Какой тип экономики Архангельской области?

Ответив на этот вопрос, мы поймём, влияет ли данное мероприятие на экономику области в принципе.

Итак, кратко, что есть экономика области:

1) Сельское хозяйство: крестьянство как класс отсутствует (80% населения живёт в городах и районных центрах). Есть редкие фермерские хозяйства, которые в принципе не способны решить вопрос обеспечения население области продуктами питания. Есть попытки создать агрохолдинги, но пока они находятся в зачаточном состоянии, и, в принципе, их надо рассматривать как элементы иной социально-экономической модели. Какой? Об этом чуть ниже. Ещё есть несколько колхозов, но они все рыболовецкие, то есть живут за счёт квоты на вылов в Баренцевом море трески и пикши и продажи её либо в Мурманске, либо в Норвегии. Итог – сельского хозяйства нет.

2) Промышленность:

2.1 Машиностроение: без сомнения, это Северодвинск с его предприятиями СМП и «Звёздочка». Но эти предприятия входят в корпорацию ОСК, то есть уже юридически вынесены за пределы области. Правда, до сих пор являются градообразующими для города и потенциально – промышленнообразующими для области. Но только в потенции, так как юрисдикции области они не подчиняются.

2.2 Лёгкая промышленность: отсутствует. То есть, жители области приобретают весь ширпотреб для своих нужд, привезённый из других регионов страны и планеты.

2.3 IT промышленность: в принципе нет.

3) Лесная отрасль: из 25 заводов в Архангельске остался только один!!! Есть два ЦБК, но они принадлежат международным структурам, и вся прибыль от их деятельности не принадлежит области. На западе области остатки лесного массива «осваивает» корпорация «Онегалес» (руководство в Питере), и продукция вывозится за рубеж. На юге области несколько крупных предпринимателей занимаются рубками лесного массива. Есть своя переработка древесины, но основной потребитель продукции – рынки Москвы и Питера. Вроде бы как ситуация с лесной отраслью смотрится неплохо, если не знать того, что за период активного вырубания лесов в советское время, когда область была «всесоюзной лесопилкой» и прекращения 20 лет назад планового восстановления лесов, видовой состав лесов области резко изменился. На сегодняшний день хвойные леса составляют лишь 20% от общего количества. При этом восстановлением хвойных лесов никто до сих пор не занимается. То есть, на западе и юге области идёт активное освоение остатков хвойных лесов, в центре их уже не осталось (в промышленном масштабе), самый большой массив остаётся на востоке области, но туда пока не разработана логистическая схема вывоза. Но как только она будет готова, то на те леса уже будут претендовать крупные зарубежные компании. Вывод: в ближайшие годы лесная промышленность как вид прекратит своё существование ввиду отсутствия сырья – хвойных лесов.

4) Рыболовство: есть рыболовецкие колхозы, но они ловят лишь в Баренцевом море. Прибрежное рыболовство и вообще рыболовство в Белом море не ведётся.

5) Добыча алмазов: принадлежит ТНК (транснациональным корпорациям), так что область получает лишь минимум по зарплате и части налогов. Вся прибыль выводится за пределы области.

6) Рынок товаров повседневного спроса и услуг: очень активен, прилично развит, именно здесь и крутится множество проектов, грантов, научных конференций, круглых столов и пр. Да, он есть. Но он почти полностью зависит от внешних поставок технологий, сырья, готовых товаров. Более того, он является главным насосом по выводу денег, получаемых жителями области по социальной линии: зарплаты чиновников (районных, областных и федеральных), учителей, врачей, пенсионеров. Этот рынок не смог даже освоить технологию мультипликативности (оборачивания средств внутри своего региона), он напрямую меняет социальные деньги на товары и сырьё. То есть, в случае прекращения поставок извне товаров и сырья, или же в случае прекращения поступления в область социальных денег из «федерального центра», этот рынок обрушится. Вывод: пока есть социальные деньги у федерального центра, рынок товаров и услуг действует.

7) Энергетика: создана как система ещё в советский период, полностью зависит от внешних поставок угля, мазута и газа. Технологически осталась в прошлом веке. Не является собственностью области, так как принадлежит корпорации с центром управления за пределами области.

Таким образом, экономика Архангельской области относится к типу социально-дотационной экономики. Сырьё, добываемое в области, не принадлежит жителям области, сами же они потребляют товары и услуги, полностью зависимые от поставок извне.

В классическом смысле понимания экономики как разумного хозяйствования нет, так как природная ресурсная база не принадлежит населению области, нет защищённого рынка сбыта для местных сельхозпроизводителей. То есть, область не производит никакого «натурального продукта» (в том числе, информационного), который был бы конкурентоспособен в 21 веке на мировом рынке (поскольку РФ входит в ВТО). Для СОЗДАНИЯ!!! (пишем большими буквами) экономики надобны системные действия, так как нынешняя экономика области является бутафорской.

Теперь смотрим, что же предполагается сделать в рамках деятельности Корпорации Развития Архангельской области. Есть ли хоть одно действие системного характера по созданию экономики?

Действует два десятка проектов муниципального масштаба, продолжающих работу в рамках всё той же бутафорской экономики. Но раз КРАО не призвано решать экономические проблемы (в принципе) области, то для чего затевается всё это шоу?

Прежде чем понять суть явления, разберёмся с понятиями (терминами).

Наши рекомендации