Глава xxvi. уголовное право зарубежных стран (общая часть)
§ 1. Современные системы уголовного права
Правовая система отдельного государства, понимаемая в широком смысле, включает помимо нормативной стороны, состоящей из юридических норм, институтов, отраслей права, организационную сторону (совокупность правовых учреждений) и правовую культуру (совокупность правовых взглядов, представлений, идей). В узком значении правовая система государства - это система внутреннего национального права.
Каждое государство имеет свою правовую систему, которая характеризуется как общими с правовыми системами других стран чертами, так и специфическими особенностями. В некоторых государствах одновременно функционирует несколько конкурирующих правовых систем. В США, например, наряду с федеральной существуют и относительно независимые друг от друга правовые системы отдельных штатов со своими конституциями, своими уголовными кодексами, своими правоохранительными органами.
Некоторые общие черты, присущие правовым системам отдельных государств, позволяют объединить их в определенные группы, которые получили название систем уголовного права, или правовых семей <1>. Критериями группировки выступают принципы права, способы выражения и закрепления правовых норм, способы их толкования. Система права - это более или менее целостное множество национальных правовых систем, которым свойственны близость происхождения, источников, основных понятий и институтов, приемов юридической техники и способов толкования.
--------------------------------
<1> Французский ученый Р. Давид, предложивший классификацию правовых систем, говорит о "семьях" уголовного права (см.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988). Однако в российской юридической литературе принято называть правовые семьи "системами права" (см., напр.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996).
В теории к основным системам уголовного права относят: 1) романогерманскую (континентальную) и 2) англосаксонскую (неконтинентальную). Помимо названных выделяют также систему религиозного права.
Романогерманская система объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Она сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия, Франция) и германских (Германия, Швеция, Норвегия, Дания) странах. К романогерманской системе права относятся современные правовые системы государств континентальной Европы, Латинской Америки, значительной части Африки, стран Ближнего Востока. Она повлияла на развитие национальных правовых систем Японии, Индонезии и других государств.
Российское право досоветского периода также развивалось в рамках романогерманской системы права. Однако после Октябрьской революции 1917 г., несмотря на схожесть основных уголовно-правовых институтов и категорий, сущность отечественного уголовного права изменилась. Оно исходило из классового характера причин преступности, базировалось на таких экономических отношениях, которым было свойственно обобществление средств производства и монополизм государства. Реформирование российского уголовного права на демократических принципах, осуществляемое начиная с 1958 г., дает основание относить национальную систему современной России к романогерманской системе права.
Отличительная черта романогерманской системы - ее формирование на основе римского права. Со временем первоначальное различие между так называемыми латинскими системами и германскими стерлось благодаря рецепции римского права в Европе. В XII - XIII вв. на базе кодификации императора Юстиниана сложилось и существовало до конца XVIII в. некое общее европейское право, предопределившее единство в рамках данной системы. Кодификация, предпринятая в европейских странах в XIX в., привела к нарушению такого единства, однако некоторые принципиальные черты правовых систем сохранились. Это касается, в частности, воспроизведения основ римского права, использования при систематизации правовых норм сходной юридической техники, общих юридических категорий и терминов и т.д.
Романогерманской правовой системе свойственны следующие основные черты. Во-первых, нормы права формулируются обобщенно, как некие абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц. Во-вторых, право делится на самостоятельные ветви, именуемые отраслями. В-третьих, в государствах данной системы права существует тщательно разработанное законодательство, при этом устанавливается определенная иерархия нормативных актов, центральное место в которой занимают конституционные акты. В-четвертых, в таких странах ведется планомерная работа по систематизации (кодификации, консолидации) уголовно-правовых норм.
В рамках романогерманской системы можно выделить вполне самостоятельные подсистемы права, имеющие характерные особенности. Так, следует назвать скандинавскую подсистему, объединяющую правовые системы Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии. Формирование данной подсистемы было обусловлено интенсивным сближением правовых систем Скандинавских государств, начавшимся еще в 70-х гг. XIX в. и особенно усилившимся после создания в 1952 г. Северного совета, куда вошли пять названных государств. В рамках этого движения разрабатываются законопроекты, которые затем принимаются в качестве национальных законов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993. С. 233 - 234.
Англосаксонская (или неконтинентальная) система представляет собой систему, основанную на так называемом общем праве (Common Law), или праве судебных прецедентов. В настоящее время она включает национальные системы практически всех, за некоторым исключением, англоязычных стран. Общее право оказало большое влияние на развитие уголовного права США, Индии, Пакистана, ряда стран Африки.
