Государственное устройство. Чехия - унитарное государство
Чехия - унитарное государство. Территория страны делится на области, районы и города. Органами территориальных самоуправляемых единиц являются представительства - представительные органы; совет, управление или магистрат (в городе), приматор (в городах), староста (в селах) исполнительные органы.
Действует Конституция, основная часть которой была принята 16 декабря 1992 г. и вступила в силу 1 января 1993 г. В ней отсутствуют главы, посвященные правовому статусу личности, гражданина, за исключением некоторых общих норм. Соответствующие положения содержатся в Хартии основных прав и свобод, которая считается составной частью Конституции Чешской Республики. Этот документ был принят в форме конституционного закона 9 января 1991 г. Федеральным собранием ЧСФР и переопубликован чешским Национальным советом в 1993 г.
По форме правления Чехия является парламентской республикой. Политический режим - демократия.
Законодательная власть в Чехии принадлежит Парламенту, который состоит из двух палат: нижней - Палаты депутатов и верхней - Сената. В нижнюю палату входят 200 депутатов, в верхнюю - 81 сенатор. Палата депутатов избирается на 4 года, Сенат - на 6 лет, причем каждые 2 года переизбирается 1/3 сенаторов. Выборы в обе палаты проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. При этом Палата депутатов формируется в соответствии с принципами пропорциональной системы представительства, а Сенат - по мажоритарной системе (ст.18 Конституции).
Конституция предусматривает возможность досрочного роспуска нижней палаты Президентом Республики и указывает, по каким основаниям он вправе это осуществить (невыражение доверия вновь назначенному правительству при условиях, установленных Конституцией; непринятие палатой постановления по правительственному законопроекту, если с его обсуждением правительство связывает вопрос о доверии, и др.).
Палаты вправе принимать решения, если присутствует по крайней мере 1/3 их членов. Законопроекты вносятся в нижнюю палату, право законодательной инициативы принадлежит депутату, группе депутатов, Сенату, правительству, а также представительству территориальной самоуправляемой единицы более высокого уровня. Законопроект о государственном бюджете и проект закона о его исполнении может внести только правительство.
Проект закона, принятый Палатой депутатов, незамедлительно передается в Сенат, который вправе утвердить или отклонить его либо возвратить в палату депутатов со своими поправками, причем Конституцией установлен для этого срок в 30 дней. Сенат также вправе принять постановление не обсуждать законопроект; в этом случае он считается принятым.
Принятый Парламентом закон передается Президенту Республики, который вправе вернуть его (за исключением конституционного закона) в срок 15дней с момента поступления; в таком случае Палата депутатов проводит новое голосование (причем внесение поправок в текст не допускается), и если простое большинство голосов всех депутатов будет подано за принятие, закон должен быть обнародован.
Глава государства - Президент Республики, избираемый на совместном заседании палат Парламента сроком на 5 лет. Он представляет государство вовне, заключает и ратифицирует международные договоры, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает и отзывает председателя и иных членов правительства, назначает судей Конституционного суда, его председателя и заместителей председателя и т.д. Решения Президента для вступления их в силу должны быть подписаны председателем правительства (или уполномоченным на то членом правительства), причем ответственность за такие решения Президента несет правительство.
Согласно Конституции никто не может быть избран Президентом более 2 раз подряд. Ответственности за выполнение своих полномочий Президент не несет, его нельзя задержать, подвергнуть уголовному преследованию или преследовать за проступок либо административное нарушение. Президент может быть подвергнут преследованию только за государственную измену по обвинению Сената в Конституционном суде.
Высший орган исполнительной власти - правительство, которое состоит из председателя правительства, заместителей председателя правительства и министров. Председателя правительства назначает Президент Республики; по предложению председателя он назначает остальных членов правительства и уполномочивает их руководить министерствами либо ведомствами. В 30-дневный срок после назначения правительство должно предстать перед Палатой депутатов и попросить ее о выражении доверия.
Правительство принимает свои постановления коллегиально. Председатель правительства организует его работу, руководит заседаниями правительства, выступает от его имени и т.д.
В соответствии с Конституцией (ст.68) правительство ответственно перед Палатой депутатов, оно вправе просить Палату о выражении доверия (ст.71). Палата депутатов может выразить недоверие правительству. Предложение об этом должно быть подано в письменной форме не менее чем 50 депутатами; для принятия решения о недоверии требуется согласие более половины всех депутатов.
Правовая система
Общая характеристика
Чехия входит в романо-германскую правовую семью. Рецепция римского права в высокоразвитых городах средневековой Чехии началась уже в XIII в. Самостоятельное национальное чешское законодательство, исторически сложившееся как право чешского государства, состояло из огромной массы предписаний и обычаев. С XVI в. чешские земли оказались под властью австрийской династии Габсбургов. С этого момента начался процесс постепенного вытеснения чешского права немецким, завершившийся в основном в ходе буржуазной революции 1848 г. Таким образом, современная чешская правовая система сформировалась под решающим влиянием немецкого права (в его австрийском варианте). На территории Чехии вплоть до 1950 г. действовали все важнейшие кодексы периода Габсбургской монархии, включая австрийские Общее гражданское уложение 1811 г. и Уголовное уложение 1852 г., общенемецкое Торговое уложение 1863 г.
После прихода к власти коммунистов в феврале 1948 г. страна взяла курс на замену старых законов. Конституция, принятая 9 мая 1948 г., отменила все ранее действовавшие конституционные и иные законы, противоречившие Конституции и принципам народно-демократического строя. Это означало отмену старого гражданского законодательства, регулировавшего имущественные и семейные отношения и порядок рассмотрения гражданских споров в дореволюционной буржуазной Чехословакии.
Для систематической разработки законодательных актов была объявлена "юридическая двухлетка", в ходе которой были приняты новый Гражданский кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, закон о семье и ряд других законодательных актов.
В 1960-е гг. в Чехословакии осуществлялись крупные законодательные реформы и эксперименты. Был принят новый ГК (1964), ГПК (1963), специальный Хозяйственный кодекс.
После ликвидации социалистического строя в 1989 г. чешская правовая система подверглась коренной перестройке, смысл которой заключался в отказе от наследия социалистической системы и реинтеграции в романо-германскую правовую семью (в ее германской версии). Прежде всего, была изменена сама отраслевая система. Место хозяйственного права рядом с гражданским вновь заняло торговое право. Восстановлена прежняя система институтов гражданского права и их концептуальное содержание.
С момента вступления в силу Конституции Чешской Республики проделана значительная работа по созданию правовой системы нового государства. Принято несколько сотен новых законов, в том числе о государственных символах Чешской Республики, о чешском Национальном банке, об армии Чешской Республики, о приобретении и утрате гражданства Чешской Республики, о Верховном контрольном управлении, закон о регламенте Палаты депутатов, о государственной статистической службе, о выборах в общинные представительства, закон о защите озонового слоя Земли, о государственном представительстве, о полиции Чешской Республики. В результате уже за первую половину 1990-х гг. было почти полностью заменено законодательство в целом ряде отраслей права, а в основные кодексы (ГК, ГПК, УК, УПК, Трудовой кодекс) внесены значительные изменения и дополнения.
Ведущими источниками права в Чехии являются законы и другие нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, Хартию основных прав и свобод, конституционные законы, обычные законы, решения Президента Республики, распоряжения правительства, правовые предписания министерств, иных административных ведомств и органов территориального самоуправления. Согласно Конституции ратифицированные и обнародованные международные договоры о правах и основных свободах человека, которые обязывают и Чешскую Республику, действуют непосредственно и имеют преимущество перед законом.