Революция Мэйдзи. Конституция 1889 г
Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в.До XIX в. Япония являлась феодальной страной, процессы развития в которой были в значительной степени заторможены политикой “самоизоляции” прежде всего от “западных варваров”. Начиная с XV в. рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, к окончательному утверждению экономической и политической самостоятельности владетельных князей – представителей крупных феодальных домов – даймё (“большое имя”). Владения даймё охватывали провинции или группу провинций. Они лишь номинально признавали власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном, представителем одного из крупнейших и сильнейших феодальных домов (сёгуны родов Минамото, Асикага и Токугава правили Японией с конца XII в. по 1867 г.).
Вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сёгуна. Власть императора была номинальной. Он почти безвыездно жил в своем дворце, его видели в основном прислуживающие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах.
Правительственными делами ведала администрация ставки сёгуна-бакуфу.
В предреволюционный период XIX в. в Японии начали складываться капиталистические отношения, существовали развитое ремесленное производство, домашняя и мануфактурная промышленность. Важную роль в экономике играла торгово-промышленная буржуазия. Интенсивно начинает разрушаться натуральное сельское хозяйство, происходят массовое обнищание крестьян, быстрое углубление дифференциации японской деревни.
Прямым следствием этих социальных сдвигов стал рост антиправительственных настроений среди определенных слоев японского дворянства. В результате обеднения даймё самураи (светские феодалы; к высшему слою самурайского сословия принадлежали князья, занимавшие все административные посты при сёгуне, “внешние” князья, отстраненные от дел управления, придворная аристократия, служилое военное самурайство) потеряли своих покровителей, а вместе с тем и “рисовые пайки”, которые они получали от сёгунской администрации, пополняя армию недовольных правящим режимом. Возрастало недовольство и крестьянства, беднейшая часть которого, задавленная тяжелыми арендными платежами, налогами, голодом, злоупотреблениями администрации, грабежами ростовщиков, становится главной силой так называемых “рисовых бунтов”.
Рост антибакуфского движения затронул и некоторую часть крупных феодалов, среди которых выделялись могущественные кланы юго-западных княжеств, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие.
Широкое недовольство вызывала и неспособность сёгуната противостоять угрозе независимости страны. В 1865 г. Англия, Франция, США и Голландия добились ратификации неравноправных торговых договоров, на основе которых Япония была приравнена впоследствии в торговых отношениях с ними к полуколониальному Китаю.
В этих условиях устранение сёгуната и восстановление власти императора становятся той идейной платформой, на которой происходит объединение различных слоев населения. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии. Так как буддизм был религией сегуната, ему противопоставлялась древняя религия японцев – синто, обожествлявшая императора.
Восстановление императорской власти.Развернувшиеся в 1868 г. события привели к победе антибакуфских сил, к отставке сёгуна, упразднению бакуфу и восстановлению власти императора. Эти события получили название реставрация Мэйдзи. Мэйдзи (“просвещенное правление”) – официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868 – 1912 гг.)
Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется тэнноизм (от слова тэнно – Сын Неба, древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название императорский путь, несущее политический, идеологический, религиозный и мировозренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.
События 1868 г. расчистили путь для развития капиталистических отношений, становления буржуазного государства.
Главные пропагандисты реформ в середине XIX в. происходили из купеческой среды, оппозиционной сегуну аристократии и тех лиц, которых сегуны посылали учиться в Европу или Америку военному делу и которые возвращались преисполненными удивления и восторга перед западной цивилизацией.
Революция Мэйдзи происходила не в феодальном, а в более архаичном и отсталом обществе. Если на Западе феодальное общество несло на себе следы культурного и политико-правового влияния нескольких цивилизаций, на базе которых оно сложилось, то здесь ситуация была во многом иной. Как и все великие революции, вышеназванная сопровождалась синтезом и видоизменением различных по происхождению идей (религиозных и светских), реорганизацией властных учреждений, соединением усилий разных движений и противоборствующих течений, а также борьбой за центральную власть против местничества и сепаратизма.
