Мировоззренческая основа национальной идеи Беларуси в контексте мирового цивилизационного процесса
Мировоззренческую основу национальной идеи составляют, прежде всего, базисные целевые ценности общества и личности, идеалы, смысложизненные приоритеты социально-экономического развития страны на конкретном историческом отрезке времени.
Причем содержательная наполняемость приоритетов социально-экономического развития страны меняется с учетом его конкретно исторического среза в контексте цивилизационного процесса. Основными приоритетами социально-экономического развития Беларуси на данном этапе, как отмечают белорусские ученые М.В. Мясникович и П.Г. Никитенко, являются[55]:
– макроэкономические приоритеты – создание условий для устойчивого развития);
– институциональные приоритеты (изменение роли человека в экономике; формирование базовых институциональных основ рыночного развития);
– социальные приоритеты (воспроизводство человека как личности, способного к эффективному труду и рациональному материальному потреблению; укрепление семьи как базового социального института; оптимизация социальной структуры; решение демографических проблем; повышение жизнеспособности социума в целом; развитие нематериальной сферы производства, науки, образования, спорта, туризма, других видов услуг как экономических продуктов).
Выбор приоритетов определяется объемом всех видов ресурсов (людских, природных, финансовых, материально-технических, социокультурных, идеологических), путями и способами их использования для обеспечения максимальной результативности в успешном продвижении к намеченной цели.
Как свидетельствует практика, выбор приоритетов представляет собой одну из сложнейших научно-практических задач, так как исследователи и исполнители сталкиваются с множеством факторов,которые влияют на принятие решения. Вот почему в Беларуси стало традицией обсуждать и принимать «Основные положения Программы социально-экономического развития» на предстоящее пятилетие Всебелорусским народным собранием. Последнее из них уточнило основные цели, пути и средства, механизм и этапы реализации стратегии социально-экономического развития страны. Долгосрочными национальными целями Республики Беларусь в области развития науки и технологий определены: обеспечение устойчивости социально-экономического развития; укрепление национальной безопасности; ускорение темпов экономического развития; обеспечение высокого жизненного уровня населения; повышение конкурентоспособности продукции до уровня мировых стандартов; соответствие результатов научных исследований, разрабатываемых технологий и техники мирового уровня. Для их обеспечения страна в долгосрочной перспективе осуществляет своё развитие через опору на науку; направляет научно-техническую стратегию на развитие высокотехнологичных отраслей производств; определяет главными приоритетами национальной стратегии науку, образование и инновационное развитие; ориентирует научный потенциал страны, включая систему образования, на выбранные приоритетные направления развития экономики.
Комплекс мер направлен на совершенствование институциональных основ устойчивого социально-экономического инновационного развития страны, адекватных современной цивилизационной стратегии развития (высшая цель которой – человек, его права, свободы и гарантии их реализации), формирование открытого белорусского общества, со зрелыми демократическими механизмами, консолидирующими социум на конституциональной платформе и принципах гражданской идентичности. Важнейшей составляющей институциональных реформ является преобразование отношений собственности. По мнению академика П.Г. Никитенко[56], реформа отношений собственности (при условии ориентации на рост эффективности экономики, а не на рост валовых объемов) подразумевает, что акцент ставится на роль государства, целями активности которого должен стать не столько поиск некого «оптимального» соотношения форм собственности (столько-то частной, а столько-то – государственной), сколько формирование социально-экономических механизмов, обеспечивающих: а) специфицированность (четкость и определенность) прав собственности; б) минимизацию величины трансакционных издержек; в) свободу оборота прав собственности.
Приоритетные социальные интересы – это, в первую очередь, интересы народа, обеспечение достойной жизни, здоровье людей, их материальное и социальное благополучие, духовное развитие и процветание; максимум внимания человеку, его правам, свободам, потребностям, создание благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала, предприимчивости человека, уважение к правам, мнениям и позициям других людей, к ценностям культуры и морали.
