Действие административно-правовых норм во времени
Вступление административно-правовой нормы в силу может быть определено специальным актом, принятым соответствующим государственным органом.
Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнительней.
Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением какого-либо события (стихийное бедствие, эпидемия и т.п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-летних полевых работ»). В предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время или без указания такового.
Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.
Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы (военнослужащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем, многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.
5. Сформулируйте понятие «административно-правовые отношения». Раскройте содержание, структуру и виды административно-правовых отношений, назовите их особенности.
Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Характерными признаками административно-правовых отношений являются:
· возникают они на основе норм административного права;
· административно-правовые отношения возникают в сфере деятельности исполнительной власти;
· для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;
· участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
· правовые отношения имеют много разновидностей;
· реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;
· споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.
В содержании административного правоотношения различают две стороны:
· 1) материальную (поведение субъектов);
· 2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).
Структура административно-правовых отношений:
· объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;
· субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
· юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
· содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;
· метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
· способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды:
*по характеру юридических связей между сторонами: вертикальные (отношения власть-подчинение), горизонтальные (отношения между исполнительными субъектами).
*по содержанию: материальные и процессуальные;
*по характеру юридических фактов: порождаемые правомерными действиями, порождаемые неправомерными действиями, порождаемые событиями;
*по способу защиты: защищаемые в административном порядке, защищаемые в судебном порядке.
Особенности:
1. Они урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права.
2. Они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления.
3. В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти.
4. Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.
5. Данные отношения могут возникать, изменяться или прекращаться либо по инициативе самих их участников, либо по инициативе третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных взысканий, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и др.).
6. Споры, связанные с административно-правовыми отношениями, рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во внесудебном порядке
7. не выполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.
6. Сформулируйте понятие «государственное управление», определите его сущность и охарактеризуйте основные признаки государственного управления. Назовите разновидности государственного управления. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы государственного управления.
Понятие «государственное управление» существует в широком и узком смысле слова.
В широком: управление делами государства, которое в той или иной степени осуществляется всеми органами государства.
В узком: это подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.
Признаки:
1. Деятельность по осуществлению единой государственной власти
2. По своему подчинению и характеру – это исполнительно-распорядительная деятельность
3. Непосредственная (оперативная) организующая деятельность
4. Имеет общегосударственный характер (т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества)
5. Носит государственно-властный характер (субъекты государственного управления наделены государственно- властными полномочиями и выступают от имени государства)
6. Подзаконность (государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства)
7. Наличие специальных субъектов гос. управления – органов гос. управления
8. Направлено на руководство подчинёнными объектами.
9. Повседневность и непрерывность деятельности
10. Разнообразие организационных форм функционирования государственного управления.
Разновидности государственного управления:
- собственно-государственное управление (направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов РБ)
- функциональное (надведомственное) управление (органы ж/д транспорта)
- внутриорганизационное (юстиции, прокуратуры, суды)
- местное управление (осуществляется областными, районными, городскими, сельскими исполкомами)
-государственное хозяйственное управление
Существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные.
Основные: социальная направленность, приоритетность человека, его прав и свобод, законность, гласность, народность, интернациональность, сочетание централизации и децентрализации, ответственность, профессионализм, научность
Специальные: разделение труда и его нормирование, авторитет и власть, дисциплина, единство руководства, единство распорядительства, подчинение личного интереса общему, вознаграждение труда, сочетание стабильности персонала с выдвижением наиболее достойных на высшие ступени, единение персонала, порядок (определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём определённом месте – речь идёт о гармонии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы), иерархия.
Определите соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть». Раскройте отличия государственного управления от иных видов государственной деятельности (законодательной, судебной, прокурорского надзора).
В соответствии со ст. 6 К-ции РБ государственная власть осуществляется согласно принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть – это не госуд. органы, а явление, связанное с ними. Она осуществляется опре. органами и должностными лицами. И.в. реализуется в форме гос. управления.
Органы гос. управления (и.в.) обеспечивают не только исполнение законов и своих актов, но и выполнение судебных и прокурорских решений. Судебная и прокурорская власти не обладают подобными полномочиями.
Следовательно, с одной стороны, ОГУ (и.в.) служат другим ветвям власти, с другой стороны – возвышаются над ними, занимают главенствующее положение, ибо обладают фактическими возможностями осуществлять насилие.
Исполнительная власть придает государственному управлению специфический гос-властный характер. Именно в процессе гос. упр-я проявляется основное предназначение исполнит. вл. – исполнение законов.
Таким образом, исполнительная власть и гос.управление – явления взаимосвязанные и взаимозависимые. И.В. не сможет существовать без гос. упр-я, а гос. упр-е – без и.вл., ибо оно потеряет свою сущность и основное предназначение.
Продолжает оставаться открытым вопрос, все ли органы гос. упр-я осуществляют исполнит. вл. и являются органами и.вл. В действующем зак-ве РБ нет четкого ответа. Между тем анализ ст. 106 и 107 К-ции РБ, а также ч.1 ст.46 З-на РБ «О местном упр-и и самоупр-и в РБ» позволяет предположить, что органы гос. упр-я осущ-т исполнит. вл. и являются органами исп.вл.
Во-первых, все ОГУ осуществляют гос. упр-е. Иначе и быть не может. В ином случае они просто не могут быть ОГУ.
Во-вторых, исп.вл. реализуется в форме гос. упр-я. Она предназначена для гос. упр-я, как гос. упр-е предназначено для исп.вл.
Следовательно, каждый орган, осуществляющий ГУ, одновременно осуществляет и исп.вл. в большей или меньшей степени.
Сформулируйте понятие «функции государственного управления». Перечислите и охарактеризуйте общие функции государственного управления. Перечислите и охарактеризуйте специальные функции государственного управления.
Функции государственного управления:общие и специальные.
Функция – основные направления деятельности органов государственного управления
Общие
1) Прогнозирование (создание прогноза как помощь в дальнейшем выборе действий)
2) Планирование (создание и направление вектора дальнейших действий)
3) Организация (формирование системы управления)
4) Распорядительство (установление режима деятельности )
5) Координация и взаимодействие (совмещение и регулирование деятельности органов государственного управления)
6) Контроль (контроль и надзор за деятельностью государственных органов)
7) Учет – это фиксация путем подсчета наличия в количественной форме промежуточных и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов, о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов
Специальные функции (как наиболее многочисленные) разделяются на виды в зависимости от сфер управления. Такая специфичность функций присутствует в сферах экономики, социально-культурной, административно-политической.