Адаптивные возможности
Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:
1. Характером психофизических нарушений (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).
2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др.).
3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.
4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).
5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей-инвалидов (средства передвижения слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.
6. Ограниченностью возможностей детей-инвалидов участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.
7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.
8. Нахождением ребенка-инвалида в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.
Опрос
С целью выявления точки зрения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ по данному вопросу нами был проведен их опрос. В опросе приняли участие 16 родителей, дети которых обучаются в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Родителям, были заданны следующие вопросы:
1. Посещает ли ваш ребенок занятия школьных кружков и секций?
Варианты ответа: Да, нет.
2. Считаете ли вы, что для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя полноценным членом общества, его необходимо привлекать к творческой и общественно полезной деятельности?
Варианты ответа: Да, нет, затрудняюсь ответить.
3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребенок участвовал в организации мероприятий, работал в школьных средствах массовой информации и т. п.?
Варианты ответа: Да, нет, затрудняюсь ответить.
4. Считаете ли вы, что ваш ребенок не достаточно приспособлен к общению со сверстниками из других школ?
Варианты ответа: Да, нет, частично, затрудняюсь ответить.
5. Считаете ли вы, что занятия творческой и общественно-полезной направленности положительно влияют на освоение учебной программы?
Варианты ответа: Согласен, частично согласен, категорически не согласен.
6. Хватает ли в школе дополнительных кружков и секций для полноценного творческого и социального развития вашего ребенка?
Варианты ответа: Хватает, не хватает, не считаю это необходимым.
7. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок общался с учениками средних общеобразовательных школ?
Варианты ответа: Да, желательно под присмотром специалистов, категорически против.
8. Как вы считаете, какие мероприятия необходимо проводить для того, чтобы ваш ребенок был полноценно адаптирован к жизни в обществе.
Свободный вариант ответа.
В результате опроса удалось выяснить, что примерно 70% родителей считают, что их детей необходимо привлекать к творческой и общественно-полезной деятельности. Однако, больше половины из них, считают, что в школе недостаточно кружков и секций, для вовлечения детей. В свою очередь в школьных кружках уже занимаются более 50% и в устном разговоре, родители подтверждают, то, что это определенно влияет на уровень их социальной адаптации. Нашлись и те родители, которые не считают, что их детям необходимо дополнительное творческое и социальное развитие, но все же, большинство родителей считают, что такое развитие необходимо и это направление необходимо развивать. В вопросе подготовленности детей к полноценному взаимодействию в обществе мнения опрашиваемых разделились на два лагеря, кто-то считает, что их ребенок адаптирован к жизни в обществе, кто-то считает, что ребенок еще не достаточно к этому готов. Родители считают, что для полноценной социальной адаптации необходимо проводите мероприятия по профессиональной ориентации, развивать направление социального и художественного творчества, а также вовлекать детей в общение со сверстниками из других школ. Таким образом, точка зрения большинства родителей, подтверждает наличие поставленной нами проблемы и необходимость принятия дополнительных мер по ее решению. В разделе «Приложения» (приложение 1) вы можете более подробно ознакомиться с результатами опроса.
В рамках проекта проведен и еще один опрос (образец анкеты – приложение 2), выявляющий желание школьников средней общеобразовательной школы работать совместно со школьниками специальной коррекционной школы, а также позволяющий заранее набрать добровольцев для участия в проекте. В исследовании приняли участие 63 человека в возрасте от 12 до 17 лет. В результате опроса было определенно 27 потенциальных участников проекта. А также определенна заинтересованность школьников в проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и их желание участвовать в ее решении. Таким образом, более 90% опрошенных школьников признали наличие проблемы, более 40% согласились принять участие в проекте.