Архитектура Хан-Сарая (Бахчисарай)

Небольшая долина Ашлама-Дюре, избранная в 1428 году ханом Хаджи-Гиреем для своего жилья, со временем становится тесной, для ханского двора и войска. Необходимо было обосноваться в более удобном месте, и резиденция правителя переносится из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су, в более просторную долину, где было много родниковой воды.

По словам Е.В. Нагаевской: «До 1474 года название «Бахчисарай» не встречается. Московские дипломатические акты упоминают о пребывании хана в крепости Кырк-Ор, или Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале). Донесение московского посла от 1492 года указывает на крепость как на более или менее постоянную ханскую резиденцию. В 1493 году Менгли-Гирей принимает здесь послов, а литовского посла Леза сажает в тюрьму в городе нашем «Кырк-Оре». Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей - первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местоприбывание правителя. Кстати, этого хана называли строителем, при нём – в 1519 году заложен дворец, стороительство которого продолжалось примерно до 1551 года»[18]. Однако, при изучении других источников, мы обнаружили и другие даты начала построения дворца. Так, к примеру, Е.В. Крикун говорит, что начало первого периода строительства приходится на 1503 г. Эту же дату приводит И.И. Чурилов, говоря, что она она написана на «Железных дверях», которые ведут в Посольский зал. Портал над ними сделан итальянским мастером Алевизом Новым»[19]. Г.М. Буров в статье «Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби» приводит данные, в которых упоминается о том, что «… В Эскисаланджике неплохо сохранилось медресе Менгли-Гирея 1 1550 г. и дюрбе Хаджи Гирея, построенное в 1501 г. его сыном…»[20]. По приведённым сведениям можно говорить о том, что точной даты возникновения Хан-Сарая нет, версии противоречивы и сомнительны.

Нынешний Ханский дворец занимает территорию более 4 гектаров, но после постройки он занимал скорее всего ещё большую территорию., т.к. к ограде и западным воротам примыкали как неотъемлемая часть дворца сады, от которых пошло название города (с крымскотатарского – «дворец-сад» или «дворец в саду»). «За садами находился большой дворцовый луг, на котором паслись ханские кони, а за ним у подножия глинистого холма было большое городское кладбище. Город же в основном громоздился на крутом берегу реки; на левом – отлогом – он почтительно отступал к югу и северу от излучины Чурук-Су с её просторными пойменными террасами, занятыми комплексом дворцовых строений[21].

В этой подглаве мы рассмотрим следующий перечень памятников Бахчисарайских памятников: Ханский дворец, ханские бани, мавзолей Аджи-Гирея и Эски-Дюрбе, ханское кладбище, частные дома, мавзолей Дилляра-Бикеч и Эшниль-Джами (См. Приложение 14).

Дворец в садах, Бахча-Сарай, давший название городу, создавался с восточной пышностью в течение трёх веков, начиная с XVI в. Дважды горел во время русско-турецких войн (1738-1771гг) много раз его обновляли и перестраивали, каждый раз искажая. Но и сохранившиеся части дворца говорят о его бывшем величии. Кроме того он подлежал реставрации практически на протяжении всего XIX и нач. ХХ в.в ( См. Приложение 15).

Основные постройки расположенных по сторонам обширного дворца, вытянутого в направлении север-юг и обращенного главным въездом к реке и к дороге на правом её берегу. Застройку двора со стороны набережной составили кухонный блок, расчленённый арочными воротами с башнями над ними, и Большая ханская мечеть Хан-Джами с двумя минаретами. Именно эта часть дворца производит эффект внезапного появления среди зелени.

С набережной Чуруксу при подъезде к мосту с западной стороны открывается одноэтажный корпус северного фасада, пластику которого образуют выступающие из плоскости стены каминные трубы. Прорезав карниз, квадратные трубы эти над крышей переходят в высокие шестигранники с ажурными отверстиями для выпуска дыма.

Возвышаясь над арочным проездом с тяжёлыми металлическими воротами, росписная башня вверху которой находится окно с тремя зевершениями (такое же окно – на дворовом фасаде) им надвратной доской с ханским гербом и надписью: «Владетель этого дворца и повелитель страны, султан всемилостивый, Менгли-Гирей-Хан, сын Хаджи-Гирея. Да помилует Бог его и родителей его в обоих мирах». Башня имеет шатровую черепичную крышу малого уклона и большого свеса, снизу подшитого деревянными досками, рейками и выкрашенного. Такие свесы с фигурным карнизом (подзором) из резного дерева – одна из характерных черт восточной архитектуры. Они применены при устройстве крыш почти всех строений дворцового комплекса.

Примыкающий к воротам восточный флигель представляет собой короткий двухэтажный объём под черепичной крышей, не имеющий с севера никаких украшений кроме нескольких простых окон в уровне второго этажа, но во дворе находится двухъярусная галерея, выполненная из дерева в лучших крымско-татарских традициях. Галерея проста, состоит из квадратных деревянных брусьев.

К помещениям дворцовой стражи примыкает Большая ханская мечеть (Хан-Джами).

Форма мечети прямоугольна и близка к квадрату, что хорошо прослеживается в четырёхскатной пирамидальной крыше, вершина которой увенчана шарами и полумесяцем. Продольная ось храма ориентирована традиционно в направлении север-юг. В южном торце – ориентированный на Мекку, михраб с окнами по бокам и над ним, в северном – главный вход и ряд окон верхнего яруса. Над входной дверью имеется надпись с упоминанием имени основателя мечети и года постойки (или перестройки) «Селямет Гирей построил эту великолепную мечеть в 1740г.». Обозначено также время её первого ремонта- 1763г. Слева у входа был устроен оградой квадратный, мощёный плитами дворик с небольшими (ок. 3 м диаметром) многогранным бассейном. Бассейн перекрыт куполом из медных листов. Внизу облицован беломраморными резными плитами с продетыми в них металлическими трубками, излевавшими чистую воду мраморный круговой лоток. Здесь происходил обязательный для мусульман ритуал омовения перед входом в храм.

Позже дворик накрыли, заложив арочный вход в него с набережной и надстроив над ним служебное помещение с пристройками, кладовыми и наружной деревянной лестнице.

Боковые фасады мечети внизу затенены открытыми галереями с дверью в храм. Галереи образованы широкими арками, покоящимися на граненых колоннах с упрощёнными капителями. Простенки между небольшими окнами верхнего яруса на западном фасаде заполнены майоликовыми вставками с орнаментами и каллиграфическими надписями. Говоря о мавзолеях, мы не можем не рассказать о кладбище (мезарлыке), которое примыкало к ним. Оно было основано в начале XVI в. У. Боданский сообщает нам, что в начале ХХ в. кладбище было заброшено и на нём не хоронят с к. XVIII в., а пасут скот[32]. Из архивных документов нам известно, что территория мезарлыка была частной собственностью, принадлежавшей некому купцу Борису Ефимовичу Энштейну, которым он пользуется. Была создана специальная комиссия, которая рассматривала данное дело со стороны, защищавшей как людей, чьи родственники находились на этом кладбище, так и Энштейна, который купил этот участок земли для своих нужд. Также в этом документе описываются остатки кладбища, находившиеся на территории купленного участка или около него: «На нём имеется два татарских памятника в виде маленьких домиков четырёхугольной формы, стены которых каменные, без крыши и потолка, один из памятников имеет в одной стене два отверстия в виде небольших окошек, одно из которых закрывается деревянной дверкой, второе – открывается со вставленной в нём решёткой, при чём на стене имеется татарская надпись, а в середине памятника лежит старый надгробный камень. Второй памятник такого же вида в середине и размера, имеется в середине надгробная плита. Других памятников на этом месте не обнаружено, за исключением найденных двух надгробных камней близ границы участка».[33] Е.В. Крикун даёт сведения, в которых говорится, что «на территории кладбища расположено более двухсот надгробий, среди которого множество шедевров камнерезного искусства…

Простейшей формой надгробия является плита, горизонтально уложенная на ребро. Иные составлены из нескольких плит… Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах и плитой с надписью в изголовье. Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах или каблука - на женских»[34].

Важным элементом в архитектурном ансамбле Бахчисарая являются ханские бани, находящиеся с ханским дворцом и получившие название из-за своего расположения при постройке на территории ханского дворца, но в начале ХХ в. оно принадлежало частному лицу. Ещё в начале ХХ в. это здание не было подвержено реставрации, а сохраняло первоочерёдный свой вид. Сооружение бани – значительное событие в жизни местного населения. В баню приходили не только мыться, но и здесь можно было развеяться, побеседовав, отдохнув, обменявшись новостями. У. Боданский считает, что вид бань «не казист», т.к. здание помещено «в узеньком, глухом переулке; фасад, выходящий частью на набережную речки Чурук-Су, окрашен в уродливый грязно-оранжевый цвет; над входом висит, по восточному обычаю вделанная в стену мраморная доска с выбитой рельефной надписью: «Построено по повелению Султана Адиль-Сахиб-Гирей-хана, сына Менгли-Гирей-хана, сына Аджи-Гирей-хана в 939 г.(1533 г. по Р.Х.)». Дворы ведут в раздевальню (предбанье) в виде четырёхугольной комнаты, перекрытой деревянной стропильчатой крышей; по середине комнаты – фонтан, корпус которого высечен из местного известняка. Дальше низенькая узкая дверь ведёт в следующее помещение с верхним помещением с верхним сводом, попадающим из небольшого окошка в виде звезды и нескольких застеклённых круглых отверстий, расположенных во круг него. За тем идёт помещение собственно бани; в плане представляется в виде четырёхугольника, перекрытого полукруглым куполом; переход от четырёхугольных стен к круглому куполу обработан рядом очень красивых стрельчатых арок. Помещение освещено верхним светом, падающим и множество круглых творений в куполе с позеленевшими от времени стёклами. по середине помещается сделанное каменное возвышение для сиденья; кругом стенок каменные раковины с кранами горячей и холодной воды »[35].

Е.В. Крикун по поводу бань рассказывает также об их отоплении: «Обогревались бани сложной системой отопительных каналов, расположенных в массивных стенах под куполом. Отопительно-охладительное устройство позволяло нагреть или «простудить» баню, по желанию. Воды на каждого хватало предостаточно. Ощущению повышенного комфорта способствовали интерьеры моечных»[36].

Самой плотной является западная сторона застройки дворцовой площади, где находится главный корпус. Его сложная живописная композиция состоит из групп построек, соединённых переходами, двориками и образующих парадную и жилую половины. К южной стороне ханских хоромов пристроена Малая дворцовая мечеть, за нею, западнее, на некотором расстоянии – гаремный корпус с отдельно стоящей около него Соколиной башней.

Парадная половина ханских палат начинается с Посольского дворика, куда ведут большие Посольские ворота. Сквозь деревянную колонаду дворика слева виднеется наиболее древняя часть дворца – портал Алевиза

Архитектура Салачик

Салачик - исторический район Бахчисарая, где до его основания в 1532 г., располагалась первая столица Крымского ханства. На рубеже XV и XVI вв., в правление хана Менгли Герая, здесь был возведен столичный архитектурный комплекс, включавший в себя пять построек.

К ним причисляют: ханский дворец Девлет-Сарай, ханскую мечеть, которая к нашему времени не сохранилась, родовую усыпальницу крымских ханов, учебное заведение Зынджирлы-медресе и общественные бани (раскопаны лишь в 2008 году).

Сегодня Салачик - окраина Бахчисарая на пути от Ханского дворца к Успенскому собору и Чуфут-Кале. На его территории расположены отреставрированные Зынджирлы-медресе, ханский мавзолей, раскопанные общественные бани и захоронение Исмаила Гаспринского

Когда род Гиреев решил перенести столицу ханства в Бахчисарай, властители Крыма с придворными поселились сначала не в историческом центре города, где ныне раскинулся известный всем дворцовый комплекс, а у подножия гор, под защитой мощной крепости Чуфут-Кале.

Ко времени же, когда хан-сарай в Бахчисарае был построен, старая резиденция превратилась в место летнего отдыха двора.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII в. описывал Салачик как рай из сказки «Тысяча и одна ночь»: фонтаны, цветники, разбросанные в саду беседки и павильоны из резного позолоченного дерева, похожий на небольшую крепость дворец, башня-хамам, солидное медресе...

Мавзолей крымских ханов.

Его наземная часть возведена в 1502 году над более ранней подземной погребальной камерой. Здесь захоронены 18 членов ханской династии, среди которых основатель Крымского ханства Хаджи Герай (умер в 1466 г.), Менгли Герай - главный вдохновитель строительства памятников Салачика (умер в 1515 г), основатель Бахчисарая Сахиб Герай (умер в 1550 году).

Усыпальница — белоснежная, сияющая, с изысканными пропорциями.

Резкие тени подчеркивают прихотливую резьбу, сверкают золотом священные тексты над входом.

Во время раскопок крипты усыпальницы, предшествовавших реставрации, были открыты бренные останки ханов, завернутые в драгоценный шелк. После необходимых исследований их вернули на место упокоения.

Золотая вязь над входом в усыпальницу

Зынджирлы-медресе.Религиозное здание, построенное в 1500 году. На протяжении более четырех веков, вплоть до советского времени, это место являлось крупнейшим центром мусульманского духовного образования в Крыму.Название построенного в XVI в. учебного заведения происходит от «зынджыр», в переводе с крымско-татарского — «цепь», ведь над входом в медресе издавна висела цепь, заставлявшая каждого, кто проходил через дверь, почтительно склонять голову.Внешняя суровость сооружения обманчива — толстые стены должны были защищать учеников и преподавателей медресе от палящего летнего солнца и пронзительных зимних ветров.А внутри — окруженный аркадой уютный дворик, журчит фонтанчик, солнце играет на вымощенном белым камнем полу. Когда-то дворик был открыт, но сейчас его спрятали под стеклянный колпак — снег и дождь не слишком благосклонны к памятнику.Вокруг дворика расположены большие помещения для занятий и комнаты, в которых жили «студенты». Как каждое средневековое учебное заведение, медресе было одновременно и местом занятий, и общежитием.Студенческие комнаты светлые и сравнительно просторные, каждая имеет небольшой камин, дымоход от которого выходит на крышу. Условия по тем временам просто шикарные.Бани, фонтаны либо другие общественные сооружения являлись обязательным архитектурным элементом любой мусульманской столицы.О существовании в Салачике общественных бань было известно издавна, однако обнаружить местонахождение их фундаментов удалось лишь в 2008 году благодаря раскопкам.Общественные бани, раскопанные в Салачике, имели на то время достаточно современную систему печей и водопровода, которые обеспечивали полноценное функционирование заведения не хуже, чем в наше время. Баня делится на две половины - мужскую и женскую.Если от ханского мавзолея пройти чуть дальше - можно увидеть аллею, ведущую к месту захоронения Исмаила Гаспринского - крымскоготатарского просветителя и основателя пантюркизма

Наши рекомендации