Буржуазные реформы 70 – 80-х гг.В 70 – 80 гг. XIX в. были проведены реформы Мэйдзи. Среди них особое место занимает аграрная реформа 1872 – 1873 гг. Она привела к ликвидации всех феодальных прав на землю. Земля превращалась в отчуждаемую капиталистическую собственность, которая облагалась единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Крестьяне, наследственные держатели земельных участков, получали эти участки в собственность, а крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не имели.
Князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью которой японская знать в 80-х гг. становится обладательницей значительной доли банковского капитала страны. Это способствовало впоследствии ее быстрому переходу в разряд верхушки торгово-финансовой и промышленной буржуазии.
Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством. Тем самым ликвидировался феодальный сепаратизм, завершалось государственное объединение страны, являющееся одним из главных условий развития внутреннего капиталистического рынка.
Требования, продиктованные угрозой экспансионизма стран Запада, определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи, в частности военной, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы. В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. “равенства всех сословий”.
В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавших сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку). Все остальное население было отнесено к “простому народу”. “Равенство всех сословий” не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных (“эта”). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. От воинской повинности можно было откупиться.
Были ликвидированы все ограничения на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, была упорядочена денежная система. Все это способствовало развитию капиталистических отношений.
С целью предотвращения народных выступлений император в 1881 г. издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления.
Буржуазно-либеральная оппозиция в 1881 г. создает Либеральную партию (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники и арендаторы.
В 1882 г. создается партия умеренной аппозиции – Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции.
Программные требования обеих партий были почти одинаковыми. Они требовали введения парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижения налогов, пересмотра неравноправных договоров с западными странами, проведения денежной реформы и др.
На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-имперской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками. Наряду с созданием правительственной партии охранительным антидемократическим целям служило и предконституционное законодательство. В частности, Законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.
В 1880 г. с помощью иностранных консультантов были разработаны уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Оба составлялись под большим влиянием европейских образцов, прежде всего Французского уголовного кодекса.
В 1885 г. был создан Кабинет министров при верхней палате (нижняя палата упразднена в 1873 г., что содействовало возвышению знати из дворцового окружения императора). Одновременно в противовес Кабинету было учреждено Министерство императорского двора, куда вошли министр двора, хранитель печати и главный камергер, должности вполне автономные. В 1886 г. был создан Тайный совет для дачи рекомендаций и утверждения проекта конституции.
Конституция 1889 г.11 февраля 1889 г. император “даровал” своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.
В Конституции закреплена обширная власть японского императора. Он “занимал престол на вечные времена” и правил “в силу своего происхождения”, являлся носителем государственного суверенитета. Особа императора объявлялась “священной и неприкосновенной”. Император имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и т. д. Законодательная власть также вверялась императору и парламенту (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Императорские указы имели силу закона (ст. 8). Эти указы обычно появлялись во время парламентских каникул, которые длились девять месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.
Министры и все высшие должностные лица назначались императором и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору.
Парламент по Конституции состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома.
По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовался только 1 % населения. Нижняя палата на 48 % состояла из помещиков.
Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие “особые заслуги” перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней – в 7 лет.
Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду “секретных”. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет предыдущего года.
В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии. Привилегированное положение занимали Тайный совет и Совет старейшин (генро), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим от парламента и от Кабинета министров. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета. От Тайного совета же исходило одобрение императорских указов и назначений. В неконституционный орган Генро (Совет старейшин), оказывающий решающее влияние на политику страны вплоть до первой мировой войны, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.
Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных, в котором на первое место поставлены их обязанности платить налоги и нести военную службу. Среди прав и свобод названы свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались “в установленных законом пределах”.
Создание судебной системы.Реформы периода Мэйдзи потребовали не только организационного, но и законодательного обеспечения, что и было осуществлено в последующие десятилетия. Иностранные инструкторы обучали войско, приглашенные европейские правоведы приобщали к опыту кодификационных работ. 80-е гг. стали начальной стадией обновления законодательства, а первое десятилетие следующего века – периодом уточнений и адаптаций к более консервативному кругу.
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась “от имени императора и согласно законам”.
В 1890 г. на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные суды, оппеляционные суды и Большой суд правосудия, которому принадлежало право толковать законы, выступать в качестве высшей апелляционной инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовывались коллегии административных судов.
Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров.
В 1893 г. был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры.