Государственный земельный кадастр

Впервые необходимость ведения земельного кадастра была при­знана в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.1 С тех пор законодательство о земельном кадастре совершенствовалось и совершенствуется до сих пор с тем, чтобы при регулировании земельных отношений в условиях земельной реформы шире использовать экономические механизмы (экономическую оцен­ку земли, ее доходность, рыночную стоимость и т. д.). Создается авто­матизированная единая система кадастра. Поскольку в Земельном ко-

1 До этого советская доктрина признавала земельный кадастр мероприятием исключительно капиталистической экономики.

дексе РФ земельному кадастру посвящена лишь одна ст. 70, имеющая декларативное значение, издан специальный Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»1, в котором подробно решаются вопросы его ведения.

ПонятиеГосударственный земельный кадастр - сис-

государственного тематизированный свод документированных
земельногосведений, получаемых в результате проведе-

кадастрания государственного кадастрового учета зе-

мельных участков, о местоположении, целе­вом назначении и правовом положении земель Российской Федера­ции и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными уча­стками объектов.

Государственный земельный кадастр создается и ведется, как ука­зано в ст. 4 Федерального закона «О государственном земельном када­стре», в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресур­сами;

государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодо­родия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением зе­мельными участками деятельности.

Создание и ведение фундаментального земельного кадастра слу­жит многим целям, основные из которых названы в приведенной выше ст. 4 Закона. Если внимательно изучить содержание этой ста­тьи, то нетрудно заметить, что перечисленные в ней функции кадаст­ра относятся к сфере государственного и муниципального управления: контроль и охрана земель, меры по повышению плодородия почв, го­сударственная регистрация прав на землю, землеустройство, экономи­ческая оценка земель и учет их стоимости для обоснованной платы за землю. Все эти функции государственного и муниципального управ­ления имеют своей целью обеспечить средствами права рациональное использование и охрану земельных ресурсов страны, что, в свою оче­редь, является главной целью государственного земельного кадастра. Этой же цели служат и другие функции государственного управления, которые прямо в ст. 4 Закона не названы, но подразумеваются в сло­вах последней части данной статьи: иная деятельность, связанная с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

К этой «иной деятельности» относятся такие не менее важные функции государственного и муниципального управления, как плани-

СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

рование использования и охраны земель, зонирование и резервирова­ние земель, мониторинг земель'.

Названные функции управления в области обеспечения рацио­нального использования и охраны земель предусмотрены ст. 9—11 Зе­мельного кодекса РФ и ст. 31—37 Градостроительного кодекса РФ.

Земельный кадастр содействует повышению эффективности любой из названных функций государственного и муниципального управле­ния, поскольку он обеспечивает органы управления и их должност­ных лиц объективными сведениями о качестве земель, их местополо­жении, кадастровом учете и экономической оценке, их принадлежно­сти конкретным субъектам землепользования, а также сведениями о возникновении, изменении и прекращении земельных отношений, которые постоянно происходят по решению государственных органов или в результате совершаемых сделок с недвижимостью.

Земельный кадастр служит прежде всего публичным интересам го­сударства о рациональном использовании и охране земельных ресур­сов страны. Но нельзя забывать о служении земельного кадастра так­же и частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли. Так, всякое юридическое и фи­зическое лицо, совершая сделку, предметом которой является земель­ный участок и находящееся на нем недвижимое имущество, не может ее совершить грамотно и с выгодой для себя, не получив от органов, ведущих земельный кадастр, достоверные сведения о кадастровой оценке данного земельного участка, законных правах его владельца, сервитутах и других обременениях и особенностях правового положе­ния избранного предмета сделки. При возникновении земельных спо­ров документы земельного кадастра служат судам объективным «со­ветчиком» и помощником для вынесения правильного решения по конкретному земельному спору.

Сведения об оценке качества сельскохозяйственных угодий необ­ходимы для проведения землеустройства и мероприятий по повыше­нию плодородия и доходности земель. Они применяются и при реше­нии других управленческих вопросов в области организации рацио­нального использования и охраны земельных ресурсов.

