Основные направления развития и проблемы Китая на рубеже 20-21 вв
К 1949 г. вооружённые силы КПК одержали победу в гражданской войне в Китае. Если бы не советская помощь коммунистам, правительству Китайской Республики было бы нетрудно справиться с КПК и её вооружёнными силами, причём Гоминьдан мог защитить свою власть самостоятельно — без помощи США, тогда как «Компартия Китая своих возможностей для вооружённого захвата власти не имела и опиралась на Советский Союз». США оказывали огромную военную помощь Гоминдану, в том числе и поставками очень больших количеств танков.В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958—1966), а в дальнейшем, в результате борьбы двух линий провозглашена «культурная революция» 1966—1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками, хунвэйбины и др.)Эта политика была впоследствии осуждена пришедшим к власти после свержения «банды четырёх» Дэн Сяопином. III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.Именно Дэн Сяопин способствовал стабилизации политической ситуации в Китае и ускорению его социально-экономического развития. При нём внешняя политика страны, в отличии от эпохи Мао, стала пассивной. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.
Реформы были продолжены и его преемниками — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао(с 2002).В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990—1999 составляли 10,3 %, в 1998—2001 — 10 %, в 2002—2005 — 9 %.По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США. Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл.Прибрежные провинции на востоке страны в большей степени индустриализированы, в то время как население многих внутренних регионов КНР живёт беднее. Одним из самых бедных регионов страны является Тибет.В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции.
Пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».5 марта 2006 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.Правительство планировало замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения). В 2006 году планировалось потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней, что на 14 % больше, чем в 2005 году.Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырос в 2006 году на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.)Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя.
Также, согласно этому плану, к 2010 году доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна вырасти с 2,5 до 10 % общего объёма производства электроэнергии.
12.Эпоха Дж. Неру в Индии.В 1946 году Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии — Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года — первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства — Индийский Союз и Пакистан. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86% всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году — португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике — принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Он также подчёркивал своё стремление сгладить социальные и классовые противоречия.Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951—1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета. Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные.
13. Эпоха И.Ганди в Индии. После провозглашения независимости Индии в 1947 году Индира Ганди выполняла различные партийные поручения, помогала отцу. В 1955 году она стала членом Рабочего комитета ИНК, возглавляла женский отдел Национального конгресса, была членом Центрального парламентского комитета партии, председателем Индийского совета защиты детей и вице-председателем Международного союза защиты детей. В 1959 году она избрана председателем ИНК.В 1964 году, после смерти отца, Индира вошла в состав центрального правительства в качестве министра информации и радиовещания. На пост премьер-министра она заступила в 1966 году и оставалась на нем, хотя и с перерывами, до трагической гибели конце 1984-го. Весной 1967 года Индира Ганди предложила вниманию своих избирателей «Программу 10 пунктов», призванную стабилизировать экономическое развитие Индии. Программа предусматривала осуществление общественного контроля над банками, передачу в руки государства экспортной и импортной торговли, ограничение роста монополий, проведение земельной реформы, упразднение сохранившихся феодальных привилегий и ряд других мер.В 1969 году в ИНК произошел раскол. Одной из причин раскола стало исключение Индиры Ганди из партии. В июле 1969 года Индира Ганди объявила о национализации крупнейших частных банков страны. В августе 1971 года Индира Ганди подписала Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. Срок действия договора был рассчитан на двадцать лет с перспективой его продления в будущем. В декабре 1971года, в условиях осложнившейся ситуации на полуострове Индостан, произошел повлекший за собой тяжелые потрясения для страны в целом и ее премьер-министра, в частности, индо-пакистанский конфликт. Причиной конфликта стало признание Индией независимости Республики Бангладеш, а поводом к нему послужила бомбардировка военных аэродромов индийских ВВС. Конфликт вскоре был разрешен, но война вызвала резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. В этих условиях оппозиция предприняла попытку сместить Индиру Ганди с поста премьера. После парламентских выборов 1971 года Радж Нарайян, главный конкурент Индиры Ганди в предвыборной борьбе, обвинил ее в нарушении избирательных прав и обратился в суд с требованием признать результаты прошедших выборов недействительными. Дело, долго лежавшее «под сукном», в 1975 году получило ход. В результате судебного расследования Ганди была признана виновной, законность ее пребывания на посту премьера ставилась под сомнение. Решением суда ей запрещалось выставлять свою кандидатуру на выборы в течение шести лет. По стране прокатилась волна выступлений с требованием отставки правительства. В июне 1975года в Индии было введено чрезвычайное положение. Желая разрешить накопившиеся проблемы, правительство Индиры Ганди разработало «Программу 20 пунктов», в основе которой лежала в значительной мере оставшаяся не выполненной ранее принятая «Программа 10 пунктов». Однако популярность правящей партии резко пошла на спад. В январе 1977 года правительство объявило выборы в народную палату парламента, в ходе которых Индира Ганди потерпела поражение. В начале 1978 года Индира Ганди объявила о создании партии ИНК(И), во главе этой партии она успешно баллотировалась на выборах в одном из районов Южной Индии и вновь вошла в парламент. На внеочередных выборах 1980 года ИНК(И) одержал победу. После формирования правительственного кабинета Индира Ганди возглавила его руководство. На этом посту она оставалась до конца жизни.
