Iv. социология конфликта
1. Каковы причины межличностных конфликтов?
1) недостатки, связанные с организацией труда, нормирования, использования моральных и материальных стимулов;
2) трудности и напряженность, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива;
3) недоработки в сфере управленческой деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностям;
4) неправильный стиль руководства;
5) все вышеназванные.
2. Какие виды конфликтов относятся к социальным?
1) межгосударственные;
2) этнические, межнациональные;
3) технические, деловые;
4) гражданские;
5) духовные.
3. Если человек на словах ставит одну цель, а на деле преследует другую, то какова эта цель?
1) вымышленная;
2) декларативная;
3) недействительная;
4) второстепенная;
5) эгоистичная.
4. Что необходимо выявить при определении целей оппонента?
1) мотивы;
2) потребности;
3) слабости;
4) жизненные ценности;
5) интересы.
5. Какие вы знаете формирующие механизмы у человека?
1) вытеснение;
2) рационализация;
3) проекция;
4) все вышеназванные;
5) ни один из вышеназванных.
6. Что означает личностное развитие в конфликте?
1) сближение реального и идеального «я» и преодоление своих слабых сторон, как личности;
2) мысленное представление себя на месте каждого из оппонентов;
3) оппонент с завышенной самооценкой выбирает, наступательную стратегию в конфликте, а оппонент с заниженной самооценкой – оборонительную;
4) предполагает оценку благоприятных и неблагоприятных факторов в конфликтной ситуации.
7. Что нужно сделать человеку чувствующему раздражение и страх в конфликте?
1) попросить помощи у коллег;
2) избавиться от эмоций;
3) вступить в дискуссию;
4) уклониться от конфликта;
5) все вышеназванное.
8. Что необходимо делать, если приходится общаться со злыми и враждебными людьми?
1) поговорить с ними по-душам;
2) попытаться поставить себя так, чтобы все боялись;
3) сказать прямо им в глаза об их поведении;
4) надо установить психологический барьер;
5) перейти на другое место работы.
9. Что могут повлечь за собой опасения и внутренний раздор человека?
1) раздражительность;
2) замкнутость;
3) успокоение;
4) чувство мщения;
5) доверие.
10. Каковы типы условий для воздействия на оппонента?
1) условия восприятия, условия осуществления;
2) условия понимания;
3) условия осложнения, условия взаимопонимания;
4) содержание пунктов 1, 2;
5) содержание пунктов 1. 3.
11. Что не относится к невербальной коммуникации?
1) мимика;
2) речь;
3) жесты;
4) поза;
5) телодвижения.
12. Какие существуют способы восприятия информации?
1) кинестетический;
2) аудиальный;
3) визуальный;
4) все вышеназванные;
5) ни один из вышеназванных.
13. О чем свидетельствуют скрещенные руки на груди на языке невербального общения?
1) защита;
2) стремление повлиять;
3) заинтересованностью;
4) открытость в общении;
5) критическая оценка.
14. Что означает жест – раскрытые руки ладонями вверх?
1) неуверенность;
2) удовлетворение, владение ситуацией;
3) сопротивление;
4) снижение интереса;
5) честность и открытость.
15. Что означает рассмотрение процесса приватизации под углом зрения активно оппонирующих друг другу собственников и других социальных групп?
1) разрешение конфликта;
2) конфликт адаптации;
3) снижение активности;
4) конфликт стимулирования;
5) конфликт акционирования.
16. Какие вы знаете виды саботажа?
1) технический, продукционный;
2) организационный;
3) систематический;
4) содержание пунктов 1, 2;
5) содержание пунктов 1, 3.
17. В чем заключается экономический эффект саботажа?
1) уничтожает фактическую часть капитала;
2) сокращает продуктивную работу;
3) умножает продуктивную работу;
4) содержание пунктов 1, 2;
5) содержание пунктов 2, 3.
18. Что не относится к этапам развития забастовки?
1) созревание;
2) контроль;
3) взаимодействие;
4) организация;
5) адаптация.
19. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
1) ригидный тип;
2) неуправляемый тип;
3) демонстративный тип;
4) сверхточный тип;
5) бесконфликтный тип.
20. Какие поведенчнские характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
1) хочет быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, планирование осуществляет стихийно;
2) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и другим людям, подозрителен;
3) ведет себя вызывающе, агрессивно, подозрителен, хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
4) обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок;
5) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся, обладает завышенной самооценкой, несамокритичен.
21. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
1) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
2) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
3) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
4) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
5) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
22. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
1) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
2) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
3) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
4) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
5) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
23. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
1) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
2) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
3) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
4) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
5) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению
24. Основные правила эффективного восприятия словесных сообщений не предполагают, что собеседник
1) не опровергает другую сторону, не вникнув до конца в ход рассуждений;
2) сдерживает желание высказать поспешное суждение;
3) не акцентирует внимание на недостатках речи говорящего;
4) даст другой стороне закончить аргументацию высказываний;
5) принимает во внимание мотивацию собеседника.
25. «…– забастовка, при проведении которой по требованию профсоюза отодвигается, например, начало рабочего дня и за это время проводятся митинги, демонстрации или другие акции. Затем работники возвращаются на рабочие места и отрабатывают затраченное время»
1) «итальянская» забастовка;
2) обычная забастовка;
3) пикетирование;
4) пульсирующая забастовка;
5) символическая забастовка.
26. Простейшей (с точки зрения ее организации) является
1) обычная забастовка;
2) «итальянская» забастовка;
3) информационная забастовка;
4) символическая забастовка;
5) пульсирующая забастовка.
27. «…– готовность изменить представление о себе, восприимчивость ко всему, что несет информацию о реальном «Я»
1) эмпатия;
2) ригидность;
3) личностный ресурс;
4) тревожность.
28. Критика ведет к возникновению стресса чаще всего при…
1) ее частом возникновении;
2) ее несвоевременности;
3) ее недостаточном объеме;
4) неумении пользоваться правилами восприятия критики;
5) невыполнении этических правил критикующей стороны.
29. Конфликты в обществе – это…
1) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов;
2) конфликты различных сфер общественной жизни;
3) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов;
4) форма противоборства граждан с властями;
5) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.
30. Экономические конфликты – это…
1) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов;
2) конфликты различных сфер общественной жизни;
3) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов;
4) форма противоборства граждан с властями;
5) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.
31. Политические конфликты – это…
1) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов;
2) конфликты различных сфер общественной жизни;
3) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов;
4) форма противоборства граждан с властями;
5) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.
32. Конфликты в духовной сфере общества – это…
1) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов;
2) конфликты различных сфер общественной жизни;
3) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов;
4) форма противоборства граждан с властями;
5) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.
33. Субъектами конфликта в духовной сфере общества могут быть…
1) государства, международные сообщества, социальные группы, личности;
2) граждане;
3) государства, международные политические союзы, политические партии;
4) государства, экономические союзы, финансовые объединения, монополии.
34. Субъектами конфликта в социальной сфере общества могут быть…
1) государства, международные сообщества, социальные группы, личности;
2) граждане;
3) государства, международные политические союзы, политические партии;
4) государства, экономические союзы, финансовые объединения, монополии.
35. Субъектами конфликта в политической сфере общества могут быть…
1) государства, международные сообщества, социальные группы, личности;
2) граждане;
3) государства, международные политические союзы, политические партии;
4) государства, экономические союзы, финансовые объединения, монополии.
36. Субъектами конфликта в экономической сфере общества могут быть…
1) государства, международные сообщества, социальные группы, личности;
2) граждане;
3) государства, международные политические союзы, политические партии;
4) государства, экономические союзы, финансовые объединения, монополии.
37. Конфликты в организации – это…
1) конфликты, возникающие внутри организации;
2) противоборство между членами семьи;
3) конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
4) обусловленные глобальными проблемами современности;
5) конфликты, возникающие между региональными субъектами социального взаимодействия.
38. Конфликты в семье – это…
1) конфликты, возникающие внутри организации;
2) противоборство между членами семьи;
3) конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
4) обусловленные глобальными проблемами современности;
5) конфликты, возникающие между региональными субъектами социального взаимодействия.
39. Конфликты в сфере управления – это…
1) конфликты, возникающие внутри организации;
2) противоборство между членами семьи;
3) конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
4) обусловленные глобальными проблемами современности;
5) конфликты, возникающие между региональными субъектами социального взаимодействия.
40. Глобальные конфликты – это…
1) конфликты, возникающие внутри организации;
2) противоборство между членами семьи;
3) конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
4) обусловленные глобальными проблемами современности;
5) конфликты, возникающие между региональными субъектами социального взаимодействия.
41. Региональные конфликты – это…
1) конфликты, возникающие внутри организации;
2) противоборство между членами семьи;
3) конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
4) обусловленные глобальными проблемами современности;
5) конфликты, возникающие между региональными субъектами социального взаимодействия.
42. Назовите типы семейных конфликтов в основании классификации которых субъекты конфликта
1) ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные, хозяйственно-экономические;
2) супружеские, между родителями и детьми, конфликт родственников;
3) открытые, скрытые.
43. Назовите типы семейных конфликтов в основании классификации которых источник конфликта.
1) ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные, хозяйственно-экономические;
2) супружеские, между родителями и детьми, конфликт родственников;
3) открытые, скрытые.
44. Назовите типы семейных конфликтов в основании классификации которых поведение конфликтующих сторон.
1) ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные, хозяйственно-экономические;
2) супружеские, между родителями и детьми, конфликт родственников;
3) открытые, скрытые.
45. Основным противоречием в сфере управления является
1) противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий субъектов управления;
2) противоречие карьеры;
3) противоречие подбора и расстановки кадров;
4) противоречие делегирования полномочий;
5) противоречие, связанное с нарушением функций объектов управления.
46. Существенной особенностью глобальных конфликтов является
1) образ конфликтных ситуаций находит свое отображение в общественном сознании людей;
2) носят затяжной характер;
3) отличаются зонами распространения и влияния;
4) противоречие, связанное с нарушением функций объектов управления;
5) противоречие делегирования полномочий.
47. Назовите типы региональных конфликтов в основании классификации которых национально-этнические особенности:
1) этнические, религиозные, этнополитические;
2) ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные, хозяйственно-экономические;
3) экономические, политические, духовно-идеологические.
48. Назовите типы региональных конфликтов в основании классификации которых сфера проявления:
1) этнические, религиозные, этнополитические;
2) ценностные, позиционные, сексуальные, эмоциональные, хозяйственно-экономические;
3) экономические, политические, духовно-идеологические.
49. Причинами региональных конфликтов могут являться:
1) противоречие делегирования полномочий;
2) противоречия в сфере национально-этнических традиций;
3) противоречие карьеры;
4) отличаются зонами распространения и влияния;
5) противоречия эмоциональные.
50. Управление региональными конфликтами включают в себя следующие этапы:
1) прогнозирование, предупреждение;
2) приказ, стимулирование, изменение условий труда;
3) прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение.
51. Управление конфликтами типа «личность-группа» включают в себя следующие этапы:
1) прогнозирование, предупреждение;
2) приказ, стимулирование, изменение условий труда;
3) прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение.
52. Глобальной проблеме «война и мир» относятся глобальные конфликты:
1) между развивающимися и развитыми странами;
2) экологический и энергетический кризис;
3) военно-политическое противостояние;
4) демографический кризис.
53. Глобальной проблеме «дисбаланс в развитии государств» относятся глобальные конфликты:
1) между развивающимися и развитыми странами;
2) экологический и энергетический кризис;
3) военно-политическое противостояние;
4) демографический кризис.
54. Глобальной проблеме «экология» относятся глобальные конфликты:
1) между развивающимися и развитыми странами;
2) экологический и энергетический кризис;
3) военно-политическое противостояние;
4) демографический кризис.
55. Глобальной проблеме «демография» относятся глобальные конфликты:
1) между развивающимися и развитыми странами;
2) экологический и энергетический кризис;
3) военно-политическое противостояние;
4) демографический кризис.
56. Важнейшими причинами семейных конфликтов являются:
1) противоречие между установленной системой групповых и административных норм и правил и потребностью всех иметь высокий статус и выполнять такие роли, которые обеспечивали бы свободу для самовыражения;
2) ограничение свободы самовыражения, отклоняющиеся поведение, авторитарный тип взаимоотношений, материальные проблемы.
57. Важнейшими причинами конфликтов в сфере управления являются:
1) противоречие между установленной системой групповых и административных норм и правил и потребностью всех иметь высокий статус и выполнять такие роли, которые обеспечивали бы свободу для самовыражения;
2) ограничение свободы самовыражения, отклоняющиеся поведение, авторитарный тип взаимоотношений, материальные проблемы.
58. Возможным путем предупреждения семейных конфликтов может быть:
1) формирование психолого-педагогической культуры;
2) прямое воздействие (приказ, указание, задание);
3) средства массовой информации;
4) изменение статуса;
5) игнорирование.
59. Дезорганизация – это…
1) такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы приходят в несоответствие с новыми условиями;
2) самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления;
3) острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.
60. Конфронтация – это…
1) такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы приходят в несоответствие с новыми условиями;
2) самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления;
3) острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.