Тема 5. Карл Маркс и его учение
Жизненный путь. К. Маркс (1818 - 1883) - философ, экономист и общественный деятель, основоположник теории марксизма. Родился в семье адвоката, учился в Боннском (1835 - 1836) и Берлинском (1836 - 1841) университетах. В 1837 г. познакомился с учением Г. Гегеля и примкнул к младогегельянцам. В 1841 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную сравнению учений Демокрита и Эпикура. После окончания университета некоторое время работал в либеральной "Рейнской газете". С 1843 г. был женат на подруге детства Женни фон Вестфален, дочери высокопоставленного чиновника, друга отца К. Маркса. С 1843 г. - в эмиграции во Франции. В 1844 г. познакомился в Ф. Энгельсом (1820 - 1895), ставшим его ближайшим другом и соратником. В 1844 - 1847 гг. сформулировал основные идеи своей теории, одновременно участвуя в деятельности нелегальных и полулегальных революционных рабочих организаций.
После поражения революций 1848 - 1849 гг. в Западной Европе К. Маркс и Ф. Энгельс эмигрировали в Великобританию. С 1850-х гг. и до конца жизни К. Маркс занимался исследованием проблем политической экономии, результатом чего стала главная книга его жизни - "Капитал".
Начиная с 1864 г., К. Маркс отдавал значительную часть своей энергии Международному товариществу рабочих - I Интернационалу, председателем Генерального совета которого он был избран. Несмотря на конфликт со сторонниками М. Бакунина и последующий роспуск I Интернационала, авторитет К. Маркса в социалистическом движении возрастал, хотя его творческие силы слабели; писал он всё меньше и меньше и всё непонятнее, чем раньше. Смерть жены в 1881 г. и старшей дочери в 1882 г. окончательно подкосили К. Маркса, и в 1883 г. он скончался.
Идейные влияния. Традиционно выделяют три источника идейного влияния, оказавшие наибольшее воздействие на формирование марксизма:
-- немецкая классическая философия;
-- английская политическая экономия;
-- французский утопический социализм.
Из представителей немецкой классической философии наибольшее влияние на К. Маркса имел Г. Гегель. Глубокое воздействие на взгляды К. Маркса оказали гегелевский диалектический метод и представление о развитии всего существующего через борьбу и конфликт. На К. Маркса также повлияли идеи Л. Фейербаха (1804 - 1872), одного из младогегельянцев. Л. Фейербах трактовал учение Г. Гегеля в атеистическом и материалистическом духе, перенеся акцент с Абсолютной идеи на природу и человека. По мнению Л. Фейербаха, не Бог создал людей, а люди, бессильные по отношению к природным стихиям, создали образы богов, соответствующие их мыслям и намерениям, объективировав в них свою сущность. Таким образом, Бог - это проекция человеческой сущности. Нельзя также сбрасывать со счетов и влияние на К. Маркса И. Канта, подчеркивавшего значение конфликтов между людьми для развития общества (хотя его влияние было в той или иной мере опосредованным).
Экономические взгляды К. Маркса сформировались в немалой мере под влиянием классиков английской политической экономии XVIII - XIX вв., в особенности А. Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823), создавших трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяет вложенный в него труд.
Оказали влияние на марксизм и представители утопического социализма, в первую очередь А. Сен-Симон (1760 - 1825), Ш. Фурье (1772 - 1837) и Р. Оуэн (1771 - 1858). Проекты общества, предлагавшиеся ими, предполагали установление общественной собственности и планомерную организацию коллективного труда. Их проекты не покушались на личную свободу и в определённых рамках допускали, наряду с общественной, и частную собственность (полностью исключена она была лишь в утопическом проекте Р. Оуэна). Переход к новому общественному строю утописты мыслили как исключительно мирный, основывающийся на доброй воле и разуме людей.
Нельзя не заметить, что за каждым из этих источников марксизма неявно стоят мыслители французского и немецкого просвещения - И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, французские материалисты и атеисты. Сформулированные ими идеи социального прогресса, материализма и атеизма были восприняты и творчески переработаны К. Марксом, который может с полным правом считаться одним из участников и продолжателей проекта просвещения.
