Виды нормативных актов. Законы и подзаконные нормативные акты
В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:
1. Законы;
2. Подзаконные акты;
Законы занимают главное место в системе нормативно - правовых актов, их ведущее положение определяется следующими основными признаками:
1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
2. Законы высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;
3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения, в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан;
4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера, все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке;
Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Подзаконные нормативные правовые акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и является основой для актов с меньшей юридической силой.
Виды подзаконных нормативных правовых актов:
Общефедеральные акты:
1. Указы Президента;
2. Распоряжения Президента;
Общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции:
1. Постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;
2. Распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;
3. Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;
Акты субъектов Федерации:
1. Уставы – региональные конституции;
2. Законы, постановления и распоряжения – акты, принимаемые представительными и исполнительно–распорядительными органами местной государственной власти;
3. Приказы и инструкции – акты, которые устанавливаются отраслевыми органами государственного управления;
4. Решения, постановления и распоряжения – акты, принимаемые органами местного самоуправления;
Нормативные правовые акты, которые используются на уровне предприятий и учреждений:
1. Уставы и решения, принимаемые коллегиально и имеющие нормативное содержание;
2. Приказы, имеющие как нормативное, так и индивидуальное значение, но в любом случае устанавливаемые руководителем предприятия или учреждения;
3. Распоряжения, принимаемые руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов;
4. Нормативные правовые акты общественных, коммерческих, профессиональных и иных организаций;
Международно–правовые акты, которые принимаются международными организациями:
1. Директивы, дающие конкретному государству возможность выбора формы и методов реализации международных обязательств;
2. Постановления, содержащие требования, которые подлежат прямому исполнению каждой стороной;
Законы, их классификация и место в системе нормативных актов. Проблема правового закона
Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.
Закон Российской Федерации:
· Принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;
· Содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;
· Обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации;
· Закону должны соответствовать акты всех других государственных органов;
· Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;
· Закон является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить;