Противодействие коррупции в таможенных органах

В 2014 году продолжалась работа по противодействию коррупции в таможенных органах.

По материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов следственными органами возбуждено 305 уголовных дел (в 2013 году – 247 уголовных дел). Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 155 уголовных дел, в том числе 103 уголовных дела в отношении
74 должностных лиц таможенных органов и 52 – в отношении 58 взяткодателей.

Значительно увеличилось в сравнении с прошлым годом количество уголовных дел, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции в отношении должностных лиц таможенных органов, по следующим статьям: статье 290 УК РФ (получение взятки) – на 34,5% (с 29 до 39 дел),
статье 292 УК РФ (служебный подлог) – на 36,8% (с 19 до 26 дел). По статье
293 УК РФ (халатность) возбуждено 18 уголовных дел, что в три раза больше чем в 2013 году (в 2013 – 6 уголовных дел), по иным преступлениям против интересов государственной службы количество уголовных дел по сравнению с 2013 годом выросло в два раза (с 10 до 20 дел).

Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах, выявленных подразделениями по противодействию коррупции в 2014 году, являлись: дача взятки, получение взятки и служебный подлог.

Из следственных и судебных органов получены сведения об осуждении за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности,
58 должностных лиц таможенных органов, 42 взяткодателя и 11 других лиц.

Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами таможенных органов, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов. Так, за 2014 год этот показатель составил 90% от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов.

В 2014 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов рассмотрено 236 обращений граждан и организаций по фактам коррупции. По результатам рассмотрения указанных обращений 37 материалов направлено в следственные органы. По направленным в следственные органы материалам возбуждено 9 уголовных дел.

По всем фактам выявленных нарушений должностных обязанностей и служебных полномочий проводятся служебные проверки. По их результатам принимаются необходимые меры дисциплинарного, профилактического и иного характера, проводятся мероприятия по устранению причин и условий совершения нарушений.

В 2014 году по инициативе подразделений по противодействию коррупции или с их участием проведена 461 функциональная, инспекторская и служебная проверка, по результатам которых уволено со службы в таможенных органах
6 должностных лиц, привлечены к дисциплинарной ответственности –
380 должностных лиц.

Информационно-техническое обеспечение

Таможенных органов

В течение 2014 года ФТС России проведен комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению возможности получения в электронном виде от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля и заверенных электронной подписью, не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения об их выдаче заинтересованным лицам.

В целях организации электронного межведомственного взаимодействия ФТС России в 2014 году осуществлена разработка и согласование
9 технологических карт межведомственного взаимодействия, предусматривающих передачу данных от ФОИВ.

Завершена разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска. Основной целью проекта являлось формирование основы единого информационного пространства (платформы), обеспечивающего информационное взаимодействие между всеми участниками процесса оформления товаров и транспортных средств в морском порту. Проведена апробация созданного программного обеспечения в 5 пунктах пропуска: в морских портах Находкинской, Владивостокской, Кингисепской, Новороссийской и Калининградской областной таможен.

Основным итогом проведенных работ можно считать создание функционирующего в реальных условиях программного обеспечения, наглядно демонстрирующего возможность реализации принципов и методологии концепции «Единого окна» на примере его организации в морских портах.

В августе 2014 года внедрена разработанная по заказу ФТС России автоматизированная информационная система Ситуационно-аналитического центра Центральной энергетической таможни для контроля энергоносителей в масштабе реального времени.

Завершено создание интеграционной подсистемы мониторинга и управления для всех компонентов системы обеспечения безопасности информации таможенных органов (далее – СОБИ). Созданная консоль позволяет интегрировать разрозненные консоли подсистем СОБИ, обрабатывая и классифицируя все поступающие события в режиме реального времени.

В целях обеспечения бесперебойной работы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России проводились мероприятия, предусмотренные Программой резервирования элементов ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России
(далее – Программа), утвержденной приказом ФТС России от 28 февраля 2012 г. № 355 (с изменениями, внесенным приказами ФТС России от 4 февраля 2013 г.
№ 192 и от 27 марта 2014 г. № 547).