Общественное бытие и общественное сознание. Взгляды К. Маркса существенно отличались от взглядов И. Фихте или Г. Гегеля, для которых развитие было главным образом развитием "Я" или Абсолютной идеи. К. Маркс подчеркивал, что, в отличие от предшествующих материалистических учений он распространил материализм и на социальную жизнь. Прежде чем думать и размышлять, указывал он, человек должен есть, пить и одеваться. Поэтому первичным является общественное бытие - совокупность общественных процессов, не зависимых от воли и сознания индивидов. Общественное сознание по отношению к общественному бытию считается в марксизме вторичным. В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя предмет труда (то, к чему прикладывается труд), средства труда (орудия труда) и самих людей, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками. Производственные отношения - отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Так, рабовладельческие производственные отношения основывались на том, что раб - собственность хозяина, капиталистические - на том, что наёмный рабочий лично свободен, но лишён капитала, а капиталист обладает таковым, и т.д. Производительные силы и производственные отношения составляют две стороны способа производства. К. Маркс выделил шесть способов производства:
-- первобытно-общинный;
-- азиатский;
-- рабовладельческий;
-- феодальный;
-- капиталистический;
-- коммунистический.
Спор об азиатском способе производства. Шести способам производства соответствуют шесть общественно-экономических формаций. В упрощенных изложениях марксизма обычно ограничиваются пятью - азиатская общественно-экономическая формация исключается. К ней К. Маркс относил общества Древнего Востока - Древний Египет, Вавилонию, Древнюю Индию, Древний Китай и т.п. Эксплуатируемым классом в этих обществах были, по мнению К. Маркса, не рабы, а зависимые крестьяне, объединённые в общины. Представления об азиатском способе производства были отодвинуты на задний план через много лет после смерти К. Маркса, в 1920-е - 1930-е гг. Характер древневосточных обществ был предметом дискуссий среди историков-марксистов в Советском Союзе, и победу в этих дискуссиях одержали сторонники точки зрения, что эти общества были рабовладельческими. Разумеется, эта победа не была случайной: данная точка зрения была ближе доминировавшей в советском руководстве группе Сталина. Почему? Один из возможных ответов может состоять в том, что эксплуатация крестьянских общин на постройке пирамид, каналов, храмов и дворцов могла напомнить эксплуатацию колхозной деревни и заключённых в ГУЛАГе на "великих стройках коммунизма". Но вряд ли это соображение было главным. Скорее, азиатский способ производства (наряду с некоторыми другими идеями К. Маркса, например, концепцией отчуждения) просто не вписался в упрощённую и примитивизированную версию марксизма, созданную тогда для системы массового политпросвещения. Сведенная к пяти формациям схема развития мировой истории выглядит более простым и линейным процессом, а схема, включающая шесть формаций, демонстрирует большую сложность и многовариантность социально-исторического развития.
Базис и надстройка. Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса (общественное бытие или экономика) и надстройки (общественное сознание, включающее религию, философию, литературу и т.д.). Взаимоотношения между базисом и надстройкой являются еще одним дискуссионным пунктом в марксистской теории. Порой марксизм представлялся и интерпретировался таким образом, что основным и определяющим фактором развития всех процессов, в том числе протекающих и в надстройке, объявлялась экономика (экономический детерминизм). Однако сами К. Маркс и Ф. Энгельс возражали против подобной интерпретации, отмечая, что политические, социальные и культурные процессы определяются экономикой лишь в конечном счёте; между базисом и надстройкой существует также мощная обратная связь, так что общественное сознание достаточно автономно от общественного бытия, материального производства, обладает собственной логикой развития и, в свою очередь, может существенно влиять на экономику.
Классы и классовая борьба. По К. Марксу, глубинной основой развития общества является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы - более динамичная сторона способа производства, они развиваются быстрее, а производственные отношения более консервативны, они отстают в своем развитии. Этот конфликт между производительными силами и производственными отношениями разрешается революцией, которая приводит к смене общественно-экономической формации.
Однако эти изменения происходят не автоматически, а через людей, поэтому конфликт между производительными силами и производственными отношениями на социально-политическом уровне проявляется в борьбе классов. Основой разделения общества на классы является отношение людей к средствам производства. Одни владеют землей (землевладельцы), другие - капиталом (капиталисты), третьи - только собственной рабочей силой (наёмные рабочие или пролетариат). Но положение в системе общественного разделения труда создаёт лишь "класс-в-себе". Люди, входящие в него, ещё не осознали, что они входят в него и что у них есть общие интересы. "Класс-для-себя", т.е. класс, осознающий себя как таковой, возникает лишь тогда, когда его члены обретают общее самосознание - сознание собственных интересов, и ведут совместную борьбу с противостоящими им классами. Как только рабочий класс, считал К. Маркс, осознает общность своих интересов, он должен свергнуть капитализм и установить диктатуру пролетариата. В этом состоит историческая миссия рабочего класса. Именно вывод о диктатуре пролетариата К. Маркс считал своим настоящим открытием, поскольку о классах и классовой борьбе писали многие из предшественников марксизма. Кроме упомянутых выше, можно назвать также, например, французских историков эпохи Реставрации во Франции (1815 - 1830).
Отчуждение. Рабочий класс привлёк внимание К. Маркса и Ф. Энгельса ещё в начале 1840-х гг., когда они лишь начинали разработку своей теории. Для характеристики положения рабочего класса они применили понятие "отчуждение", взятое ими у Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Но если у Г. Гегеля оно использовалось для обозначения инобытия Абсолютного духа, воплощавшегося в природу, у Л. Фейербаха - для характеристики концепции Бога, созданной людьми и "отделившейся" от них, то у К. Маркса отчуждение - это процесс отделения от людей результатов их деятельности. Продукт, произведённый наёмным рабочим, "отчуждается", переходит в собственность капиталиста и вследствие этого превращается в нечто чуждое, отделенное от работника. Работник отчуждается также от процесса производства, от себя самого и своих товарищей по труду. Наряду с экономическим отчуждением К. Маркс писал и об отчуждении религиозном, политическом и т.д. Чтобы преодолеть отчуждение, полагал он, частную собственность нужно сделать общественной, и сделать это должен наиболее страдающий от отчуждения класс.
Миссия пролетариата. Но представление об исторической миссии рабочего класса, однако, никак не вытекает из логики предыдущего исторического развития, описанного К. Марксом. Действительно, если рассмотреть любую из общественно-экономических формаций, в которой есть антагонистические, т.е. противоположные социальные классы, то нам нетрудно увидеть, что идущая между ними борьба вовсе не приводит к победе одной из противостоящих друг другу сил. Так, основными антагонистическими классами в рабовладельческой формации были рабы и рабовладельцы. Кто из них одержал победу в ожесточённой борьбе? Ни те, ни другие. Они истощили друг друга в противоборстве, и на авансцену истории постепенно вышли совсем иные социальные классы - землевладельцы (феодалы) и зависимые крестьяне. Они также боролись друг с другом, причем интенсивность этой борьбы, в частности, в Западной Европе, нарастала к концу средневековья, но опять-таки в конечном итоге определить победителя и побеждённого среди них нельзя. Крестьяне и землевладельцы постепенно отошли на второй план, а на первый выдвинулись владельцы капитала и наёмные рабочие. Между ними также идёт борьба, которая во времена К. Маркса была особенно ожесточённа, но можно ли, исходя из всей диалектики предыдущего социально-экономического развития, утверждать, что на этот раз всё сложится иначе и борьба угнетённой стороны закончится полной победой и установлением диктатуры рабочего класса? Так утверждать нельзя. Не исключено, что К. Марксу, как действующему политику, революционеру, хотелось увидеть реальный субъект революционного действия. Как учёный, он мог, наверное, допустить предположение о том, что пройдёт несколько сот лет, пока капитализм не сменит новая общественно-экономическая формация, а место капиталистов и рабочих займут новые, в данный момент не существующие социальные силы. Но для революционного политика такое предположение было неприемлемо. Он не мог сказать шедшим за ним людям: "Боритесь, и, хотя вы не увидите результатов своей борьбы, она, подобно борьбе рабов под предводительством Спартака или немецких крестьян под руководством Т. Мюнцера, будет в конечном итоге не напрасной". Видимо, поэтому в действительности, окружавшей К. Маркса, им был выбран наиболее недовольный своим положением и активный социальный субъект - рабочий класс, который и был наделён миссией могильщика капитализма. Поиски субъекта революционного действия не прекращались марксистами и позже. После того, как в ХХ в. стало ясно, что рабочий класс развитых стран становится всё менее и менее похожим на субъект революционного действия, высказывались предположения о том, что такими субъектами являются угнетённые массы стран "третьего мира", молодёжь, не успевшая интегрироваться в капиталистическую систему, иностранные рабочие и т.п.
