Шагами по пути конституционной монархии в России были решения Александра I в отношении управления Польши и Финляндии в составе России. О каких шагах идет речь?
Ответ1: В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.
Источник 1: Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
Ответ 2: Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.
Источник 2: Шильдер Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование.
Благодаря реализации управленческой реформы, разработанной Сперанским, при Александре была проведена оптимизация работы важных органов государственного управления. В чем заключалась сущность изменений, и каков их эффект?
Ответ 1:В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому — заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «конституционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвинуты следующие предложения:
— при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;
— для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);
— Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;
— разделить все население России на три сословия — дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);
— наделить избирательным правом только дворян и представителей «среднего состояния»;
— ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;
— Сенат — высший судебный орган — формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;
— Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;
— связующим звеном между тремя ветвями власти — Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган — Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;
— на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.
Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:
— в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;
— в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.
Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.
Источник 1:. Володина Т. А. «Русская история» С. Н. Глинки и общественные настроения в России в начале ХIХ в. // Вопросы истории. 2002. № 4. С. 148.
Ответ 2 :План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название "Введение к уложению государственных законов". Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь (в течение 1810-1811 гг.). на деле же план был отложен до лучших времен, а сам Сперанский позднее отправлен в ссылку.
Источник 2: Мироненко, С.В. Как Россия в начале XIX века чуть не стала конституционной монархией /С. В. Мироненко// История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России начала 20 в. – М., 1991.
Ответ 3: В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект — Государственная уставная грамота Российской Империи"— содержал следующие основные положения:
— в России устанавливалась конституционная монархия;
— учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
— Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
— Сенат полностью назначался императором;
— инициатива предлагать законы закреплялась только за императором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом; ,
— император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
— Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
— наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
— закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
— о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).
Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.
Источник 3 :Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.
13.Император уделял много внимания развитию системы просвещения. Мог ли со временем Е. Онегин утверждать: « Мы все учились…»?
Ответ 1:Разумеется, Онегин превосходно владеет французским языком, у него изящные манеры, он способен поддерживать непринужденный разговор в обществе. Кроме того, немного знает латынь, читал труды ученых-экономистов.
Источник 1 Материалы Википедии.
Ответ 2: При Александре 1 была создана сисема образования:
Первой ступенью были– церковно-приходские школы, где обучали чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Даже на эти школы приходился всего 1 учащийся из 200 жителей Украины.
Второй ступенью были –двухклассные уездные училища.
Третьей ступенью были – трехклассные уездные училища.
Четвертой ступенью были – гимназии, которые давали полновесное среднее образование, но они носили ярко выраженный сословный характер.
Источник 1: Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.
Ответ 2 :При Александре: В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.
Источник 2: А.С Орлов. Хрестоматия по истории России. М: Проспект, 1999
Ответ 3: При Александре 1 Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах. В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.
Источник 3: Федоров, В.А. Александр I /В. А. Федоров //Вопросы истории. – 1990. – №1.