В соответствии с Программой в 2014 году необходимо было резервировать 702 канала связи, но в результате эффективной работы информационно-технических служб с операторами связи было обеспечено резервирование
755 каналов связи.

Для организации информационного обмена между ФТС России и таможенными органами Крымской и Севастопольской таможен в 2014 году организованы цифровые каналы связи по технологии MPLS:

на Крымскую и Севастопольскую таможни (с 1 августа 2014 года) –
с пропускной способностью 4 Мбит/с.;

на таможенные посты Крымской таможни (6 объектов) и таможенные посты Севастопольской таможни (3 объекта) – с пропускной способностью 1 Мбит/с.

Поставлено в таможни и на таможенные посты телекоммуникационное оборудование (маршрутизаторов – 13 комплектов, коммутаторов – 16 комплектов, 2 телефонные станции (на таможни), 2 абонентских комплекта видеооборудования (в таможни). Все оборудование смонтировано и включено в ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть ФТС России.
В Крымской и Севастопольской таможнях функционирует ведомственная телефонная связь и обеспечена возможность проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи.

Продолжалось внедрение в деятельность таможенных органов современных технических средств таможенного контроля. Всего в таможенные органы поставлено 342 единицы различных досмотровых средств, средств поиска и идентификации.

Проведена работа по оснащению таможенных органов средствами вычислительной техники. В 2014 году в целях обновления компьютерного и серверного оборудования закуплено и распределено по таможенным органам 4 423 единицы офисных рабочих станций, а также серверное оборудование в количестве 100 комплектов.

В 2014 году продолжались мероприятия, направленные на повышение эффективности таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (далее – ТКДРМ). В полном объеме обеспечена организация эксплуатации и координации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматизированных комплексов ТКДРМ в таможенных органах при выполнении установленных требований по обеспечению радиационной безопасности.

В рамках перераспределения осуществлялось дооснащение таможенных органов высвободившейся аппаратурой радиационного контроля. Завершены работы по модернизации 187 комплектов стационарных систем радиационного контроля «Янтарь» в целях продления срока их дальнейшей эксплуатации на 12 лет.

Таможенными органами в ходе проведения таможенного контроля с применением аппаратуры радиационного контроля выявлено более 75 тысяч объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, в 206 случаях совершение таможенных операций было приостановлено ввиду выявления признаков нарушения санитарного законодательства. Более чем в 90 случаях по согласованию с органами Роспотребнадзора принималось решение о запрете перемещения радиационно-опасных объектов через государственную границу Российской Федерации.

В 2014 году в ФТС России была развернута полноценная инфраструктура для работы с электронными документами. Доля документов, обрабатываемых в электронном виде, в общем объеме документооборота ФТС России составила более 60% (в 2013 году – 25%).

Проводилась работа по обеспечению должностных лиц таможенных органов усиленными квалифицированными сертификатами ключей проверки электронной подписи.

Функционирование автоматизированных информационных систем таможенных органов и выдачу сертификатов ключей электронных подписей (далее – ЭП) для использования участниками ВЭД или иными лицами, осуществляющими информационное взаимодействие при представлении сведений таможенным органам в электронной форме обеспечивает система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов
Российской Федерации (далее – СВУЦ ТО).

В СВУЦ ТО входит 36 удостоверяющих центров. Общее количество выданных сертификатов ключей электронной подписи СВУЦ ТО составило 27 000 ЭП, из них 16 000 ЭП было выдано главным ведомственным удостоверяющим центром для участников ВЭД и порядка 1 500 ЭП для должностных лиц таможенных органов, также региональным ведомственным удостоверяющим центром таможенных органов было выдано 9 500 ЭП для должностных лиц таможенных органов (с 2013 года ЭП выдается сроком
на 2 года).

Правовая работа

В 2014 году законопроектная деятельность ФТС России осуществлялась
в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, отдельными поручениями Правительства Российской Федерации и в инициативном порядке.

В течение 2014 года ФТС России рассмотрела 186 проектов федеральных законов, 49 проектов заключений, отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, 349 проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших
в ФТС России на согласование от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В 2014 году восемь законопроектов внесены в Правительство Российской Федерации и рассматриваются Федеральным Собранием Российской Федерации (внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации).