Поэтому следует, вероятно, различать марксизм как философское и социальное учение и марксизм как политическое учение. Марксизм как философское и социальное учение пользуется в основном дескриптивным (описательным) подходом и может быть признан научной теорией. Марксизм как политическое учение пользуется рескриптивным (предписательным) подходом и в этом качестве субъективно, ангажированно является скорее идеологией, а не наукой.
Эволюция марксизма. Учение К. Маркса имело множество продолжателей и впоследствии разделилось, подобно многим другим социальным, философским и политическим учениям, на множество направлений. Практически сразу после смерти Ф. Энгельса, в конце XIX - начале XX вв., в марксизме наметились контуры двух направлений: умеренного и революционного. Умеренные, глашатаем которых выступил германский социал-демократ Э. Бернштейн, указали на всё большее расхождение прогнозов К. Маркса и действительности. Ранее марксисты считали, что население капиталистических стран со временем должно разделиться на меньшинство капиталистов и всё увеличивающееся большинство пролетариев, находящихся на грани физического выживания. Э. Бернштейн обратил внимание на то, что происходит нечто противоположное: уровень жизни рабочего класса в развитых странах постоянно повышается.
В противовес умеренным стало формироваться противоположное, революционное течение. Наиболее видными его представителями в начале ХХ в. стали российские большевики во главе с В. И. Лениным. В западных социал-демократических и социалистических партиях у этого течения также были сторонники (Р. Люксембург). Они считали себя правоверными последователями К. Маркса и утверждали, что расхождение прогнозов К. Маркса с действительностью имеет временный и частичный характер. В теме 24 мы рассмотрим, каким образом развивались далее умеренное и революционное течения в марксизме, какие трансформации претерпели они в ХХ в. и какое воздействие оказали они на ход социальных конфликтов.
Вопросы и задания:
-- Какие теории оказали наибольшее влияние на формирование марксизма?
-- Что такое способ производства? Какие способы производства и соответствующие им общественно-экономические формации выделял К. Маркс?
-- Как в марксизме разрешается конфликт между двумя сторонами способа производства?
-- В чем разница между "классом-для-себя" и "классом-в-себе"?
-- Что такое отчуждение? В чём, согласно К. Марксу, проявляется отчуждение рабочего класса?
-- Какие логические противоречия можно обнаружить в теории К. Маркса?
-- Какие направления в марксизме обнаружились после смерти его основателей? Что утверждали их сторонники?
Тема 6. "Философия жизни" и её вклад в конфликтологическую мысль
"Философия жизни" была одним из значительных течений западноевропейской мысли конца XIX - начала XX вв. Центральным в нём стало понятие "жизни" как исходно целостной реальности, постигаемой интуитивно и отличающейся как от "духа", так и от "материи". "Философия жизни" обозначила начало неклассической, или постклассической, философии. Классическая философия - дитя эпохи Просвещения, ставящее на первое место разум и рациональность: всё в мире можно понять, объяснить и разумно устроить. Неклассическая философия же начинает выдвигать на первый план иррационализм, сомневающийся в возможностях разума: не всё в мире можно разумно объяснить, и есть то, что разуму не подвластно. "Философия жизни" оказала влияние на формирование социологии и в особенности социологии конфликта (в частности, на учения М. Вебера и Г. Зиммеля), а также на экзистенциализм, феноменологию и постмодернизм.
А. Шопенгауэр.Многие идеи "философии жизни" восходят к взглядамнемецкого мыслителя А. Шопенгауэра (1788 - 1860).
А. Шопенгаэур, сын коммерсанта, учился в Гёттингенском и Берлинском университетах. Большое влияние на него оказали учения Платона и Канта, а также индийские "Упанишады" (см. Тему 3). В 1813 г. он защитил докторскую диссертацию, а в 1818 г. вышла первая часть его главной работы "Мир как воля и представление". Успеха она не имела, и большая часть тиража попала в макулатуру.
