) в США четко обозначилась и другая — концентрация государственной власти по горизонтали. Президент выступает не только как глава государства, глава правительства, лидер одной из двух крупнейших буржуазных партий, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, но и как главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов, а также в качестве «арбитра» в регулировании отношений федерации и штатов и ведущего координатора экономической и социальной политики США. Значительно возросли военные полномочия президента как главнокомандующего, который без объявления конгрессом может начать военные действия, если нападение было совершено на одного из союзников США по военным блокам (в 1950 г. была начата война в Корее , в 1965 г. — во Вьетнаме , на территории Лаоса и Камбоджи , военная экспансия Гренады ). До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.
Укрепление исполнительного аппарата является закономерным явлением государственно-монополистического капитализма, связанным с расширением функций буржуазного государства в экономике, социальной сфере, науке и технике. Президент сам назначает около 1,5 тыс. федеральных должностных лиц.
Наряду с кабинетом, с 1939 г. стал складываться особый административный аппарат при президенте — Исполнительное управление президента (ИУП), который должен был обеспечить большую оперативность и эффективность действий президента в сфере государственного регулирования экономикой (в 1939 г. 70 сотрудников, в н.в. 1700 человек). Этот аппарат имеет трехступенчатую структуру, куда входят сам президент, аппарат Белого дома и аппарат Совета Национальной безопасности. СНБ (создан в 1947 г.) предназначен для координации действий всех ведомств, занятых разработкой внешнеполитических проблем. Высшее руководство деятельностью СНБ осуществляет президент и помощник президента по национальной безопасности. Рекомендации и советы президенту по конкретным вопросам внутренней и внешней политики вырабатываются в региональных и других отделах (отделы России и СНГ, восточно-европейских стран Западной Европы , Африки , Латинской Америки , Азии , Ближнего Востока ).