Содружество Независимых Государств: общая характеристика, структура и эволюция
В процессе формирования СНГ и его структур в первое время сказывалась эйфория национально-республиканских элит от обретенной независимости и сопутствовавшее ей стремление к разрушению всего советского. Поэтому многие из заключаемых договоров и соглашений попросту не выполнялись.
Началом формирования координирующих структур Содружества можно считать принятое 30 декабря 1991 г. Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ. Совет глав государств стал высшим координационным органом Содружества (ст. 1), собирающимся не реже 2 раз в год. Статус Совета глав правительств не был определен, но он выполняет функции рабочего консультативного органа, собирающегося раз в квартал.
Рабочим языком межгосударственного общения был признан русский язык. В стремлении каждой страны к максимальной независимости и равноправию были приняты статьи 2 и 3 Временного соглашения, предоставлявшие каждому государству – члену СНГ право блокировать невыгодные для него решения и право неучастия в принятии документов, не представлявших заинтересованности для них. Такая необязательность общих решений изначально превратила СНГ в рыхлое аморфное образование, наподобие старинного польского сейма. Обычной практикой стало выборочное подписание межгосударственных документов. В таких условиях трудно говорить даже о конфедерации (в качестве которой многие поначалу мыслили Содружество). Так, традиционно уклоняются от подписания большей части соглашений Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова, Туркмения.
Первоначально было признано необходимым параллельно с формированием национальных армий сохранить и объединенные вооруженные силы СНГс единым главным командованием. На практике же основной функцией Главкомата СНГ стал раздел вооруженных сил СССР и их имущества.
Параллельно в качестве рабочего консультативного органа учреждался Совет министров обороны стран СНГ. В настоящее время в него входят 9 государств – Россия, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Игнорируют это сотрудничество, в основном формальное, Украина, Туркмения и Молдова.
Гораздо более продуктивным оказался разработанный в мае 1992 г. пакет соглашений о коллективных миротворческих силах СНГ под объединенным командованием. В дальнейшем эти силы приняли реальное участие в усмирении либо локализации гражданских и межэтнических конфликтов на территории Содружества.
Ряд республик пошли на более тесное военное сотрудничество, образовав Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подписанного в Ташкенте в мае 1992 г. По существу это оборонительный союз, предусматривающий совместные действия в случае чьей-либо агрессии. ОДКБ возглавляет Совет коллективной безопасности в составе глав государств, входящих в него, во главе с генеральным секретарем, а по военной части – главнокомандующим объединенными вооруженными силами. В настоящее время в ОДКБ входят 6 государств СНГ – Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия.
В июле 1992 г. были подписаны соглашения, направленные на сохранение единой системы противоракетной обороны (ПРО), противовоздушной обороны (ПВО) и объединенных военно-космических сил. Однако единство этих систем, существовавшее в рамках СССР, все равно было нарушено: в них не вошли не только 3 страны Балтии, не присоединившиеся к СНГ, но и Молдова, а в систему ПВО – и Украина.
Изначально заявленное в Беловежском соглашении намерение сохранить объединенные пограничные войска не было выполнено. Вместо этого в июле 1992 г. был образован коллегиальный Совет командующих пограничными войсками. От участия в этом консультативном по сути органе уклонились Украина, Азербайджан и Молдова.
Для координации деятельности в экономической и информационной сферах начиная с 1992 г. были образованы многочисленные межгосударственные советы, комитеты и комиссии по космосу, экологии, гидрометеорологии, таможенным вопросам, железнодорожному транспорту, авиации, статистике, стандартизации, метрологии и сертификации, научно-технической информации, межгосударственная телерадиокомпания «Мир», Межгосударственный банк и др. Наиболее важное значение приобрели Экономический совет и Экономический суд СНГ. Несмотря на необязательный, консультативный характер всех этих органов, они частично смягчили удар от распада единой экономической системы СССР. И опять же в большинстве из них не принимают участия Украина, Азербайджан, Молдова и Туркмения.
Для координации законодательной работы стран Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес, в марте 1992 г. была образована Межпарламентская ассамблея СНГ, соглашение о чем было подписано в Алма-Ате. В ассамблею вошли парламенты практически всех стран Содружества, кроме Туркмении, в которой развернулось строительство замкнутого тоталитарного режима.
Помимо этого, создан ряд отраслевых органов для координации правоохранительной и социально-культурной работы, в том числе Совет министров внутренних дел, Антитеррористический центр, советы по труду, миграциям и социальной защите, здравоохранению, культурному сотрудничеству, туризму и т. д.