Создатель философии, нередко называемой "философией пессимизма" и "философией мировой скорби", был в личной жизни неуживчивым и конфликтным человеком. Преподавая в Берлинском университете, А. Шопенгауэр вступил в соперничество с Гегелем. Он принципиально назначал свои лекции на те же часы, что и Гегель; в результате этого смелого, но опрометчивого шага А. Шопенгауэру пришлось отменить свой курс лекций из-за недостатка слушателей. Конфликт между двумя философами не был стечением обстоятельств. А. Шопенгауэр резко отрицательно относился и к самому Г. Гегелю, которого называл "убийцей истины", и к его учению, характеризуемому им как "шарлатанство". Подобное отношение объясняется не только личными амбициями Шопенгауэра: он считал, что, Гегель сделал из своей философии служанку государства и готовит молодых людей к тому, чтобы стать "спицами в колесе государственной машины". Иначе говоря, он обвинял Гегеля в том, что тот "продался режиму". Не щадил Шопенгауэр и прочих своих коллег: по его мнению, "учёные превратили кафедры в кормушки, питающие тех, кто к ним пристроился".
Впрочем, в личной жизни А. Шопенгауэр также был человеком, мягко говоря, непростым. Соседка по квартире, которую он снимал в Берлине, простая женщина, швея, раздражала его своей болтливостью. Выйдя из себя, он столкнул ее с лестницы, так что несчастная женщина сломала себе руку и стала нетрудоспособной. Суд обязал молодого философа (ему в то время было немногим более 30 лет) выплачивать пострадавшей регулярную денежную компенсацию. Спустя много лет, когда та умерла, Шопенгауэр записал в своей дневник типичный для него комментарий: "Старуха умерла, ноша с плеч".
Учение о Мировой Воле. Главной темой в творчестве Шопенгауэра становится тема страдания, слепой судьбы и смерти. Основой мира является безразличная и бесцельная Мировая Воля, или воля к жизни. Она слепа и бесцельна, не имеет основания и меры, стоит выше и добра и зла, хотя порождает и добро, и зло, вернее, то, что, с точки зрения человека, является и добром и злом. Это отличает Мировую Волю от Бога христианской религии, который представляется личностью, и личностью не только всемогущей, но и всеблагой. Мировой Воле человек безразличен.
Мировая Воля в окружающем нас мире получает свою реализацию в бесконечном множестве форм, или, по выражению самого А. Шопенгауэра, объективаций (воплощений). Каждая из них стремится к абсолютному господству над всеми другими, что и порождает бесконечную войну "всех против всех". В качестве этих объективаций в неживой природе выступают такие явления, как электричество, магнетизм, гравитация и другие физические силы, в живой природе - борьба за существование и инстинкты животных, в особенности пищевой и половой, в мире людей - человеческие аффекты (страсти), в особенности жестокость, мстительность, властолюбие и т.д. Стихийные бедствия, эпидемии, вооруженные конфликты и войны - все они также, согласно Шопенгауэру, есть проявления Мировой Воли. Некая иррациональная активность, "слепое влечение, тёмный, глухой позыв", вечно неудовлетворенная и ненасытная, - такова Мировая Воля. Различные явления Мировой Воли борются друг с другом и отравляют друг другу существование, и поэтому Воля находится постоянно в состоянии внутреннего конфликта сама с собой и испытывает "раздвоение сама в себе".
Чем более совершенный и высокий уровень объективации Мировой Воли достигается, тем более морально отрицательный характер они приобретают. Чем более развиты в интеллектуальном и этическом отношении люди, тем сильнее они переживают и страдают, обнаруживая везде ложь и злобу. Политики, учёные, религиозные деятели и люди искусства - все они на словах заботятся о благе ближних и счастье людей, а на деле заняты поисками собственной выгоды. Жизнь простых людей полна горя, страданий, нужды и страха. Общественная жизнь проникнута тупостью и пошлостью, завистью и лицемерием. Люди усердно портят друг другу жизнь, подчас сами не ведая, что творят.
Поскольку мир неразумен и бессмыслен, ничего, кроме страданий, жизнь принести нам не может. Единственный доступный человеку способ борьбы со слепой "волей к жизни", властвующей над ним, состоит втом, чтобы уменьшить её в себе, отказаться от ложных соблазнов и тем самым избавиться от источника страданий. Есть два пути самоуничтожения Воли: один из них - это эстетическое самосозерцание, другой - моральное самосовершенствование. Нужно освободиться от эгоизма, перестать "давить" других людей, наслаждаться природой и искусством. Поэтому в самоуничтожении Воли преуспели два типа людей: это творцы и гении в искусстве и святые в земной жизни.
Несмотря на то, что Шопенгауэр открыто выражал неприязнь к философии Гегеля, гегелевская диалектика оказала воздействие и на философию Мировой Воли. Во внутренних конфликтах, испытываемых Мировой Волей, нетрудно, по мнению И.С. Нарского, увидеть борьбу противоположностей, отрицание отрицания, а также отчуждение и снятие отчуждения. Действительно, чем активнее Мировая Воля, тем больше внутренние конфликты она порождает. "Чем более ярко разгорается факел жизни, тем больше появляется в нём губительного смрада, сложности, диссонансы и противоречия обступают со всех сторон и влекут за собой ещё более запутанные коллизии и грозные конфликты". Развитие Воли оказывается и процессом её самопознания (как и развитие Абсолютного духа у Гегеля), но вершиной этого развития оказывается самоуничтожение Мировой Воли, что можно понимать как переход её в противоположность.
Фридрих Ницше. Ф. Ницше (1844 - 1900) - немецкий филолог, писатель и философ. Он родился в семье лютеранского пастора. После окончания гимназии он учился в университетах Бонна и Лейпцига, где изучал классическую филологию. Благодаря своим блестящим способностям в 24 года Ф. Ницше получил должность профессора Базельского университета, а чуть позже Лейпцигский университет присудил ему степень доктора даже без защиты диссертации, на основании опубликованных работ.
Концепция двух начал в культуре. Однако Ф. Ницше было тесно в узких рамках исследования античной литературы. В 1872 г. он опубликовал книгу "Рождение трагедии из духа музыки", которая ознаменовала начало его разрыва с академическим миром и превращение Ф. Ницше в одинокого мыслителя.
Основная идея "Рождения трагедии..." состоит в следующем. Античная культура, вопреки господствовавшим тогда представлениям, не была культурой сугубо рациональной, светлой и гармоничной. Эта культура, как, впрочем, и любая культура, была синтезом двух начал - аполлонийского и дионисийского. Аполлонийское начало выражает гармонию, размеренность и созерцательность, обращено к разуму, в то время как дионисийское начало является противоположным ему - оно выражает дисгармоничность, безумную страстность, жажду действия и волю (влияние Шопенгауэра!). Дионисийское начало воплощает силу человека, его мощь и способность к выживанию. Вытеснение дионисийского начала, произошедшее в античности начиная с Сократа, обернулось, по мнению Ф. Ницше, утратой здорового творческого начала культуры.
Современная западноевропейская культура также, полагал Ф. Ницше, чересчур рационалистична, в ней слишком много аполлонийского начала и слишком мало дионисийского. Разум возобладал над жизнью, над инстинктами и в конченом итоге над свободой человека.
Ницше и Шопенгауэр. "Воля к жизни". Неоднократно называя Шопенгаэура своим предшественником и разделяя многие его идеи, Ницше, однако, резко отрицательно относился к предложенной им концепции самоуничтожения воли. По мнению Ф. Ницше, мир есть постоянное становление, чистое и непрерывное движение, движущей силой которого является воля к жизни. Эта воля к жизни есть в то же самое время и воля к власти, поскольку всё живое постоянно стремится к тому, чтобы расширить пределы своего влияния и своей власти. Самоутверждение жизни во всех её проявлениях, стремление к ее полноте и избытку - это абсолютный приоритет, поэтому жизнь нельзя подавлять; напротив, всякая религия и философия должны прославлять жизнь, а всё, что отрицает жизнь, достойно презрения и уничтожения. Этим продиктовано и отрицательное отношение Ницше к христианству: своими призывами к послушанию, покорности и состраданию слабым, оно, по мнению Ницше, портит человека, подавляя его волю к жизни. Это симптом болезни, упадка. Здоровая мораль должна, считал Ф. Ницше, прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Воля к власти, считал Ф. Ницше, включает и овладение самим собой, развитие самоконтроля.
Весь ход эволюции и борьба за выживание не что иное, как проявление этой воли к власти. Больное и слабое должно погибать, а сильное и здоровое побеждать. Этот конфликт является предпосылкой и общественного развития. Всё великое, по мнению Ф. Ницше, является результатом суровой конкуренции, а не тепличных условий: "спросите себя, может ли дерево, которому суждено гордо прорастать ввысь, избежать дурной погоды и бурь". Чрезвычайно примитивным и диким было бы представление, что Ф. Ницше предлагал уничтожать слабых, больных, немощных. Его слова о больных и слабых относятся, конечно, не к людям и даже не к социальным группам, а к взглядам и социальным институтам. Поэтому знаменитый афоризм его "Падающего толкни!" нельзя, конечно, понимать в буквальном смысле - что следует толкать споткнувшегося человека. Мысли Ф. Ницше могут быть парадоксальны, но к хулиганству и пакостничеству он не призывал. Вероятно, Ф. Ницше имел в виду следующее: не нужно оберегать устаревшие взгляды, социальные институты и порядки, подновляя их и латая, а, напротив, уничтожить их как можно скорее. Вера Ф. Ницше в полезность и необходимость жизненных препятствий и конфликтов для личностного роста выражена в афоризме "Что не убивает меня, то делает меня сильнее".
Концепция сверхчеловека. С детства Ницше мучили страшные головные боли, приводившие к обморокам, рвоте, временной слепоте и т.д. В 1879 г. из-за болезни он вынужден был прекратить преподавание; в поисках подходящего климата странствовал по Швейцарии, Италии, Франции, где и написал свои лучшие книги, в частности, одно из своих величайших произведений "Так говорил Заратустра" (1881 - 1885). Заратустра (Зороастр) - легендарный пророк, основатель зороастрийской религии. Однако к реальному историческому образу Заратустры образ Заратустры, созданный Ницше, никакого отношения не имеет. Образованному западному читателю во времена Ницше имя Заратустры было известно, но не более того: вряд ли тогда кто-то, кроме специалистов по древнему Ирану, смог бы сказать о взглядах Заратустры что-то определённое. И Ф. Ницше просто использовал это имя, вложив в уста исторической личности свои собственные идеи. Более того, не столь большим преувеличением будет сказать, что Заратустра - это, в сущности, сам Ницше.
Что же проповедовал ницшевский Заратустра? Современные люди, говорил он, мелочны, грубы, подлы, примитивны, слабы. В сущности, в полной мере человек ещё не возник, не вырвался из животного состояния. Везде господствует стадо - масса серых людишек, не способных ни на какой поступок, никогда ничем не рисковавших и ничего в жизни не добившихся. Это стадо, однако, питает злобную зависть ко всему необычному, яркому, талантливому. Слабые люди придумали и религию слабых, униженных, каковой, по мнению Ницше, является христианство.
Всё, что относится к нынешнему человеку, должно быть преодолено. Нынешний человек - это только путь к сверхчеловеку, который отбросит рабскую мораль, построенную на послушании. Постоянное развёртывание внутренней мощи, усложнение и углубление содержания духовной жизни поднимают личность всё выше и выше к идеалу сверхчеловека. Сверхчеловек - это аристократ духа, душевно щедрый и высокообразованный человек, тонко воспринимающий искусство. Это такая индивидуальность, в которой воля к власти, к увеличению жизненной, творческой силы достигает наивысшего развития. Сверхчеловек презирает слабых, мелких, ничтожных и пошлых людей, а любит не "ближних", как предписывает христианство, а "дальних". "Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему". "Дальний" у Ф. Ницше является синонимом идеального; поэтому "дальний" противопоставляется "ближнему", т.е. близкому в пространственном смысле, эмпирически данному. Два основных вида "любви к дальнему" - это любовь к собственной индивидуальности, реализующей идеал сверхчеловека, и любовь к максимальному развитию "воли к власти" у других. Сверхчеловек щедро раздаёт дары своего безмерно богатого духа тем, кто готов их принять (Ф. Ницше называет это "дарящей добродетелью"), но отвергает сострадание и жалость постольку, поскольку они являются выражением слабости и бесхарактерности. "Когда мы научимся лучше радоваться, тогда мы тем лучше разучимся причинять другим горе и выдумывать его".