Сохранение и повышение плодородия земель, как записано в ст. 4 Закона, — забота не только пользователей земли, но и государ­ства. В этих целях специализированные государственные организации проводят почвенные, мониторинговые, геоботанические, землеустрои­тельные и иные обследования и изыскания. В отношении каждой ка­тегории земель в соответствии с их предназначением и использовани­ем применяется определенный перечень сведений о качественной ха­рактеристике земельных участков, которые заносятся в Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые кар­ты (планы), а также в другие (вспомогательные) кадастровые доку­менты. Для земель сельскохозяйственного назначения, например,

1 Об определении и содержании функции государственного управления в области землепользования см.: Земельное право: учебник для вузов / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Норма, 2000. С, 130-164.

имеют важное производственное значение показатели (сведения) об аграрно-мелиоративном состоянии угодий, химическом содержании почв и потребности их в соответствующих удобрениях, данные о ки­слотности, засоленности и заболоченности почв и т. д.

Сведения о состоянии плодородия почв необходимы также лесо-хозяйственным организациям (лесхозам), которые несут ответствен­ность (наряду с пользователями земель лесного фонда) за правильное использование этих земель. Что касается земель поселений, то плодо­родие почв здесь не имеет своего обычного значения, напротив, при планировке земель под строительство объектов плодородный слой снимается для его использования при рекультивации разрушенных или просто бедных по своему качеству почв.

Традиционно земельный кадастр предназначался для «фискаль­ных» целей, т. е. сбора налогов в государственную казну (бюджет), о чем свидетельствует исторический опыт других стран.

КадастроваяДля повышения эффективности земельного

стоимость земликадастра Правительство РФ утвердило 8 ап­реля 2000 г. Правила проведения государст­венной кадастровой оценки земель1. Эти Правила определяют поря­док проведения государственной кадастровой оценки земель всех ка­тегорий на территории Российской Федерации для целей налогообложенияи иных целей, ведения земельного кадастра. Государ­ственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентст­вом кадастра объектов недвижимости,его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организация­ми. К этой сложной работе могут привлекаться лица, имеющие ли­цензию на осуществление оценочной деятельности.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для опре­деления кадастровой стоимости земельных участков различного целе­вого назначения. При этом принимаются во внимание сервитута, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, ус­тановленные в законодательном, административном и судебном по­рядке.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на клас­сификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (территориального зонирования).

Кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садо­водческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информа­ции об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты го­родских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляет­ся на основе капитализации расчетного рентного дохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) со­хранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводит­ся оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функцио­нального использования и близких по значению кадастровой стоимо­сти земельных участков.

В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сло­жившейся застройки и землепользования, размещения линейных объ­ектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов (п. 8 Правил).

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схе­ма) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных не только земельного, но и градостроительного, лесного, вод­ного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждаютрезультаты государственной кадастро­вой оценки земель.

Методические и нормативно-технические документы, необходи­мые для проведения государственной кадастровой оценки земель, раз­рабатываются и утверждаются федеральным органомисполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществ­лением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтере­сованными федеральными органами исполнительной власти.

Споры, возникающие при проведении государственной кадастро­вой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

РыночнаяВ отличие от кадастровой стоимости земель-

стоимость землиных участков, которая определяется прежде

всего для целей налогообложения, рыночная

стоимость необходима для совершения сделок с землей. Порядок ее определения установлен специальным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»1. Под оценочной деятельностью понимается установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. При этом за рыночную стоимость объекта оценки принимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчу­жден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информаци­ей, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычай­ные обстоятельства. Так, одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытый рынок




СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

1 РГ. 1998. 6 авг.



в форме публичной оферты (предложения заключить договор); цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образо­вания, физические лица и юридические лица имеют право на прове­дение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных названным Федеральным законом.

Право на проведение оценки объекта оценки является безуслов­ным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распростра­няется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результа­ты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжа­лованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законо­дательством Российской Федерации. В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки либо в договоре об оценке объ­екта (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объ­екта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае исполь­зования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоя­щим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, опре­деляющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «дей­ствительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др.

Основанием для проведения оценки объекта оценки является до­говор между оценщиком и заказчиком.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письмен­ной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

основания заключения договора;

вид объекта оценки;

вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

Оценщик имеет право:

применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объ­екта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц ин­формацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за 180

исключением информации, являющейся государственной или коммер­ческой тайной. В случае если отказ в предоставлении указанной ин­формации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

привлекать по мере необходимости на договорной основе к уча­стию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление не­обходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соот­ветствующие договору условия работы.

