Социальные отношения и институты
Социальное действие.Вся наша жизнь наполнена разнообразными действиями. Люди учатся, работают, воспитывают детей и т. д. Но всякое ли действие можно назвать социальным? Нет, не всякое. Ведь социальными мы считаем такие явления, которые характеризуют связь между людьми. Значит, если человек делает работу, которая интересна только ему одному и никак не связана с другими людьми, то у нас нет оснований считать её социальным действием. Если же он выполняет эту работу по чьей-то просьбе или поручению либо если эта работа предусмотрена его общественным положением, входит в его обязанности, тогда следует рассматривать её как разновидность социального действия. М. Вебер выделил основные признаки социального действия. Во-первых, социальное действие всегда совершается осознанно и при этом имеет субъективный смысл, т. е. человек понимает, зачем он это делает. Во-вторых, социальное действие характеризуется ориентацией человека на других, на определённую реакцию окружающих, т. е. ожиданием именно такой реакции.
Макс Вебер (1864—1920) |
Правда, люди далеко не всегда действуют полностью обдуманно. Нередко они совершают поступки под влиянием гнева, страха, раздражения, не задумываясь о последствиях. Высокая степень осознанности и целенаправленности
действий — это, так сказать, идеальный случай. В повседневной жизни правильно будет относить к социальным действиям те поступки, действия людей, которые более или менее осознаются ими и в основном понятны окружающим. Действуя таким образом, человек учитывает существующую ситуацию, оценивает её не только со своей точки зрения, но и с точки зрения людей, с которыми он связан.
Социальные отношения.Обычно наши действия, затрагивающие других людей или направленные на них, вызывают ответную реакцию. Например, выслушав наше мнение, собеседник высказывает своё отношение к обсуждаемому предмету. Обмен действиями означает, что происходит социальное взаимодействие. Формы такого взаимодействия весьма разнообразны. Выступая в этих взаимодействиях как представители или члены определённых социальных групп, общностей, люди ожидают от других того или иного поведения. Если контакты или взаимодействия повторяются, становятся устойчивыми, упорядоченными, то они приобретают характер социальных отношений. Именно такими являются отношения в семье, в производственном коллективе, в учебном заведении и т. д.
Итак, социальными отношениями называются такие устойчивые отношения между людьми и общностями людей, которые являются осознанными, понятными их участникам и характеризуются их соответствующим поведением. Например, ученик, перешедший в другую школу, довольно быстро осваивается в новой ситуации: знакомится с одноклассниками, начинает выполнять учебные задания, общественные поручения и т. д.
Мы уже рассмотрели основные общности людей, входящие в социальную структуру общества. Это малые и средние социальные группы, а также большие социальные группы — классы, социальные слои, социально-этнические общности и т. д. Социальные отношения складываются между отдельными людьми как членами этих общностей, а также между данными общностями как носителями особых целостных качеств, характеристик.
Порой социальные отношения приобретают конфликтный характер. Основная причина социальных конфликтов —
социальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей как внутри каждой общности, так и между ними. Люди осуществляют социальные действия потому, что стремятся достичь важного для них результата, т. е. ради определённых ценностей.
Понимание того, что является ценностью и как разные ценности соотносятся по степени важности, неодинаково и у отдельных личностей, и у социальных общностей. Тем не менее каждая общность имеет свою шкалу ценностей, и люди, входящие в эту общность, знают данную шкалу и в основном придерживаются её. Попробуйте, например, определить, что является ценностью с точки зрения школьного ученического коллектива. А теперь постарайтесь представить себе шкалу ценностей военнослужащего, учёного, предпринимателя, священнослужителя, художника или музыканта. Вы видите, что в принципе можно понять ценностные ориентиры других людей, а значит, понять и то, почему они совершают те или иные поступки, действия. Но понять — ещё не значит одобрить. Бывает, что люди остро ощущают неудовлетворённость своих потребностей, попрание своих прав. Виноватыми в этом обычно считают других людей. Нередко интересы одних социальных общностей оказываются противоположными интересам других. Так возникает почва для конфликта.
В прошлом учебном году вы уже анализировали типы конфликтов и линии поведения в конфликтных ситуациях. Теперь поговорим о способах упорядочения общественных отношений, согласования социальных притязаний отдельных людей и их групп, приведения их в соответствие с установленными правилами и нормами.
Социальные институты.Слово «институт» происходит от латинского institutum — установление, учреждение. Из этого следует, что институты не возникают сами собой, без участия людей. Их создают и совершенствуют, руководствуясь более или менее ясной целью. Для социальных институтов такой целью является удовлетворение определённых общественных потребностей.
На удовлетворение потребностей направлена вся сознательная деятельность людей. В процессе деятельности люди
вступают в общественные отношения. Эти отношения весьма разнообразны, и нужно их чётко отрегулировать, упорядочить, потому что от этого зависит удовлетворение потребностей человека и общества. Упорядочение общественных отношений осуществляется с помощью социальных институтов.
