Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации
Субъектами пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации являются лица летного и летно-испытательного состава, граждане, занятые работой по управлению воздушным движением и работники инженерно-технического состава, осуществляющие техническое обслуживание воздушных судов.
Специфика работы в гражданской авиации неизбежно ведет к понижению профессиональной трудоспособности до наступления возраста, необходимого для назначения пенсии по старости на общих основаниях. В частности, по данным медицинских исследований состояние здоровья членов экипажа воздушного судна непосредственно связано с длительно-
==127
стью воздействия вредных факторов во время полетов, которые в 2-5 раз превышают допустимые санитарные нормы, установленные для рабочих мест. Разрабатываются новые нормы радиационной безопасности для лиц летного состава, которые позволят приравнять летчиков к категории "А"
- персоналу атомных электростанций, получающему дозу облучения свыше 5 Бэр. Повышенный шум, вибрация, информационный дискомфорт, ^ действие электромагнитного излучения, радиации, искажение пространства и времени приводят к раннему истощению психофизиологических резервов человека, а следовательно, и к сокращению продолжительности
-жизни. Биологический возраст летного состава гражданской авиации превышает календарный на 5-8 лет*.
Авиадиспетчеры и работники инженерно-технического состава испытывают повышенное нервное напряжение, а не воздействие факторов производственной среды. Именно это обстоятельство привело к установлению особых норм, определяющих право на пенсию.
Условия пенсионного обеспечения зависят от субъекта правоотношений. Для работников летного и летно-испытательного состава единственным условием назначения пенсии является выслуга лет. Порядок исчисления выслуги лет определяется в зависимости от типа воздушного судна, характера и сложности выполняемых работ. Для авиадиспетчеров и лиц инженерно-технического состава, осуществляющих обслуживание воздушных судов, необходимо выполнить еще два условия - достижение пенсионного возраста и наличие общего трудового стажа.
Списки должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РФ № 340-1 и Правил исчисления сроков выслуги лет утверждены постановлением СМ РСФСР от 04.09.91 № 459.
Для назначения пенсий работникам летного состава выслуга лет исчисляется следующим образом: - каждые 20 часов налета на самолетах - за один месяц выслуги; - каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка и пр.); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов; в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях - за один месяц; Чикирева И.П. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации. Автореф. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1996, С. 13.
==128
- один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за полтора года; - один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных организациях ДОСААФ - за 1,5 года выслуги при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного и высшего пилотажа - за два года и т.п. При выполнении в течение года различных работ выслуга лет распределяется пропорционально продолжительности налета часов на каждой работе.
В выслугу лет засчитывается также: служба в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР ; время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации при условии уплаты взносов в ПФР с 1992 г.; время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам.
Выслуга лет за период до 1 января 1992 г. исчисляется по правилам, действовавшим до указанной даты. К более легкой работе присоединяется более тяжелая: к работе по управлению воздушным движением - работа в летном составе; к работе в инженерно-техническом составе - работа в летном составе и по управлению воздушным движением и т.п.
Федеральным Законом от 25.02.99 № 37-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации предоставлено право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет. Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги и установления величины повышенного максимального размера пенсии за выслугу лет утверждены постановлением Правительства РФ от 07.09.99 № 1012. В него включены должности пилотов, штурманов, бортовых инженеров, бортовых механиков и бортовых радистов. Максимальный размер пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяется на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране. Источником финансирования служит дополнительный тариф страхового взноса в ПФР.