В целях совершенствования ведомственного нормативного правового регулирования в сфере таможенного дела в 2014 году было направлено
на государственную регистрацию и зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 68 нормативных правовых актов ФТС России.

По результатам ревизии объем ведомственной правовой базы в сфере таможенного дела в 2014 году сокращен на 606 правовых актов в связи
с изданием 53 приказов ФТС России о признании утратившими силу правовых актов ФТС (ГТК) России, а также на 553 правовых акта в результате
их переиздания.

По итогам 2014 года в производстве таможенных органов находилось более 47 тысяч судебных дел на общую сумму 68,4 млрд. рублей.

Судами рассмотрено 32 522 дела на общую сумму 36,7 млрд. рублей.

По искам, предъявленным таможенными органами, судами было рассмотрено 5 953 дел, из которых в 87,9% случаев решения приняты в пользу таможенных органов. Таможенными органами в судебном порядке довзыскано
2 млрд. рублей таможенных платежей в федеральный бюджет, что более
чем на 900 млн. рублей превышает сумму таможенных платежей, довзысканных таможенными органами в федеральный бюджет в судебном порядке
за 2013 год.

Соотношение количества судебных дел, рассмотренных в пользу таможенных органов по искам таможенных органов, к общему количеству рассмотренных дел по искам таможенных органов в 2014 году

Противодействие коррупции в таможенных органах - student2.ru

К ФТС России в 2014 году предъявлено 299 исков на общую сумму около
2,8 млрд. рублей. Из 222 рассмотренных дел в пользу ФТС России принято
122 решения на сумму более 92,96 млн. рублей.

Также в 2014 году ФТС России велась претензионно-исковая работа,
в рамках которой ФТС России было предъявлено 6 исковых заявлений
на сумму более 5,8 млн. рублей, из которых по 2 делам приняты решения
о взыскании в федеральный бюджет денежных средств в размере
более 3 млн. рублей.

В 2014 году по результатам ведомственного контроля таможенными органами вынесено более 12 тысяч решений об отмене (изменении) и признании неправомерными более 22 тысяч решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела.

Сравнительный анализ результатов деятельности таможенных органов
в 2013 и 2014 годах показал, что в 2014 году количество вынесенных решений увеличилось на 16%, вместе с тем количество отмененных (измененных) решений уменьшилось на 5,2%.

Сведения о количестве решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, отмененных (измененных), признанных
неправомерными по результатам ведомственного контроля
за 2014 год в сравнении с 2013 годом

Противодействие коррупции в таможенных органах - student2.ru

При этом 76% решений в области таможенного дела, отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля в 2014 году, пересмотрены
в связи с нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза
и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенными
при их принятии, остальные 25% решений в области таможенного дела отменены в связи с выявлением «новых обстоятельств». В 2013 году указанный показатель составил 79 и 21% соответственно.

Основными категориями решений, отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля, явились решения, принятые при контроле таможенной стоимости (52% от общего числа отмененных (измененных) решений
в 2014 году; 58% – в 2013 году), а также при классификации товаров
и определении страны их происхождения (44% от общего числа отмененных (измененных) решений в 2014 году; 42% – в 2013 году).

В 2014 году таможенными органами было рассмотрено по существу
2 557 жалоб юридических и физических лиц на решения, действия (бездействие)
в области таможенного дела, из которых 70% жалоб по результатам их рассмотрения удовлетворены полностью или частично.

Статистика рассмотренных по существу жалоб юридических
и физических лиц по сравнению с 2013 годом показывает незначительное увеличение количества как поступивших жалоб (в 1,2 раза), так и решений
об их удовлетворении (в 1,5 раза).

Наибольшее количество жалоб в указанный период, как и в предыдущие годы, поступило в таможенные органы на решения, действия (бездействие), принятые и совершенные в связи с исчислением и взиманием таможенных платежей – 80% от общего числа жалоб (из них на решения по таможенной стоимости – 69%), в связи с применением таможенных процедур и совершением таможенных операций – 13,4%, в связи с применением специальных таможенных процедур при перемещении товаров физическими лицами – 2,7%.

Наши рекомендации