Оценщик обязан:

соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требова­ния настоящего Федерального закона, а также принятых на его осно­ве нормативных правовых актов Российской Федерации и норматив­ных правовых актов субъектов Российской Федерации;

сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, пре­пятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

предоставлять заказчику информацию о требованиях законода­тельства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или не­коммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссы­лается оценщик в своем отчете;

предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государ­ственным органам либо органам местного самоуправления по их за­конному требованию.

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должност­ным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим ли­цом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состо­ит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обяза­тельственные права вне договора;

оценщик является учредителем, собственником, акционером, кре­дитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо

является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оце­ночной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересо­ванных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно по­влиять на достоверность результата проведения оценки объекта оцен­ки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Важна роль государственного земельного кадастра при осуществле­нии органами власти своих управленческих функций, уровень компе­тентности и профессиональности которых во многом зависит от умения пользоваться сведениями о земле, содержащимися именно в земельном кадастре. Так, эффективность государственного, муниципального, об­щественного и внутрихозяйственного (производственного) контроля за правильным использованием и охраной земель возможны лишь на ос­нове учета объективных данных кадастра. Государственные инспекторы Роснедвижимости, выполняя свои обязанности контроля за использо­ванием и охраной земель и являясь одновременно должностными ли­цами Роснедвижимости, имеют непосредственный доступ к сведениям о земле, содержащимся в земельном кадастре. Прежде чем принять то или иное решение по результатам проверки состояния и законности использования земель, госинспектор сверяет эти результаты с данными документов земельного кадастра. Обнаружив земельные правонаруше­ния, госинспектор на основании объективных сведений Роснедвижи­мости (о качестве земель, их целевом назначении и правовом режиме, о госрегистрации прав на данный земельный участок и находящемся на нем недвижимом имуществе и другой информации) принимает ре­шение: приостановить работы на данном участке, дать пользователям земли (собственникам, арендаторам и др.) обязательные для исполне­ния предписания по вопросам охраны земель и устранению правонару­шений, составить протокол о допущенных нарушениях земельного и налогового законодательства и направить его на рассмотрение в соот­ветствующие государственные органы для привлечения виновных к ад­министративной либо уголовной ответственности — в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по ведению земельного кадастра

Государственное управление в области веде­ния земельного кадастра осуществляют орга­ны исполнительной власти общей и специ­альной компетенции. Общее государственное управление по ведению земельного кадастра осуществляет Правительство РФ, а на регио­нальном уровне — органы исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральным органом специальной компе­тенции является Федеральное агентство кадастра объектов недвижи­мости и его органы на местах.

В соответствии со ст. 9 Закона «О государственном земельном ка­дастре» к полномочиям органов государственной власти Российской 182

Федерации в области осуществления деятельности по ведению госу­дарственного земельного кадастра относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в данной области, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ раз­вития государственного земельного кадастра;

определение федерального органа исполнительной власти, уполно­моченного на осуществление деятельности по ведению государствен­ного земельного кадастра;

определение перечня основных сведений государственного земель­ного кадастра;

установление порядка финансирования деятельности по ведению государственного земельного кадастра;

установление предельного размера и порядка использования пла­ты, взимаемой за предоставление сведений государственного земель­ного кадастра;

определение перечня сведений государственного земельного када­стра, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка пре­доставления таких сведений;

координация деятельности органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления по ведению государственного земель­ного кадастра.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по ве­дению государственного земельного кадастра определяются ст. 10 За­кона «О государственном земельном кадастре», а также законодатель­ством РФ и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений го­сударственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуще­ствляются за счет средств субъектов Российской Федерации. В част­ности, они осуществляют:

организацию земельно-кадастровых работ на территории субъекта РФ;

координацию деятельности органов, осуществляющих земель­но-кадастровые работы на территории субъекта РФ;

контроль за проведением земельно-кадастровых работ на террито­рии субъекта РФ и соблюдением законодательства в этой области;

принятие законов и иных нормативных правовых актов в области ведения государственного земельного кадастра в рамках федерального законодательства с учетом региональной специфики.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться законами отдельными пол­номочиями в области ведения государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и фи­нансовых средств.

