Раздел 3. Правовые основы социальной защиты инвалидов в Республике Башкортостан
В Республике Башкортостан последовательно и системно проводятся мероприятия по социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Начиная с 1998 года в республике активно развивается реабилитационная инфраструктура для людей с ограниченными возможностями здоровья, деятельность которой направлена на повышения качества и уровня жизни инвалидов, принимаются и реализуются республиканские целевые программы, предусматривающие возможности максимального включения инвалидов в жизнь общества.
В области социальной поддержки инвалидов действует Республиканский закон «О социальной поддержки инвалидов в Республике Башкортостан» (в ред. Законов РБ от 24.05.2006 N 318-з,от 24.11.2008 N 67-з) (Извлечение). Данный закон определяет участие органов государственной власти Республики Башкортостан в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Органы государственной власти Республики Башкортостан в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:
1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов в Республике Башкортостан;
2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан;
3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов в Республике Башкортостан;
4) разработки, утверждения и реализации республиканских программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;
5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;
6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;
8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
10) содействия общественным объединениям инвалидов.
В статье 6 рассматриваемого закона особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей-инвалидов, в частности:
1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего полного общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
3. Дети-инвалиды имеют право на воспитание в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с освобождением от оплаты в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.
4. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходным обязательством Республики Башкортостан, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.
5. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
6. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и являются расходными обязательствами Республики Башкортостан, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.
Статья 7 Республиканского закона предусматривает возможность получения инвалидами образования и профессиональной подготовки, а именно:
1. Инвалидам гарантируются необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
2. Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
4. Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством Республики Башкортостан (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.
Решению проблемы занятости инвалидов посвящена Статья 8 рассматриваемого закона. В ней, в частности говорится, что:
1. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2. Организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.
3. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. (Статья 9)
Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (Статья 10).
Республиканским законом предусматривается социально-бытовое обслуживание инвалидов (Статья 11):
1. Социально-бытовое обслуживание инвалидов, создание специальных служб социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждение перечня заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание, осуществляются в порядке и на основаниях, определяемых Правительством Республики Башкортостан с участием общественных объединений инвалидов.
2. Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и настоящим Законом и содействовать удовлетворению их потребностей.
3. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования, бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации.
4. Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов производятся вне очереди, с освобождением от оплаты или на льготных условиях в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Закона РБ от 24.11.2008 N 67-з).
В 2010 году завершилась реализация Республиканской целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан» на 2007-2010 годы. Она способствовала созданию условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы(Извлечение).
Целью данной программы является создание для людей с инвалидностью условий для равного с другими гражданами участия в жизни общества за счет формирования общей среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов. Значимость данной программы заключается в том, что, ее реализация позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. № 130 «Об утверждении республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы» органам местного самоуправления Республики Башкортостан было рекомендовано принять аналогичные программы на своих территориях. В соответствии с данным Постановлением на территории республики в муниципальных образованиях были приняты комплексные муниципальные программы «Доступная среда», созданы общественные инспекции по мониторингу доступности зданий и сооружений с участием представителей маломобильных групп населения. Такие программы сегодня реализуются практически во всех в городских округах и районах республики.
Постановление от 24 августа 2007 г. N 239 О психолого-медико-педагогических комиссиях Республики Башкортостан(Извлечение).
Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет свою деятельность в целях оказания помощи несовершеннолетним, имеющим физические и (или) психические особенности развития (и в связи с этим специальные образовательные потребности) и нуждающимся в социальной адаптации.
Комиссия осуществляет диагностику физических и (или) психических особенностей развития детей, определяет специальные образовательные потребности несовершеннолетних, консультирует родителей (законных представителей) по всем связанным с этими особенностями вопросам.
В Республике Башкортостан функционируют республиканская и зональные комиссии, которые обслуживают закрепленные за ними районы и города. Республиканская комиссия также выполняет функции психолого-медико-педагогического центра, обеспечивающего научно-методическое руководство зональными комиссиями, координацию их деятельности, проведение экспертизы в сложных и конфликтных ситуациях.
Основные задачи комиссии:
- Проведение бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях выявления особенностей их развития, установления диагноза, определения эффективных форм специального обучения и воспитания, оказания помощи в профориентации и социальной адаптации.
- Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения целесообразности пребывания несовершеннолетнего в рекомендованном учреждении.
- Консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних, имеющих физические и (или) психические особенности развития, педагогическим, медицинским, социальным работникам и сотрудникам органов и организаций государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями детей.
- Формирование банка данных о несовершеннолетних, имеющих физические и (или) психические особенности развития, и предоставление имеющейся информации органам государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
- Участие совместно с Министерством образования Республики Башкортостан и муниципальными органами управления образованием Республики Башкортостан в совершенствовании деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, школьной неуспеваемости, предложений по развитию служб медико-педагогической и психолого-социальной помощи.
Дети до 15 лет и несовершеннолетние старше 15 лет, признанные в установленном порядке недееспособными, направляются в комиссию по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования могут быть государственные и муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, органы и организации государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Несовершеннолетние старше 15 лет, не признанные в установленном порядке недееспособными, могут быть обследованы в комиссии только по их личному желанию.
При приеме на обследование предъявляются следующие документы:
1.свидетельство о рождении (паспорт);
2.история развития ребенка или выписка из нее;
3.психолого-педагогическая характеристика - для несовершеннолетних, воспитывающихся в образовательных учреждениях;
4.письменные работы по родному языку, математике, рисунки - для несовершеннолетних, обучающихся в школе.
Обследование детей до 15 лет и несовершеннолетних старше 15 лет, признанных в установленном порядке недееспособными, проводится только в присутствии родителей (законных представителей), в исключительных случаях - по их заверенному заявлению.
На основании данных обследования несовершеннолетнего комиссия составляет заключение (протокол) о характере отклонений в его развитии, содержащее рекомендации по индивидуальной форме обучения и воспитания с учетом психофизиологических возможностей. При необходимости наблюдения за ребенком в динамике заполняется карта развития которая хранится в психолого-медико-педагогической комиссии.
В тех случаях, когда для установления окончательного диагноза необходимо длительное наблюдение за несовершеннолетним, комиссия рекомендует обучение в специальном (коррекционном) учреждении продолжительностью не менее одного года.
Родителям (законным представителям) обследованных детей в возрасте до 15 лет и несовершеннолетних старше 15 лет, признанных в установленном порядке недееспособными, а также несовершеннолетним старше 15 лет выдается выписка с заключением и соответствующими рекомендациями.
Списки обследованных с заключениями и рекомендациями комиссии направляются в государственные и муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения Республики Башкортостан для оказания несовершеннолетним специализированной педагогической, медицинской и социальной помощи.
Раздел 4. Вопросы-ответы
Вопрос: Что такое инклюзивное образование?
Ответ: Инклюзивное или включенноеобразование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах, совместно со здоровыми детьми. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Вопрос: Какие права имеет ребенок-инвалид в Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗдети-инвалиды имеют право на следующие льготы:
|
Вопрос:В последнее время все чаще детям на переосвидетельствовании снимают инвалидность, хотя нарушения в состоянии здоровья ребенка очевидны и он нуждается в реабилитации. Какие права сохраняются за ребенком с диагнозом ДЦП в случае если инвалидность сняли?
Ответ: За ребенком, с диагнозом ДЦП в случае снятия инвалидности сохраняются следующие права:
-право на бесплатные лекарства;
-право на ортопедическую обувь (2 пары);
-право на санаторно-курортное лечение по линии Министерства здравоохранения РФ;
-массаж и ЛФК в поликлинике.
Вопрос:Мы не согласны с решением МСЭ. Куда следует обратиться?
Ответ: Если Вы не согласны с Заключением МСЭ его можно обжаловать в 30-дневной срок в ФГУ Главное бюро МСЭ по РБ. Для этого необходимо написать заявление в ФГУ Главное бюро МСЭ по РБ, которое в течение месяца должно проанализировать ситуацию и вынести решение. Если и это решение Вас не устраивает можно обратиться в суд, в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Какие дополнительные образовательные услуги предоставляются детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет и как ими можно воспользоваться?
Ответ: Существует Программа предоставления дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет. Программой можно воспользоваться, если:
1. Ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение, но ему необходимы занятия коррекционных педагогов.
2. Ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, ходит в обычную группу (не коррекционную), но для развития нуждается в занятиях коррекционных педагогов.
По данной Программе ребенок может прийти в дошкольное образовательное учреждение и получить занятия у: логопеда, психолога, дефектолога, педагога по творчеству. Количество занятий определяется ПМПК, о чем выдается соответствующее заключение. Оплата за эти занятия дошкольное образовательное учреждение получает из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Для того, чтобы воспользоваться этой Программой необходимо:
1. Сообщить о Вашем желании в отдел образования по месту регистрации ребенка.
2. Получить заключение ПМПК о количестве, необходимых для ребенка занятий.
3. Подать заявление и предоставить необходимые документы в дошкольное образовательное учреждение.
Перечень дошкольных образовательных учреждений г. Уфа, реализующие дополнительные образовательные услуги по Программе можно уточнить в Управлении образования г. Уфы.
Вопрос: Может ли женщина, имеющая ребенка-инвалида, получать компенсацию за непредставленные ей по ст. 262 ТК РФ дополнительные дни отдыха?
Ответ: В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами. Оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (п.8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 и п. 10 Разъяснений "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34). Реализация же указанного права работника, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, происходит через подачу работником соответствующего заявления с указанием конкретных дат предоставления выходных дней (п.1 Разъяснения). Таким образом, дополнительные выходные в данном случае предоставляют собой льготу, воспользоваться или нет которой, работник решает самостоятельно.
Как по общему правилу, так и в данном конкретном случае, в ситуации, когда работник не воспользовался предоставленной льготой, компенсация не предоставляется. И это закономерно. Право на компенсацию устанавливается специальными нормами Трудового кодекса. Кроме того, последняя связана, как правило, с тем или иным ущемлением прав работника, установленных действующим законодательством, обеспечить реализацию которых работодатель обязан вне зависимости от волеизъявления работника. Так как обязанность предоставить четыре дополнительных дня выходных возникает у работодателя только после написания работником соответствующего заявления, при отсутствии такого заявления «ущемления» предоставленных работнику действующим законодательством прав не происходит, компенсация не предоставляется.
Вопрос: Где может получить образование ребенок-инвалид, если ему рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении?
Ответ: Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)
специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617)
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 212)
Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)
Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:
(Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 212)
для глухих - 6 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
для слепых - 8 человек;
для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;
для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек;
для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек;
для имеющих задержку психического развития - 12 человек;
для умственно отсталых - 12 человек;
для глубоко умственно отсталых - 10 человек;
для имеющих сложные дефекты - 5 человек.
При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.