14.Основные направления развития и проблемы Индии на рубеже XX-XXIв. В 1974 году Индия стала членом Ядерного клуба, произведя первое ядерное испытание под кодовым названием Операция улыбающийся Будда. Последующие подземные испытания ядерного оружия в 1998 году привели к международным военным санкциям против Индии, которые были постепенно приостановлены после сентября 2001 года. В своей ядерной политике Индия придерживается правила «неприменения первым». 10 октября 2008 года между Индией и США был заключён Индо-американский договор о ядерном сотрудничестве, который окончательно положил конец изоляции страны в области атомной энергетики.Спецслужбы Индии включают в себя Объединённый разведывательный комитет — «Joint Intelligence Committee» (JIC), Отдел исследований и анализа — «Research and Analysis Wing» (RAW), Разведывательное бюро — «Intelligence Bureau» (IB), а также разведывательные подразделения Министерства обороны, Центральное бюро расследований Министерства государства и внутренних дел и подразделения Департамента внутренней безопасности. Поскольку основным геополитическим противником Индии является Пакистан, работа против Пакистана и его спецслужб является главным приоритетом спецслужб Индии. На протяжении большей части своей истории после обретения независимости, Индия проводила социалистическую экономическую политику с правительственным участием в частном секторе, строгом контроле над иностранной торговлей и инвестициями. Однако, начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики. За последние два десятилетия средний рост годового ВВП составил 5,5 %, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире. Индия обладает второй по численности в мире рабочей силой — 516,3 млн человек, 60 % из них работают в области сельского хозяйства; 28 % в области услуг; и 12 % в промышленности. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, пшеница, хлопок, джут, чай, сахарный тростник и картофель. Сельскохозяйственный сектор составляет 28 % ВВП; сектор услуг и промышленность соответственно составляют 54 % и 18 %. Основные отрасли промышленности: автомобилестроение, химическая, цементная, потребительская электроника, пищеобрабатывающая, машиностроение, добыча полезных ископаемых, нефтяная, фармацевтическая, металлообрабатывающая и текстильная. Вместе с быстрым экономическим ростом сильно возросла потребность в энергоресурсах. Согласно статистическим данным, Индия занимает шестое место в мире по потреблению нефти и третье — по потреблению каменного угля.За последние два десятилетия экономика Индии испытала стабильный рост, однако, если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, и сельскую и городскую местность, экономический рост не был равномерным. Неравномерность доходов в Индии относительно невелика (Коэффициент Джини: 36.8 в 2004 году), хотя в последние годы наблюдается её рост. В последнее время, Индия, благодаря наличию большого количества англоговорящих специалистов-профессионалов, стала аутсорсинговым местом назначения для многих мультинациональных корпораций и популярным местом для «медицинского туризма». Индия также превратилась в значительного экспортёра программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг. Основными природными ресурсами Индии являются пахотная земля, бокситы, хромиты, уголь, алмазы, железная руда, известняк, марганец, слюды, природный газ, нефть и руды титана.В 2007 году, экспорт составил 140 млрд долларов США, а импорт — около 224,9 млрд. Основной экспорт приходится на текстиль, ювелирные изделия, инженерные продукты и программное обеспечение. Основной импорт — нефть, машинное оборудование, удобрения и химикаты. Основными торговыми партнёрами Индии являются США, Европейский союз и Китай.
