Г) Авиация специального назначения
Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и торфяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п – ВСУ-5, Ми-26тп – ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-76тд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применяются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.
ЛА экстренной медицинской помощи МЧС России предназначены для оказания неотложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и противоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.
Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплексом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.
В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть оборудованы как летающие госпитали или операционные.
Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф “Защита”; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитарные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили “Скорой помощи”. Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь “Скальпель”, рассматривается вопрос о его передаче МЧС России.
ЛА управления и связипредназначены для руководства силами и средствами с воздушных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между наземными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.
Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (наблюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.
Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведывательных полётов.
Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и военных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные самолёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, оперативной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.
Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и гражданской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), метеорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.
В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборудуются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видеосъемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудованием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.
Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во.105 и ВК-117.
Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут применяться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.
Летающие платформы –перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винтами-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположенными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.
МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автономного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и связи – вертолёта Ка-137.