Социальное качество современной рыночной экономики состоит, во-первых, в способности экономической подсистемы общества предоставить высокий уровень материальной и нематериальной обеспеченности как для всего общества в целом, так и для отдельных социальных групп на основе высокой эффективности конкурентной экономики; достижение стандартов социально ориентированной экономики возможно при определенном и достаточно высоком уровне среднедушевого воспроизводства ВВП – пороговым показателем такого состояния экономики является уровень среднедушевого воспроизводства ВВП порядка 10–12 тыс. долл. США, где 7–8 тыс. будут составлять нематериальные работы и услуги, т.е. чтобы быть социальной, экономика должна быть эффективной и богатой не только материально, но и нематериально-интеллектуально, духовно, нравственно)[57].
Таким образом, достижение определенного баланса трех составляющих подсистемы («общество – экономика – государство») диалектически взаимосвязано и взаимообусловлено: государство регулирует, стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика определяет возможности и мощь государства, а также регулирует экономические интересы социума; общество формирует государство, указывает экономике цели и пути развития, воспроизводит социальный опыт, традиции, менталитет и иерархию ценностей собственного народа при уважении ценностных ориентаций других народов и достижений мировой культуры.
Только в таком контексте может быть обеспечена определенная гармония нормативно-значимого (базисные ценности общества) и индивидуально-прагматического (базовые ценности личности) начал, их гибкость, эластичность, представляя собой алгоритмы целесообразных действий, как основу социокультурных, политических, экономических, организационно-управленческих, всей системы общественно-функциональных инноваций во имя общественного идеала, сформулированного в национальной идее. Причем нормативно-значимое и индивидуально-прагматическое начала как диалектически взаимосвязанные находятся в постоянном противоречии. Способ его разрешения состоит в изменении, с одной стороны, нормативно-значимого в ходе трансформационных изменений экономических отношений и, с другой стороны, в выработке соответствующего ему индивидуально-прагматического начала. В процессе гармонизации обоих начал противоречие разрешается, чтобы возникнуть вновь на ином уровне и в ином качестве. Ценностно-нормативная социальная регуляция данного процесса, пожалуй, одна из самых сложных актуальных задач идеологической деятельности.
Рассматривая национальную идею под таким – ценностно-нормативным углом зрения, с учетом приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на срезе конкретного исторического отрезка времени и в контексте цивилизационного процесса в условиях глобализации, можно представить структурную архитектонику мировоззренческой основы национальной идеи следующим образом:
Рис. Структурная архитектоника мировоззренческой основы национальной идеи Беларуси в контексте цивилизационного процесса
Национальная идея представляет как бы «золотое сечение», срез духовного и рационально-прагматичного в сознании личности. Она не может раз и навсегда быть сформулирована и находиться в статике. Как и сама жизнь, общество, характеризуется динамизмом, выбором приоритетов на конкретном историческом отрезке времени, так и национальная идея постоянно наполняется новым содержанием, сохраняя, как и личность, свой духовный стержень.
При этом необходимо учитывать условия и особенности процесса формирования национальной идеи.
Применительно к современным условиям такими особенностями являются:
– нарастание процесса морального потребительского духа со свойственными ему жизненными стилями и его антипода в виде ощущения иллюзорности любых социально значимых успехов, индивидуализма, неопределённости жизненной стратегии поведения;
– социальная и культурная фрагментация, распространение альтернативных жизненных стилей и культурных моделей, закрепляющих социальную отчужденность[58];
– широкомасштабное заимствование западных стереотипов и моделей потребления;
– растущая конкуренция на мировом рынке труда;
– проникновение инокультурных установок посредством миграционных потоков;
– распространение через границы таких социальных аномалий как наркомания, криминальные сетевые структуры и т.п., усугубляет противостояние и взаимную нетерпимость;
– поиск социокультурной идентичности[59] в период радикальной ломки привычных, традиционных культурных моделей;
– возрастание возможности направленного информационного воздействия и манипулирования сознанием людей извне с использованием современных коммуникационных сетей (оборотной стороной появления сетевого мира является социальная агония и маргинализация);
– социальная стратификация, характерная для постиндустриального модернизирующегося общества.