15.еволюция 1973-1978 гг. в Афганистане. В 1973 году произошла Даудская (Саурская) революция, свергнувшая монархию в Афганистане. Первым президентом Афганистана стал Мухаммед Дауд Хан (двоюродный брат свергнутого короля), который опирался на Народно-демократическую партию Афганистана - НДПА. Эта партия образовалась в 1965 году и придерживалась прокоммунистической ориентации. В 1967 году в виду тактических разногласий в ней оформились два крыла: "Хальк" ("Народ") во главе с Н.М. Тараки и "Парчан" ("Знамя") во главе с Б. Кармалем. Республиканский период Афганистана отличается нестабильностью и противоборством различных группировок, выражающих интересы различных этнических общин Афганистана (пуштунов, таджиков, узбеков и хазарейцев). Кроме того, в стране существуют как радикальные исламские, так и прокоммунистические силы. Как те, так и другие своей структурой и взаимоотношениями отражают существующее этническое разнообразие государства и противоречия между различными национальностями.21 июня 1975 исламские радикалы поднимают восстание. Во главе его стоят видные деятели исламского радикализма, входящие в руководство таких организаций, как «Мусульманская молодежь». Одним из них является ставший впоследствии известным Гульбеддин Хекматияр.Восстание в кратчайшие сроки охватывает провинции Бадахшан, Пактия, Нангархар, однако правительству Дауда удаётся его подавить.Одновременно ситуацию пытаются дестабилизировать прокоммунистические силы, представленные НДПА. При этом НДПА имеет значительную поддержку в Вооружённых силах Афганистана.27 апреля 1978 года в Афганистане произошла революция, в результате которой был убит прежний президент Мухаммед Дауд. Главой государства и премьер-министром становится Нур Мохаммад Тараки, его заместителем — Бабрак Кармаль, а Хафизулла Амин назначается первым заместителем премьера и министром иностранных дел. Революция стала прелюдией к гражданской войне в стране.
16.Гражданская война и советская интервенция в Афганистане. — серия вооружённых конфликтов за политическую власть в Афганистане. Традиционно в историографии подразделяется на следующие этапы:1.Гражданская война в Афганистане (1978—1979), в ходе которой пришедшему к власти в результате Апрельской революции коммунистическому правительству противостояли группировки оппозиции.2.Афганская война (1979—1989), продолжение предшествующего этапа, ознаменованное присутствием в стране контингента советских войск, введённого для поддержки про-советского режима, и широкой интернационализацией конфликта; помощь оппозиции оказывали США, Пакистан и ряд других государств.3.Гражданская война в Афганистане (1989—1992), третий этап военных действий, после вывода советских войск правительственная армия сражалась против вооружённой оппозиции, по-прежнему поддерживаемой из-за рубежа.27 апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана, провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).Попытки руководства страны провести новые реформы, которые позволили бы преодолеть отставание Афганистана, натолкнулись на сопротивление исламской оппозиции. С 1978 года, ещё до введения советских войск, в Афганистане началась гражданская война.Одной из причин ввода советских войск являлось стремление поддержать дружественное в отношении СССР правительство в Афганистане. Штурм дворца Амина — спецоперация под кодовым названием «Шторм-333», предшествующая вводу советских войск и началу Афганской войны 1979—1989 гг., в ходе которой спецподразделениями КГБ СССР и Советской Армии в резиденции «Тадж-бек»в районе Кабула «Дар-Уль-Аман» 27 декабря 1979 г. был ликвидирован президент Афганистана Хафизулла Амин.Результатом военных действий с 1978 по 1992 год стала массовая миграция беженцев в Иран и Пакистан, немалый процент из которых остаётся там и по сей день. Гражданская война в Афганистане (1989—1992) — один из этапов Гражданской войны в Афганистане, в ходе которого правительственные войска Демократической Республики Афганистан (ДРА) воевали против моджахедов, поддерживаемых из-за рубежа.В 1989 году после вывода советских войск из Афганистана гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. Разведывательные учреждения США ожидали краха режима НДПА в течение трёх-шести месяцев.