Исходя из того, что в современной общественной жизни выделяют четыре основные сферы — социальную, экономическую, политико-правовую, духовную, целесообразно разделить общественные институты в соответствии с их принадлежностью к той или иной сфере.
В социальной сфере действуют институты семьи, медицины, социального обеспечения. Они решают вопросы, связанные с воспроизводством человеческого рода, сохранением здоровья людей, помощью больным и престарелым людям и т. д.
С институтами социальной сферы тесно связаны институты духовной сферы общественной жизни — образование, наука, искусство, церковь. Эти институты обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры, социализацию подрастающих поколений.
В экономической сфере жизни общества действуют институты собственности, финансовые институты, институты производства и т. д. Их назначение — обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ.
Политико-правовая сфера общественной жизни связана с функционированием институтов государства и права: законодательных и административных органов, армии, правоохранительных, контролирующих органов, политических партий и т. д. Общая задача этих институтов — поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества.
Перечисленные социальные институты во многом непохожи друг на друга. Но есть у них и важные общие черты. Связано это с тем, что люди в процессе совместной деятельности ищут наиболее приемлемые и результативные способы её организации, своеобразные шаблоны, образцы и правила поведения. Удачные находки постепенно становятся привычными и общепризнанными, что и характеризует социальные институты.
20
Военная присяга
Итак, возникновение социальных институтов — это прежде всего процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, а также определённых социальных ролей. Ведь если такие нормы и правила выработаны, то должны быть не только люди, которые их выполняют, но и те, кто следит за их выполнением, поощряет правильные действия и наказывает за нарушение правил.
Социальный институт — это система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей. Данная система выражает утвердившееся в обществе понимание определённых ценностей. Она закрепляет также процедуры, ведущие к удовлетворению соответствующих потребностей общества. Конкретные процедуры бывают очень разными. Например, правила оформления банковского кредита непохожи на правила голосования на выборах, процедура крещения новорождённого мало напоминает процедуру выпускных экзаменов в школе или защиты диссертации на соискание учёной степени. Однако без чётко фиксированных правил, процедур и распределения ролей или функций, выполняемых разными людьми, нет и социальных институтов.
Что такое социальная роль, вы уже рассматривали в 9 классе. Здесь же отметим, что социальные роли, предусмотренные действующими институтами, отличаются устойчивостью. В обществе осуществляется довольно жёсткий контроль за правильностью исполнения этих ролей. Например, кассир в банке или в магазине должен чётко различать собственные деньги и деньги, которые вверены ему по службе, иначе его ждёт весьма суровое наказание.
Благодаря строгому определению социальных ролей и процедур решения возникающих вопросов удаётся предотвратить многие недоразумения, избежать обострения конфликтов. Например, невыполнение одним человеком финансовых обязательств перед другим, если эти обязательства должным образом оформлены, не должно вести к бурным спорам и ссорам. Для решения данных вопросов существуют юридические процедуры и органы правосудия.
Таким образом, успешное функционирование социальных институтов упрощает и рационализирует жизнь людей, вводя её в определённые рамки, подчиняя её понятным и общепринятым правилам. Чем сложнее общественная жизнь, тем больше возникает разнообразных социальных институтов, обеспечивающих её нормальный ход. Успешно функционирующий социальный институт сплачивает людей, приобщает их к значимым для общества ценностям, нормам и образцам поведения, помогает согласовывать взаимные связи и действия. Социальный институт закрепляет накопленный людьми опыт совместной жизнедеятельности и обеспечивает его передачу новым поколениям.
Социальные институты обычно выполняют и некоторые дополнительные функции, специально не предусмотренные при их создании. Например, некоторые люди получают высшее образование вовсе не потому, что стремятся к знаниям, профессиональному росту. Бывает, этим они обнаруживают неудовлетворённое честолюбие, желание повысить собственный престиж.
С изменением общественной жизни преобразуются и упорядочиваются её социальные институты. Давно отошла в прошлое социальная роль племенного вождя; на место ростовщиков и менял пришли современные банки, решающие
среди множества других и задачи выдачи кредитов, обмена валют. В современном обществе неуклонно возрастает роль образования, которое становится необходимым условием успешной адаптации к новым условиям жизни. Необразованному человеку всё труднее ориентироваться в процессах, протекающих в окружающем мире. Важной стороной современной образованности является знание основных социальных институтов, умение действовать в соответствии с их правилами и нормами.
Вопросы и задания
1.Каковы основные признаки социального действия? 2. Какие разновидности общественных отношений вы могли бы выделить? Как они связаны с основными сферами жизни общества? 3. Что такое социальный институт? Каковы его признаки? 4. Чем вызвано возникновение социальных институтов? 5. Могут ли социальные институты устаревать? Что с ними в этом случае происходит? 6. Какие из известных вам социальных институтов представляются вам устаревшими, а какие, наоборот, наиболее перспективными?