Последние годы Ф. Ницше. Летом и осенью 1888 г. Ф. Ницше переживает взрыв творческой энергии и создаёт свои последние книги - "Сумерки идолов", "Антихрист" (Der Antichrist; переводится также как "Антихристианин"), "Ecce Homo" ("Се человек") и др. Интеллектуальное перенапряжение ставит его на грань безумия. В приложении к "Антихристу" содержится удивительный документ - "Закон против христианства", написанный "30 сентября 1888 г. ложного календаря". Стремясь свести счёты с ненавистным ему христианством, Ф. Ницше утверждает: "Против священника нужны не доводы, а каторга". Дальнейшие фразы написаны как будто не в 1888 г., а в 1938 г., и не в Италии, а в России. "Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои яйца-базилики, должны быть сровнены с землёй... Священник... должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во всякого рода пустыни... Должно пользоваться словами "бог", "спасение", "избавитель" как ругательствами".
Развязка наступила 3 января 1889 г. в Турине. Ницше вышел из дома и увидел извозчика, избивавшего лошадь. И тут с ним случился нервный срыв: он с криком бросился через площадь и обнял животное за шею, потом потерял сознание и сполз на землю. Когда он пришёл в себя, это был уже не профессор, доктор Ницше, а безумец, подписывавший свои письма как Дионис и Распятый. Он играл на пианино, пел и безумно жестикулировал. Друзья поместили Ницше в психиатрическую лечебницу. Позже врачи передали его под опеку матери. Лечение сделало его смирным. Философ медленно угасал, теряя всякую связь с действительностью: один из его друзей, Ф. Овербек, писал, что теперь он похож на "смертельно раненное животное, которое хочет единственно, чтобы его оставили в покое". Скончался Ф. Ницше 25 августа 1900 г.
Ф. Ницше и национал-социализм. Посмертная судьба Ф. Ницше была едва ли не более тяжёлой, чем жизнь мыслителя. Своим предшественником постарались представить его нацисты, интерпретировавшие ряд идей Ф. Ницше (в первую очередь представление о сверхчеловеке, о морали рабов и морали господ и т.д.) таким образом, что они стали напоминать нацистские. Правда, к числу своих предшественников нацисты относили также и Лютера, Гёте, Бетховена, Вагнера... В том, что Ф. Ницше - один из предшественников нацизма, были уверены и многие из антифашистов, что надолго омрачило посмертную репутацию философа. Сразу можно сказать, однако, что Ф. Ницше ни в малейшей мере не разделял расистских настроений, свойственных гитлеризму: о немцах в своих произведениях он отзывается с презрением, а о евреях и славянах - наоборот. Более того, до тех пор, пока нацисты не приспособили Ф. Ницше для прикрытия собственных человеконенавистнических идей, едва ли подлежало сомнению, что Ф. Ницше был противником расизма.
За посмертную репутацию Ф. Ницше несёт ответственность и его сестра, Элизабет Фёрстер-Ницше, которую сам философ при жизни, мягко говоря, недолюбливал, называя "мстительной антисемитской дурой". Она стала руководительницей "Архива Ницше" и, чтобы доказать своё право на наследство брата, "откорректировала" ряд писем, написанных Ф. Ницше друзьям, таким образом, что их адресатом предстала уже она. Неугодные имена заменялись кляксами. Но это было ещё не самым большим её подлогом. Из черновых заметок и рукописей брата она скомпилировала якобы написанную им книгу "Воля к власти". Наиболее скандальные выражения о сверхчеловеке как о "хищном звере" и "белокурой бестии", которые приводились в подтверждение близости ницшеанства и нацизма, взяты именно из этой работы. Целое поколение учёных, и не только учёных, было введено в заблуждение тем, что "Воля к власти" выдавалась за основной труд Ф. Ницше.
Лишь в 1956 г. К. Шлехта, готовя очередное издание собрания сочинений Ницше, доказал, что "Воли к власти" никогда не существовало. Позже стало выходить критическое издание сочинений Ф. Ницше, подготовленное Дж. Колли и М. Монтинари, в котором устранены все искажения и добавления, сделанные его сестрой. "Воля к власти" в нём превратилась в "Посмертные фрагменты".