Сущность и масштабы государственного сектора экономики в современной России
При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на то, что государство в любой экономической системе выступает в двух качествах: как хозяйствующий субъект в границах государственного сектора экономики, и выполняет функции государственного регулирования экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяется трехсекторная модель экономики: государственный, частный и муниципальный сектор. В качестве критериев разграничения различных секторов экономики можно выделить следующие: форма собственности, субъект управления, рыночное или нерыночное производство, степень контроля государства, общественная полезность блага и общественный интерес.[95]
Исходя из этих критериев, можно дать определение государственного сектора экономики. Государственный сектор экономики – это многоуровневый комплекс смешанной экономики, включающий в себя систему предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности и управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время существует проблема определения размеров государственного сектора экономики. Это связано с рядом причин.
1) Изменились подходы в статистическом анализе. Наиболее достоверно учитываются государственные финансы как часть государственной собственности.
2) Все сложнее становится учет предприятий, находящихся в государственной собственности. Они постоянно реорганизуются, меняется их юридический статус, унитарные предприятия превращаются в акционерные общества. Часть государственных предприятий передана в некоммерческие организации типа государственных корпораций.
3) Происходит также постоянное перераспределение государственной собственности между уровнями управления – федеральным, субъектов федерации и местным самоуправлением.
В статистике существует оценка доли государственного сектора по следующим параметрам:
- удельный вес государственного сектора в ВВП,
- доля государственных закупок товаров и услуг в общем объеме ВВП,
- доля в ВВП доходов бюджетов всех уровней,
- удельный вес занятых в государственном секторе экономики в общей численности занятых,
- доля госсобственности в национальном богатстве страны и в действующих производственных активах.
На долю государственной собственности в 1990 г. приходилось 88, 7 %, колхозно-кооперативной – 8,4%, а личная собственность граждан составляла всего 2,9%. Земля, являющаяся основным средством производства в сельском хозяйстве, также почти полностью находилась в собственности государства. На долю государственной и колхозно-кооперативной собственности в 1987 г. приходилось 97% всех посевных площадей страны.[96]
В структуре промышленного производства в современной России, доминирует негосударственный сектор. Доля предприятий частного сектора в общем количестве промышленных предприятий составляла в 2003 г. 88,4%, доля занятых на предприятиях частного сектора была равна в том же году 39,9%. Частные предприятия производили 29,6% промышленной продукции. Соответственно доля государственного сектора составляла 3,1% в общем количестве промышленных предприятий, 13,6% в численности занятых и 8,2% в общем объеме промышленной продукции.[97]
По данным Федеральной службы статистики (Росстат), к началу 2007 г., 9% зарегистрированных фирм и организаций находились в полном государственном владении и 2% были в смешанной собственности, т.е. имели в качестве собственников и государственные, и частные компании. 21% капитальных инвестиций в 2007 г. был произведен полностью государственными компаниями и еще 10% – фирмами со смешанным владением. Доля основного капитала, принадлежащего фирмам с мажоритарным государственным контролем составила 23%[98].
По данным, приведенным Шпенгером о числе компаний, занятости, основных фондах, капиталовложениях в промышленном производстве, наблюдается снижение роли государства в российской экономике. Этот вывод противоречит широко распространенному представлению о том, что российское правительство в последние годы занимает более активную позицию в российской экономике. Общая численность организаций, относящихся к государственному сектору, уменьшилась за два года (между 1 июля 2008 г. и между 1 июля 2010 г.) на 3,3% (или почти на 2,6 тыс. ед.), составив на 1 июля 2010 г. около 74,9 тыс. ед.
Основным фактором, обеспечившим достижение такого результата, стало уменьшение количества унитарных предприятий на 26,7% (или более чем на 2,6 тыс. ед.). Гораздо менее масштабным было сокращение количества учреждений – всего на 1,7% (или почти на 1,1 тыс. ед.). Количество хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности, на 1 июля 2010 г. осталось практически тем же, чти и двумя годами ранее. При этом вдвое выросла численность хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору. Прирост их количества составил более 1140, в результате чего на 1 июля 2010 г. оно составило более 2,2 тыс. ед., что является историческим максимумом за все 2000-е гг.
Согласно данным компании «Тройка Диалог» (Troika Dialog, 2008), секторы с наивысшей долей государства в торгуемых компаниях – банковский (64%), обрабатывающая промышленность (53%), нефтегазовая отрасль (47%), телекоммуникации (47%), э топливный сектор (преимущественно нефть и газ) приходится более 50% рыночной капитализации. Доля государства в нефтегазовой отрасли и обрабатывающей промышленности увеличивалась в течение последних трех лет (нефтегазовая отрасль – с 32 до 47% и обрабатывающая промышленность – с 12 до 53%), в то время как доля участия государства в энергетических компаниях резко сократилась (с 52 до 37%) в связи с реорганизацией РАО ЕЭС[99].
Таким образом, представленные статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время определить точные размеры государственного сектора экономики достоверно невозможно. Однако, четко просматривается тенденция к уменьшению размеров государственного сектора экономики, что противоречит традиционно сложившейся модели экономики России, когда государственный сектор составлял значительные размеры.