Федеративное государство. Федерация – сложное союзное государство, форма устройства территории
Федерация – сложное союзное государство, форма устройства территории, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Признаки федеративного государства:
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.
4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.
Принципы образования и функционирования федерации:
1.Добровольность объединения субъектов государства.
2.Равноправие субъектов федерации в отношениях с федерацией.
3.Плюрализм и демократизм в отношениях между собой.
4.Законность и конституционность.
5.Разграничение сфер деятельности и компетенции.
6.Запрет выхода субъектов федерации из ее состава.
Принципы разграничения полномочий федерации и ее субъектов:
1.Выделение предметов исключительного ведения федерации (ст. 71 КРФ).
2.Выделение предметов совместного ведения федерации и субъектов (ст. 72 КРФ).3.Выделение предметов ведения субъектов федерации (ст. 73 КРФ).
Виды федераций:
1.По статусу субъектов федерации:
a. Симметричные (США – все субъекты являются штатами)
b. Ассиметричные (РФ – различные субъекты: края, области, республики, автономные округа и т.д.).
2.По правовым основаниям возникновения:
a. Договорные (в основе лежит федеральный договор).
b. Конституционные.
c. Конституционно-договорные.
3.По принципу образования:
a. Территориальные.
b. Национальные.
c. Национально-территориальные.
Территориальные федерации. В основу положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).
Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.
Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).
Симметричная федерация. . Симметричной является федерация, в основу устройства которой положено полное равноправие субъектов федерации, однородных по природе и равных по статусу. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (земли, республики), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса. Примером такого рода федерации являются США (штаты) и Германия (земли).
Ассиметричные федерации. Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. Асимметричными федерациями являются Индия, Танзания, Бразилия, Канада — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).
Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).
Имитация федерализма. Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.
Мягкая федерация.
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии - это право свободного выхода из союза независимых государств (конфедерации) по собственной воли без согласования с координационными органами конфедерации.
Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Суверенных Республик) также будет «мягкой федерацией».
Право и мораль.
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей
Нормы права – это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.
Нормы морали – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
-право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
-право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
-право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
-право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
-право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
-право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
-правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
-право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
-взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
-право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
-правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
-мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Различия между ними заключаются в:
1) разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);
2) характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);
3) формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);
4) методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);
5) требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости).
Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.
Мораль – нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются и нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.
Противоречие между правом и моралью может выражаться:
1) в несовпадении интересов общества и государства;
2) в различных методах регулирования;
3) в разнице критериев оценки поведения;
4) в расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;
5) в неравномерном развитии норм морали и норм права и т. д.