Органам местного самоуправления также предоставлено право в установленном порядке включать в государственный земельный ка­дастр дополнительные сведения за счет средств местных бюджетов. Порядок внесения дополнительных земельно-кадастровых сведений устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия Федерального агенства объектов недвижимости в об­ласти ведения государственного земельного кадастра определены По­ложением об Агентстве, утвержденным Правительством РФ 19 августа 2004 г. №418, о котором сказано на с. 166—167.

ПринципыДеятельность по ведению государственного

земельногоземельного кадастра осуществляется в соот-

кадастра ветствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения го­сударственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного зе­мельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государст­венных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах (ст. 5 Закона).

Принцип — это общее правило, т. е. общее руководящее начало, характеризующее деятельность государственных органов в той или иной области общественных отношений, в том числе и органов, осу­ществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Если названные принципы исполняются в деятельности государ­ственных органов, ведущих земельный кадастр, то создаются условия для получения достоверных сведений о всех необходимых характери­стиках земельных участков (местоположении, размерах участка, его целевого назначения, наличии на участке объектов недвижимости и т. д.). Без достоверных сведений, документально фиксируемых в зе­мельном кадастре, невозможно обеспечить его фундаментальность и авторитетность. При сборе материалов для формирования сведений земельного кадастра у некоторых пользователей земельных участков (собственников, арендаторов и др.) существует соблазн воспользовать­ся несовершенством земельного учета прежних лет и занизить цифры размеров имеющихся у них земель или скрыть излишки площадей против учетных, образовавшиеся в результате самовольной прирезки к своему участку временной свободной государственной земли и т. п. Подобные факты на практике — нередкое явление. Поэтому за­конодательство предусматривает ответственность (вплоть до уголов­ной) за искажение учетных данных земельного кадастра.

Земельный кадастр на всей территории Российской Федерации ве­дется по единой системе и технологии. Все субъекты Федерации обя­заны соблюдать единый порядок ведения земельного кадастра. Уста­новлены единые формы документов и их перечень (состав), который определен ст. 13 Закона. Таким образом достигается полнота и досто­верность сведений земельного кадастра.

Земельные отношения, как известно, находятся в постоянном движении, они возникают, изменяются и при определенных обстоя­тельствах прекращаются в порядке, установленном земельным законо­дательством. Поэтому документальные данные земельного кадастра все время обновляются в соответствии с изменившимся правовым по-

ложением земельных участков и субъектов землепользования, с уче-гом совершаемых сделок, наличия агропроизводственного состояния угодий, а также установленных экологических и других ограничений, I) том числе сервитутов и т. д. Все эти изменяющиеся со временем введения кадастра должны быть открыты и доступны участникам зе­мельных отношений. В противном случае земельный кадастр превра­тился бы в бюрократическое мероприятие, как это было в застойный период нашей истории. Он не имел бы того практического значения, на которое кадастр рассчитан.

Соблюдение принципа открытости сведений государственного зе­мельного кадастра особенно важно и необходимо в условиях рыноч­ной экономики, поэтому вопросу о содержании открытости сведений посвящена специальная статья Закона.

Сведения земельного кадастра должны быть сопоставимы и совмес­тимы со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах и информационных ресурсах (в водном кадастре, лесном, горном, градостроительном, мониторингах природных ресурсов

и др.).

Обязательность кадастрового учета земельных участков

Статья 7 Закона РФ «О государственном зе­мельном кадастре» устанавливает обязатель­ность кадастрового учета земель, ибо полно­ценный фундаментальный земельный ка­дастр можно получить только при обязательном учете всех земель Российской Федерации, где бы они ни располагались и в чьем бы пользовании (собственности, аренде и т. д.) ни находились. Никто не имеет права скрывать или отказы­ваться от предоставления органам Федеральной службы земельного кадастра запрашиваемых ими сведений, необходимых для ведения ка­дастра (за исключением сведений, представляющих коммерческую

тайну).

Статья 19.7 Кодекса об административных правонарушениях уста­навливает ответственность в виде штрафа за непредставление или не­своевременное представление в государственный орган или должност­ному лицу сведений (информации), представление которых преду­смотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно за предос­тавление таких сведений (информации) в неполном объеме или в ис­каженном виде.

