Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды
Законодательный процесс - это деятельность граждан или компетентных органов государственной власти по подготовке, принятию и введению в силу законов, имеющая несколько последовательных стадий.
В федеративном государстве законодательный процесс может проходить на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.
Законодательный процесс на федеральном уровне имеет пять основных стадий:
1.Законодательная инициатива - это внесение в нижнюю палату федерального парламента текста законопроекта с пакетом сопутствующих документов (обоснованием необходимости принятия нового закона, перечнем нормативно-правовых актов, требующих принятия, изменения или отмены вслед за принятием нового закона). Субъекты законодательной инициативы четко определены законом. Чаще всего это глава государства, палаты и депутаты федерального парламента, правительство, высшие федеральные суды (по вопросам их ведения), законодательные органы субъектов федерации.
2.Подготовка законопроекта к принятию проходит в комитетах нижней палаты федерального парламента. Здесь анализируется текст законопроекта, проводятся парламентские слушания и экспертизы с привлечением специалистов.
3.Принятие закона на пленарном заседании нижней палаты федерального парламента проводится в трех чтениях: первое чтение определяет необходимость принятия закона; во втором чтении закон принимается по существу с учетом всех поправок и замечаний; третье чтение - это принятие закона в целом. В каждом чтении закон принимается простым или квалифицированным большинством (федеральные законы в Государственной Думе принимаются простым большинством – 50% от общего числа депутатов, федеральные конституционные законы - большинством в 2/3).
4.Рассмотрение принятого закона верхней палатой федерального парламента. В результате рассмотрения закон может быть одобрен, тогда он направляется к главе государства, или отклонен.
5.Промульгация - это подписание закона главой государства (в России президент рассматривает закон в течение 14 дней) и его опубликование в официальных источниках (в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации).
Дополнительные стадиизаконодательного процесса могут возникнуть:
1. В результате отклонения закона верхней палатой парламента, тогда создается согласительная комиссия, которая вырабатывает рекомендации по изменению текста закона и направляет их в комитет нижней палаты, осуществлявший подготовку законопроекта (вето верхней палаты). Если текст закона будет вновь принят в первоначальной редакции квалифицированным большинством (в Государственной Думе Российской Федерации - 2/3), он должен быть одобрен;
2. В результате отказа подписать закон главой государства (вето главы государства). В этом случае закон также направляется в комитет нижней палаты. Вето преодолевается путем принятия и одобрения первоначальной редакции закона квалифицированным большинством в каждой палате федерального парламента (в России — 2/3 в Государственной Думе и Совете Федерации). В этом случае глава государства обязан подписать закон в более короткий срок (в России - в течение 7 дней).
На уровне субъектов федерации законодательный процесс имеет четыре основные стадии: законодательную инициативу, подготовку закона в комитете законодательного органа (Законодательного Собрания Кировской_ области), принятие закона на пленарном заседании законодательного'Органа (в двух чтениями промульгацию - подписание и опубликование закона высшим должностным лицом субъекта федерации (губернатором области) в официальном "^и( источнике. Дополнительная стадия может возникнуть только в случае отклонения закона на "-f'V последней стадии (вето губернатора). Однако вето может быть преодолено.
В любом государстве законодательный процесс может осуществляться по процедуре "}^У**\ проведения референдума, в данном случае законодателем будет являться народ.
Таким образом, законодательный процесс является разновидностью правотворческой деятельности законодательных представительных органов; может осуществляться на любом уровне государственной власти, а также на референдуме.
24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация
Нормативно-правовой акт (НПА) - это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе.
Виды нормативно-правовых актов:
1. Законы ~ это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом на референдуме и регулирующие наиболее важные общественные отношения.
Виды законов:
А) на федеральном уровне: •
- конституции - основные законы государств, обладающие высшей юридической силой, принятые по самой сложной законодательной процедуре, существующей в государстве;
- федеральные конституционные (органические) законы (ФКЗ) - детализируют положения конституции (например, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»); ,
- федеральные законы, в том числе кодексы и модельные законы.
Б) на уровне субъекта федерации:
-основные законы - конституции в республиках и уставы в иных субъектах России; - ; -текущие законы (закон «Об административной ответственности в Кировской области»).' В унитарном государстве законы принимаются только на одном - общегосударственном уровне.
Кодексыявляются основными источниками в определенной отрасли права, которым не могут противоречить другие законы - источники данной отрасли.
Модельные законы носят рекомендательный характер, принимаются чаще всего на федеральном уровне как образцы для принятия подобных законов субъектами федерации.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты — нормативные акты, изданные компетентными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законов.
- акты главы государства и высших должностных лиц субъектов РФ (указы);
- акты правительств (постановления);
- акты министерств и ведомств (инструкции, приказы);
- акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения).
"Локальные нормативные акты также можно считать правовыми, хотя некоторые ученые склонны относить их к разновидности, корпоративных норм (уставы юридических лиц, коллективные договоры на предприятии, должностные инструкции, положения).
Таким образом, нормативно-правовые акты отличаются от иных правовых актов тем, что содержат нормы права.