Перечисленные и другие факторы серьезным образом сказываются на смене системы ценностей личности, в обществе происходят значительные межпоколенческие сдвиги в структуре ценностей. Некоторые ученые объясняют этот феномен, опираясь на теорию К. Мангейма, согласно которой молодежь в условиях быстрых социальных и политических перемен ищет ответы, адекватные новой ситуации. Таким образом, по их мнению, формируются очаги политической субкультуры, являющиеся «ростками» новой политической культуры. Р. Инглхарт, объясняя сдвиг в сторону постматериальных ценностей, ссылается на изменение обстоятельств. По его мнению, смена ценностей каждого поколения зависит от их формирования. При этом следует отметить, что государство должно обеспечить реальные условия для реализации национальной идеи и повышения благосостояния народа. Национальная идея является продуктом развития общества, государство – механизм ее реализации.
«Самое лучшее государство, – писал известный философ В. Соловьев, – есть то, которое обеспечивает своею крепкою властью внешнее физическое существование общества. Такое государство должно способствовать обществу, или, по крайней мере, не мешать ему в достижении его высшей цели, в его внутреннем совершенствовании, постепенной морализации и одухотворении общественных отношений по идеалу свободного, нравственного всеединства»[60].
В структурной архитектонике мировоззренческой основы национальной идеи, как представляется, следует различать следующие уровни:
– теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы нации, государства, базисные целевые ценности общества и личности;
– программно-политический, где социально-философские принципы, ценности переводятся в доктрину, программы, лозунги, формулы, символы и т.д.;
– актуализированный. Данный уровень характеризует мировоззренческое восприятие гражданами базисных целевых ценностей общества как установок на личностные ценностные ориентации. Причем они могут представлять довольно широкий спектр интериоризации национальной идеи: от формального ее восприятия и неустойчивости идеологических позиций до глубинных мировоззренческих ориентиров.
Исходя из этого можно сформулировать основные функции национальной идеи, которые гармонично сопряжены с функциями идеологии.
Основные функции национальной идеи:
– ценностно-ориентационная, определяющие ориентиры развития общества в контексте признанных базисных целевых ценностей общества и личности;
– когнитивная, выражающая потребности человека и общества в отражении и уточнении групповых, корпоративных интересов;
– идеологическая,характеризующая потребность в защите общенациональных интересов государства;
– воспитательная, задающая деятельности людей желательную для общества направленность, которая соответствует тем или иным идеалам нации, государства;
– эмоционально-чувственная, способствующая духовной консолидаризированности личности, общества и государства.
Национальная идея имеет практическую направленность, побуждает к действию в соответствии с тенденциями общественного развития. История – тому свидетель. В стремлении к счастью – «американская мечта» – идея; благосостояние для всех – мечта – идея немцев. Суть национальной идеи зачастую формулируется Президентами государств в Посланиях парламентам. Как представляется, например, из самого названия ежегодного Послания парламенту Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, явствует содержание национальной идеи: «За сильную и процветающую Беларусь!»
Белорусский народ стремится сохранить и себя, и свою родину единой, могучей, процветающей. Историческая память нашего народа прочными узами связывает воедино силу государства с народным благосостоянием. Сильное, стабильное государство способно не только защитить себя от внешних посягательств, но и создать условия для выражения потенциальных возможностей каждого. Автор толкового словаря живого великорусского языка В. Даль характеризует понятие «процветать» как благоденствовать, жить в добре земном, в обилии; вести успешно дела свои, преуспевать; «сила», «сильный» – как источник, начало, основная причина всякого действия, движения, стремления; сила духовная, сила ума, сила воли, сила нравственная, мощь.
В основе силы и мощи страны лежит развитость ее экономики, уровень культуры, образованности и нравственности народа. Мощь государства не в меньшей степени зависит и от духовных факторов, в первую очередь, от мировоззренческого, идеологического и морально-политического единства общества.
Эти слова «сильная и процветающая» составляют стержень национальной идеи, которая выражает величие, созидательность всесторонне гармонично-развитой личности. Исторический замысел ее – показать на своем примере шанс перехода в новое качество бытия в условиях глобализации. И эту историческую миссию может выполнить только народ, который един духом и силен разумом.