Моджахеды воспользовались расширенной иностранной военной поддержкой со стороны США, Саудовской Аравии, Пакистана и других стран. США поддерживало отряды моджахедов под руководством Ахмада Шаха Масуда. К весне 1989 года, правительство ДРА не проявляло признаков скорой дезинтеграции. Американские и пакистанские сторонники моджахедов решили ускорить его крах, предприняв крупную военную операцию. Целью был захват Джелалабада. В Джелалабаде предполагалось разместить столицу «Афганского Временного правительства», которое они поддерживают. Премьер-министром должен был стать Абдул Расул Сайяф, а министром иностранных дел — Гульбеддин Хекматиар.Вопреки ожиданиям США и Пакистана, эта битва доказала, что афганская армия могла бороться без советской помощи, и в значительной степени повысила уверенность сторонников правительства. И наоборот, моральных дух моджахедов пошёл на спад, и многие местные командиры заключили перемирие с правительством. Правительственные силы в дальнейшем доказали свою ценность в апреле 1990 года в ходе наступления на укрепленный комплекс в Пагмане. После тяжёлых бомбардировок и нападений, которые продолжались до конца июня, афганской армии, возглавляемой Достумом, удалось очистить окопы от моджахедов.Единственный значительный успех, полученных сопротивления за эти годы стал захват Хоста. После одиннадцати лет осады, город сдался Джелалуддину Хаккани 11 апреля 1991 года после переговоров по сдаче гарнизона.27 - 28 апреля 1992 года с помощью предательства генерала А. Р. Дустума, был совершен государственный переворот в Кабуле, приведший к власти моджахедов и преведший к новому этапу гражданской войны.Гражданская война в Афганистане (1992—2001) — вооружённая борьба между сторонниками радикального исламского движения «Талибан» и разрозненными отрядами моджахедов под руководством влиятельных полевых командиров — активных борцов против советского военного вмешательства. Гражданская война является логическим продолжением войны, которую в течение почти десяти предшествующих лет вели подразделения советской 40-й армии и вооружённые силы Демократической Республики Афганистан против афганских моджахеддинов.Прогнозы военных экспертов стран Запада о том, что ориентированный на Советский Союз режим в Кабуле сразу после прекращения советского военного присутствия падёт по причине своей полной нежизнеспособности, свидетельствуют о необъективности в подходе к ситуации в Афганистане. Ожидания того, что приход к власти коалиционного правительства группировок моджахедов («Альянс Семи») приведёт страну к миру после изгнания «коммунистической чумы», также оказались несостоятельными. Вывод советских войск 15 февраля 1989 побудил оппозицию к активизации боевых действий против просоветского режима Наджибуллы. Несмотря на вывод частей советской армии и сокращения объёма военно-финансовой поддержки со стороны СССР коммунистическому режиму ДРА более трёх лет удавалось сдерживать вооруженные отряды моджахедов.Едва захватив власть, моджахеды перессорились. Многие командиры были недовольны постами, которые они получили. В Афганистане развернулась гражданская война. Вследствие чего, столица Афганистана с весны 1992 года стала ареной ожесточенной вооруженной борьбы за власть. Многочисленные командиры делили не только страну, но и богатое наследство, оставшееся от коммунистического режима в Кабуле. Все основные материальные и военные ресурсы бывшего правительства Демократической Республики Афганистан в столице Кабуле и на севере страны перешли под контроль группировок Раббани, Масуда, Дустума и шиитов-хазарейцев. Раздробленность страны стала к лету 1992 года свершившимся фактом.В начале нового 1994 г. Хекматияр предпринял попытку овладеть Кабулом. К нему присоединились хазарейцы, а затем, заключив союз с Дустумом, он выступил против Раббани и Масуда. Масуд в ответ нанес удар, отбив у Дустума Кундуз, а затем начал контрнаступление, в результате которого войска Хекматияра и Дустума были отброшены от Кабула. Дустуму пришлось отступить на север, а хазарейцы и пуштуны Хекматияра возобновили бои за столицу. По некоторым данным, попытка Хекматияра захватить Кабул привела к гибели 25 тыс. мирных жителей. К концу года Масуд удерживал узкий коридор от Кабула через Панджшерское ущелье до Кундуза. Однако на юге родился противник еще грознее, чем бывшие союзники, в борьбе с которым Масуд и проведет остаток своей жизни.