Хотя п. 2 ст. 7 Закона «О государственном земельном кадастре» признает юридически действительным государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся до вступления в силу на­стоящего Закона, никто не имеет права под этим предлогом отказать­ся от представления сведений о своем землевладении по запросу госу­дарственных органов, ведущих земельный кадастр. Объясняется это тем, что на практике нередко учетные данные кадастра, зафиксиро­ванные в его документах в прежнее время, существенно расходятся с фактическими характеристиками земельных участков, находящихся в собственности, землевладении, землепользовании, аренде (по разме­рам площади, по видам угодий и целевому их использованию, по правовому режиму, наличию объектов недвижимости, законности

сделки с землей, госрегистрации и т. д.). Следовательно, требования органов, ведущих государственный земельный кадастр, к пользовате­лям земли о представлении ими сведений, необходимых для полно­ценного, достоверного кадастра, по существу не ограничены ни сро­ками, ни субъектами землепользования (собственниками, арендатора­ми и др.), ни территорией (регионом) расположения земельных участков.

В свою очередь, названные землепользователи имеют право полу­чать бесплатно в десятидневный срок документальные сведения о своих земельных участках, зафиксированных в Едином государствен­ном реестре земель и других документах земельного кадастра. Более того, они вправе оспаривать эти документальные сведения, если по каким-то причинам считают их недостоверными, ошибочными. Если по этому вопросу возникает земельный спор, то он разрешается со­гласно ст. 59 Земельного кодекса РФ в судебном порядке.

ОткрытостьСведения государственного земельного када-

сведенийстра носят открытый характер, за исключе-

земельного нием тех, которые отнесены к категории ог-

кадастрараниченного доступа (ст. 8 Закона).

Земельный кадастр содержит сведения,

имеющие практическую пользу не только для государственных орга­нов, ведущих этот кадастр, но и для других органов управления в об­ласти использования и охраны земель, налоговых органов и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собствен­ников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получе­нии этих сведений бывают заинтересованы также участники торгов, аукционов и конкурсов при совершении сделок с земельными участ­ками (купли-продажи, ипотеки и др.). Во всех названных случаях ор­ганы, осуществляющие деятельность по ведению государственного зе­мельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям.

Однако открытость сведений земельного кадастра по смыслу ст. 8 (п. 2) нельзя понимать как их открытость для всех «любознательных». Они предоставляются, причем в обязательном порядке, только заин­тересованным физическим и юридическим лицам. Всякое лицо, же­лающее получить какие-либо сведения земельного кадастра, должно не только предъявить удостоверение личности (юридическое лицо — документ о госрегистрации) или доверенность от заявителя, но и написать заявление, в котором обязано подтвердить свое право на получение запрашиваемых сведений кадастра.

Решение о выдаче сведений принимает орган, ведущий земельный кадастр. Если в выдаче документов будет, по мнению заявителя, отка­зано незаконно, он может обжаловать действия должностных лиц (государственных служащих) в суд (арбитражный суд) на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с измене­ниями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ)1.

ДокументацияМногостороннее и важное назначение када-

земельногостра для правильной организации рацио-

кадастранального использования и охраны земельных

ресурсов требует наличия соответствующих

документов, позволяющих иметь фундаментальные сведения о каждом земельном участке, находящемся в пользовании (владении, аренде, собственности).

Статья 13 Федерального закона «О государственном земельном ка­дастре»1 устанавливает обязательный перечень (состав) документов. Они подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы. Их написание ведется на русском языке.

К основным документам относятся Единый государственный ре­естр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы).

К вспомогательным документам относятся книги учета докумен­тов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федера­ции, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и анали­тические документы.

Состав документов государственного земельного кадастра и поря­док их ведения устанавливаются федеральным органом исполнитель­ной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

В чем состоит назначение основных документов кадастра?

Единый государственный реестр земель представляет собой доку­мент, который предназначен для проведения государственного кадаст­рового учета земельных участков. Он содержит сведения о существую­щих и прекративших существование земельных участках:

их кадастровые номера;

местоположение (адрес);

площадь;

категория земель и разрешенное использование земельных участ­ков;

описание границ земельных участков, их отдельных частей;

зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ог­раничения (обременения);

экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существо-нания земельного участка как объекта государственного кадастрового



ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

1 СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 149.


Наши рекомендации