Наконец, 22 января 1993 года был принят Устав СНГ – основной документ, регулирующий устройство и деятельность Содружества. В его преамбуле в качестве основной причины создания Содружества отмечаются «историческая общность народов и сложившиеся между ними связи». Раздел 1 Устава подчеркивает, что СНГ «не является государством и не обладает наднациональными полномочиями», перечисляет цели Содружества (сводящиеся к всестороннему сотрудничеству в интересах взаимной выгоды и прогресса) и принципы взаимоотношений, в целом повторяющие принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН и Заключительном акте Хельсинкского общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству 1975 г. Раздел 2 оговаривает вопросы, связанные с членством в СНГ, порядком вступления и выхода из него. Этот раздел наиболее уязвим. Так, в 1994 г. Экономический суд СНГ определил, что Украина, Туркмения и Молдова, не ратифицировавшие Устав СНГ в течение года, не являются членами Содружества, но лишь его участниками. Однако различий в статусе членов и участников СНГ нет ни в Уставе, ни в более поздних документах. 3-й раздел Устава гласит о совместной политике в сфере безопасности, 4-й – о мирном урегулировании взаимных конфликтов, 5-й – о формировании общего экономического и информационного пространства и о сотрудничестве в гуманитарной сфере. 6-й раздел определяет органы Содружества (в реальности уже сложившиеся к тому времени). Помимо Совета глав государств и Совета глав правительств, к важнейшим из них были отнесены Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Местопребыванием всех этих органов, кроме Совета министров обороны и Совета командующих погранвойсками, была избрана столица Белоруссии Минск. Однако большинство заседаний Совета глав государств проходили в Москве, что отражает реальную доминирующую роль России в Содружестве. Кроме того, Устав предусматривает возможность образования органов отраслевого сотрудничества, которых в дальнейшем было образовано около 70-ти (наиболее важные из них перечислены выше) и которые часто преобразуются и реорганизуются. В этом же разделе подтверждается статус русского языка как рабочего языка Содружества. 7-й раздел посвящен работе Межпарламентской ассамблеи СНГ, местопребыванием которой определен Санкт-Петербург. 8-й раздел устанавливает долевое финансирование органов Содружества и раздельное – экспертов и консультантов. Заключительный, 9-й раздел определил годичный срок ратификации Устава членами Содружества и его регистрацию в ООН.
К настоящему времени структура органов Содружества существенно отличается от уставной. Одним из наиболее эффективных, реально действующих органов показала себя Межпарламентская ассамблея. Помимо прочего, она установила постоянные контакты с парламентской ассамблеей Евросоюза. Реально возросла роль Совета министров иностранных дел, превратившегося из совещательного в исполнительный орган, принимающий решения в периоды между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств.
Упразднен Главкомат СНГ (в августе 1993 г.). Координационно-консультативный комитет в 1993 г. был преобразован в Исполнительный секретариат, а в 1999 г. – в Исполнительный комитет СНГ, возглавляемый исполнительным секретарем. К неуставным, но реально действующим органам относятся Экономический совет и Совет коллективной безопасности.
В сентябре 1993 г. был подписан договор об Экономическом союзе в рамках СНГ, предусматривавший постепенную интеграцию национальных экономик по образцу Евросоюза. К союзу вскоре присоединились практически все государства Содружества, кроме Туркмении; Украина вошла в него на правах ассоциированного члена. Год спустя для руководства практической работой союза был учрежден Межгосударственный экономический комитет, разместившийся в Москве. Из-за отсутствия реальных действий комитет был упразднен в 1999 г., но уже год спустя воссоздан под названием Экономического совета. Возглавляет его исполнительный секретарь СНГ, в президиум входят заместители глав правительств стран-участниц. Однако до сих пор Экономический союз СНГ не ушел дальше первого этапа заявленных при его образовании задач, а именно – формирования зоны свободной торговли, так и не завершенного по причине противоречий между его участниками.
Экономический суд СНГ призван обеспечивать единообразие применения договоров и соглашений в государствах Содружества и решать спорные экономические вопросы между ними.
В заключение можно выделить основные тенденции структуры и эволюции СНГ, проявившиеся за полтора десятка лет с момента его создания:
1. Невзирая на несомненные общие интересы, обусловленные многовековой общностью исторической судьбы и определившие потребность в продолжении интеграции, до сих пор Содружество является в целом достаточно аморфным образованием. Очевидно, это вызвано как еще неутихшими национальными амбициями и стремлением к самоутверждению, временно неизбежными для, в прошлом несамостоятельных, народов после распада любой многонациональной империи, так и более серьезным фактором социокультурной разнородности стран бывшего СССР.
Среди них можно выделить три основных группы: 1) Украина, Молдова, Грузия и Армения – республики, близкие к России по религии, отчасти культуре и (Украина) этнически, но в силу разных обстоятельств (в частности, первые три – по причине внутренней регионально-этнической разнородности и связанных с ней проблем) находящиеся на перепутье между Россией и Западом (хотя правящие элиты первых трех пока однозначно тяготеют к Западу); 2) страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), бесповоротно определившиеся в сторону Запада в силу культурной и религиозной общности, усиленной событиями повторного насильственного присоединения к СССР и укоренившимися после него антирусскими настроениями (хотя последние носят очевидно временный характер); 3) государства Центрально-Азиатского региона (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия) и Азербайджан, представляющие собой часть исламского мира и находящиеся на пересечении влияний России и крупных соседних стран Востока, прежде всего Турции и Ирана. Особняком стоит Белоруссия, наиболее близкая к России этнически и культурно, а также ввиду особых политических обстоятельств, определивших ее дальнейшее развитие.
Таким образом, налицо три геополитических центра притяжения государств постсоветского пространства: Россия, Западная Европа вкупе с США и исламский Восток.
2. Связанная с этим и усиливающаяся тенденция к образованию региональных экономических и политических союзов внутри Содружества и к развитию разнообразных двусторонних связей как между собой, так и с Россией, с учетом специфики каждого государства.
Вместе с тем представляется преждевременным говорить об отсутствии перспектив у СНГ в целом. Нельзя игнорировать неизгладимый отпечаток, наложенный общей исторической судьбой и сохраняющийся во многих проявлениях экономики, политики и культуры. Эйфория независимости и иллюзорных надежд на легкую помощь Запада уже проходит как у России, так и у ее соседей, и это оживило тенденции к сотрудничеству между ними на рубеже тысячелетий (пусть не в рамках всего СНГ, а преимущественно на двустороннем уровне). Вопрос о будущем Содружества остается открытым, но по всей видимости, особые отношения с Россией сохранятся и по многим направлениям будут прогрессировать.
ТЕМА 2