Английское право развивалось автономно от права континентальной Европы, рецепция римского права его не затронула. Судебная практика выработала собственные правовые категории, не известные правовым системам континентальной Европы. К таким категориям относятся понятие "явное действие" как основание уголовной ответственности, конструкция "разумный человек", используемая при решении многих коллизионных вопросов, понятие "ближайший шаг", помогающее отграничить ненаказуемое приготовление к преступлению от наказуемого покушения на преступление, понятие "непреодолимый импульс", посредством которого нередко определяется невменяемость.
Основной чертой англосаксонской системы является возможность судебного правотворчества. Авторитетным источником уголовного права остается прецедент - модель разрешения конкретного уголовного дела, используемая в последующем при рассмотрении сходных случаев. Норма права здесь менее общая и абстрактная, нежели в континентальном праве. Нередко уголовно-правовые нормы чрезвычайно казуистичны, в них исчерпывающе определяются различные варианты преступного поведения, влекущие уголовную ответственность. Вот как, например, определяется английским Законом о краже 1968 г. такое специфичное для англо-американского права преступление, как берглэри: лицо может быть признано виновным в совершении данного преступления, если оно входит в какое-либо строение или часть строения, нарушая его неприкосновенность, с намерением совершить какое-либо из указанных ниже преступлений, либо, войдя в какое-либо строение или часть строения, нарушив его неприкосновенность, оно украдет или попытается что-либо украсть либо причинит или попытается причинить существенный телесный вред какому-либо лицу (п. 1 ст. 9 Закона). Далее перечисляются те преступления, с целью совершения которых может действовать преступник: кража, причинение существенного телесного вреда, изнасилование либо незаконное разрушение строения или находящегося там имущества (п. 2 ст. 9).
Подобная казуистичность приводит к возникновению пробелов законодательства, поскольку на практике нередко встречаются случаи, которые с точностью не могут быть подведены под описанный в норме, несмотря на его очевидную схожесть. Так, английские юристы спорят о том, следует ли считать "вхождением" тот случай, когда виновный похищает имущество через окно посредством специально приспособленных крючков или кронштейнов, при этом не влезая в окно.
Дискуссионным остается и вопрос о том, можно ли считать "строением" автомобиль или яхту, используемые людьми для проживания. Сталкиваясь с подобными проблемами и стремясь устранить пробелы законодательства, судебная практика стран англосаксонской системы нередко прибегает к аналогии. Напротив, французское право, например, определяет кражу как обманное изъятие вещи другого лица или энергии в ущерб другому лицу (см. ст. ст. 311-1 и 311-2 УК Франции). Здесь определение кражи максимально обобщенное и включает лишь основные признаки преступления, позволяющие отграничить его от других преступных деяний, например от убийства или изнасилования.
Несмотря на проведение определенной работы по систематизации уголовно-правовых норм, последняя не имеет такого характера, как в странах континентального права. В Англии, например, не существует единого уголовного кодекса.
По мнению авторов работ в области сравнительного права, в настоящее время существует ярко выраженная тенденция формирования единой системы западного права <1>.
--------------------------------
<1> Этот вывод был сделан Р. Давидом и К. Жоффре-Спинози (см.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998).
Существуют такие государства, которые трудно отнести с определенностью к той или другой системе права, поскольку они много заимствовали из разных правовых систем. К числу смешанных национальных систем относятся шотландское право, право Израиля, ЮАР, Филиппин и некоторых других государств.
Система религиозного права объединяет национальные системы тех государств, где религиозные нормы официально считаются источниками уголовного права.
Мусульманское уголовное право представляет собой неотъемлемую часть религии (ислама). Сферой его влияния являются Ближний Восток, часть Азии и Африки. Собственно мусульманское право действует в Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Кувейте. Правовые системы этих государств органично включают нормы шариата.
Отличительными чертами мусульманского права являются специфичные классификации преступных деяний и наказаний, заимствованные из шариата, криминализация религиозных и аморальных проступков, возможность применения членовредительских наказаний и воздаяния равным, существование смертной казни, исполняемой к тому же публично.
§ 2. Источники уголовного права зарубежных государств
Для государств англосаксонской системы права характерна приоритетная роль судебного прецедента, хотя к настоящему времени сложилось и обширное уголовное законодательство. В государствах романогерманской системы ведущим источником уголовного права является закон. При этом действуют как кодифицированные, так и некодифицированные уголовные законы. В ряде государств (Франция, Англия, США и др.) источниками уголовного права являются подзаконные акты, изданные исполнительными органами государственной власти. Особое место среди источников занимает конституционное законодательство, в котором нередко закрепляются важнейшие уголовно-правовые принципы (законности, запрет придания уголовному закону обратной силы, запрещение наказывать дважды за одно и то же и др.) или определяются признаки государственных преступлений (измены, шпионажа и т.п.). Ряд современных государств признал источниками уголовного права и международные соглашения (Франция, Германия, Швеция и др.).
К основным источникам уголовного права Англии относятся судебные прецеденты и статуты (парламентское законодательство). На сегодняшний день многие вопросы Общей части получили свою регламентацию в законодательстве. Еще в 1972 г. палата лордов - высшая судебная инстанция в Англии - приняла важное решение о том, что суды более не могут определять конкретные виды преступлений, поскольку отныне это является прерогативой английского парламента. Однако судебный прецедент не утратил своего значения быть источником уголовного права Англии. В новых условиях он призван закреплять основные принципы уголовного права, восполнять пробелы уголовного законодательства, помогать судьям в толковании законодательных норм.
Отличительной чертой уголовного права Англии является отсутствие единого кодифицированного уголовно-правового акта - Уголовного кодекса. В 1967 г. с инициативой разработки единого УК для Англии и Уэльса выступил тогдашний министр внутренних дел Р. Дженнинс. С 1980 г. серьезные работы по созданию проекта УК велись подкомитетом по уголовному праву Общества государственных преподавателей права. В 1989 г. был опубликован окончательный вариант проекта УК. Разработчики проекта не отказались от норм общего права и делегированного законодательства как источников уголовного права. Помимо этого в проект было включено большое количество уголовно-процессуальных норм. И то, и другое - дань английской традиции. В настоящее время кодификация как цель реформы английского уголовного права снята с повестки дня, а приоритетной стала цель упрощения уголовного права, приведения его в соответствие с реальностью, декриминализации множества устаревших деяний. В течение 2008 г. английский парламент частично изменил 68 законов и полностью отменил 260 устаревших законов. Несмотря на это, уголовно-правовые нормы по-прежнему содержатся в более чем 8 тыс. законов <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Уголовное право зарубежных стран: Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд. М., 2010. С. 13 - 16.
К важнейшим законам, регулирующим по преимуществу вопросы Общей части уголовного права, можно отнести: Закон об уголовном праве 1967 г., определивший новую классификацию преступлений, Закон об уголовном праве 1977 г., установивший ответственность за сговор и регламентирующий некоторые другие вопросы Общей части, Закон о преступном покушении 1981 г., существенно изменивший регулирование ответственности за предварительную преступную деятельность, Закон о преступлении (назначении наказаний) 1997 г., Закон о полномочиях уголовных судов 2000 г. и др.
Помимо статутов источником уголовного права Англии является делегированное законодательство - подзаконные акты, издаваемые правительственными структурами по поручению парламента. Высшей формой такого законодательства считается "приказ в Совете", посредством которого нередко вводятся в действие уголовные законы.
К источникам уголовного права Англии относят и некоторые классические доктринальные труды, в частности "Комментарии к законам Англии" Блэкстоуна (1765). На эту работу нередко ссылаются как на обязательный источник права, и от нее ведут начало современные учебники по английскому праву.
Правовая система США возникла на основе английской, поэтому для нее характерно сочетание норм общего и статутного права. В настоящее время здесь действует кодифицированное законодательство, и к уголовно-правовым источникам относятся Конституция США 1787 г. и конституции отдельных штатов. США являются федеративным государством, в котором субъекты федерации - штаты - правомочны принимать собственное уголовное законодательство. В связи с этим правомерно говорить о существовании пятидесяти трех самостоятельных правовых систем, или юрисдикций: пятидесяти штатов, федерального округа Колумбия, "свободно присоединившегося государства" Пуэрто-Рико и федеральной юрисдикции США.
Вопрос о разграничении компетенции федерации и штатов непрост. Среди преступлений, предусмотренных федеральными законами, немало таких, которые по своим признакам полностью или частично совпадают с преступлениями по уголовному праву штатов.
По действию в пространстве федеральные уголовные законы делятся на две группы: а) федеральные уголовные законы, действующие на всей территории страны; б) федеральные законы, действующие лишь в отдельных ее частях.
К первой группе относятся законы, предусматривающие уголовную ответственность за деяния с так называемым федеральным элементом, - посягательства на должностных лиц федеральных органов (напр., убийство должностного лица федеральной службы, причинение ему телесного повреждения, воспрепятствование исполнению служебного долга, дискредитация федеральных должностных лиц); посягательства этих лиц в связи с осуществлением своих обязанностей (напр., взяточничество); посягательства, затрагивающие интересы нескольких штатов (напр., хищение автомобилей и угон их из одного штата в другой), а также интересы правительственных учреждений (напр., почтового ведомства) или правительства США (напр., посягательства на внутреннюю безопасность всего государства). К первой группе относятся также законы об ответственности за воинские преступления, действующие на территории всей страны и реализуемые федеральными органами расследования, прокуратуры и суда.
Вследствие как требований законов, так и сложившейся судебной практики к числу преступлений, преследование которых осуществляется главным образом федеральным правительством, относятся: незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, крупномасштабное мошенничество, финансовые преступления и некоторые другие, представляющие "особый интерес" для федеральных органов. Помимо этого только федеральное правительство осуществляет преследование таможенных преступлений, неуплаты федеральных налогов, государственной измены и шпионажа. Рассмотрение вопросов выдачи преступника одним государством другому осуществляется только в федеральных судах.
Ко второй группе федеральных уголовных законов относятся акты, применяемые только на территориях, непосредственно подчиненных федеральному правительству (национальные заповедники, территории военного ведомства или зарезервированные правительством США, плавающие под флагом США корабли и др.). Здесь действует любой федеральный закон об уголовной ответственности (даже тот, в котором отсутствует "федеральный элемент").
Роль федерального УК выполняет разд. 18 Свода законов США (далее - СЗ США) "Преступление и уголовный процесс", не имеющий четкого деления на Общую и Особенную части, хотя первая глава "Общие положения" в основном группирует институты Общей части уголовного права, а остальные главы представляют собой нормы Особенной части. Небольшая первая глава (22 статьи) регламентирует вопросы классификации преступных деяний, невменяемости, соучастия, действия федерального уголовного законодательства в пространстве. Здесь же дается толкование законодательных терминов. Главы, образующие Особенную часть, расположены в алфавитном порядке. Критерий ценности правоохраняемых интересов (благ) в систематике Особенной части не используется. К недостаткам федерального законодательства следует отнести сложность и казуистичность формулировок, противоречивость и коллизионность уголовно-правовых норм, отсутствие терминологического единообразия.
В США предпринимались неоднократные попытки реформирования уголовного законодательства и разработки нового УК. В 1984 г. конгрессом США был принят Комплексный закон о контроле над преступностью, который внес существенные изменения в разд. 18 СЗ США. Изменения коснулись классификации преступных деяний, определения невменяемости, ответственности рецидивистов и других вопросов. Значимым для уголовного права был принятый в 1994 г. Закон о борьбе с насильственной преступностью, расширивший круг преступлений, за которые федеральные суды могли назначить смертную казнь. Число таких преступлений достигло 63 и стало включать государственную измену, тяжкое убийство федерального должностного лица высокого ранга, убийство, совершенное при захвате автомобиля, и другие насильственные преступления. Для несовершеннолетних лиц, достигших 13-летнего возраста, обвиненных в совершении нескольких насильственных преступлений, Закон предусматривал те же правовые последствия в вопросах следствия, постановления приговора, отбывания наказания, что и для взрослых преступников.
В области уголовного права помимо федерального УК действует большое число федеральных законов, помещенных в другие разделы СЗ США (в основном это касается институтов Особенной части).
К источникам уголовного права штатов в первую очередь относятся действующие там уголовные кодексы. В 1960 - 1980-е гг. практически все североамериканские штаты провели уголовно-правовую реформу, толчком для проведения которой послужил Примерный УК США 1962 г., разработанный и опубликованный Институтом американского права. Это акт рекомендательного характера, однако его положения использовались многими штатами при составлении собственных УК. Наибольшее влияние Примерный кодекс оказал на УК штата Нью-Йорк 1965 г., вступивший в действие в 1967 г.
Подзаконные акты, издаваемые президентом США, министерствами и ведомствами федерального правительства, а также властями штатов, в некоторых случаях также могут устанавливать уголовную ответственность за преступное поведение, что позволяет официально включать их в число источников уголовного права США. К примеру, ст. 10 УК штата Нью-Йорк признает преступлением деяние, запрещенное под страхом наказания любой нормой права, изданной властями штата, ордонансом органов местного самоуправления, а также "любым приказом, правилом или инструкцией, изданными какими-либо правительственными учреждениями в соответствии с предоставленными им для этого полномочиями".
Что касается норм общего права, то они сохраняют свое значение в качестве источника уголовного права США. Несмотря на запрет привлекать к ответственности за преступления, не предусмотренные статутами, нормы общего права используются при их толковании. В ряде штатов закреплен принцип, согласно которому "правила о том, что уголовный закон подлежит строгому толкованию, не применяются в отношении Общих положений Уголовного кодекса, но они должны толковаться в соответствии с ясным смыслом их терминов, имея в виду упрочение правосудия и достижение целей права" (§ 5 УК штата Нью-Йорк). Таким образом, расширительно могут толковаться только уголовно-правовые понятия, образующие Общую часть уголовного права, а не нормы Особенной части.
К источникам уголовного права Франции относятся конституционные и международно-правовые нормы, УК 1992 г., другие кодифицированные и некодифицированные уголовные и неуголовные законы, а также подзаконные акты, принятые исполнительными органами государственной власти. Роль судебной практики и уголовно-правовой доктрины здесь ограничена, хотя решения Кассационного суда Франции не только пользуются большим авторитетом среди судей, но и подчас определяют направление судебной практики. В истории Франции были случаи, когда эта высшая судебная инстанция по существу создавала новые уголовно-правовые нормы. Это, в частности, относится к институту крайней необходимости.
Среди действующих источников французского уголовного права особое место занимает первый конституционный акт - Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. Несмотря на то что за последние 220 лет французские конституции неоднократно изменялись, Декларация всегда лежала в их основе. Последние две французские конституции - 1946 и 1958 гг. - в своих преамбулах прямо ссылаются на этот документ как на закон фундаментального значения.
Наиболее важные уголовно-правовые принципы были впервые во французском праве сформулированы именно в этом важнейшем конституционном акте. Так, в нем был закреплен принцип, согласно которому "все, что не запрещено законом, не может встречать препятствия, и никто не может быть принужден к выполнению того, что законом не предписано" (ст. 5). В Декларации содержится и другое, не менее значимое правило: "Никто не может быть обвинен, арестован или заключен под стражу иначе, как в случаях, определенных законом, и в форме, им предписанной" (ст. 7). Декларация запрещает наказывать иначе, чем "на основании закона, принятого и обнародованного до совершения проступка и законным образом применяемого" (ст. 8), и провозглашает принцип равенства всех граждан перед законом: "Закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает" (ст. 6). Впервые конституционное значение приобрел принцип презумпции невиновности, имеющий важное уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение (ст. 9): "Всякий человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным". Немаловажное значение для уголовного права имеет и другое положение Декларации, исключающее возможность привлечения к уголовной ответственности только лишь за мысли, взгляды, убеждения: "Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом" (ст. 10).
Действующая Конституция Франции 1958 г. является источником французского уголовного права по ряду причин. Во-первых, в ее преамбуле содержится отсылка к Декларации как к своей составной части. Во-вторых, Конституция имеет значение источника уголовного права в той ее части, которая определяет компетенцию органов государственной власти и управления в области нормотворчества, структуру и иерархию правовых норм (разд. V). В-третьих, в этом документе есть положения, имеющие прямое отношение к области уголовного права. Так, согласно ст. 17 правом помилования наделяется президент Республики. Разделы IX и X посвящены уголовной ответственности высших должностных лиц Франции - президента и членов правительства. В Конституции нашел свое закрепление и принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66).
Источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. При определенных условиях они пользуются приоритетом перед нормами внутригосударственного права (ст. 55 Конституции Франции). Международные соглашения, действующие в области французского уголовного права, представлены договорами об экстрадиции, правовой помощи, рядом конвенций по борьбе с определенными видами преступлений.
Центральное место в системе уголовно-правовых источников Франции занимает УК 1992 г., который делится на две части: законодательную, принятую Парламентом Франции, и регламентационную, принятую Государственным Советом Франции, представляющим исполнительную ветвь власти. При этом регламентационная часть включает, с одной стороны, положения, принятые Госсоветом в рамках исполнения делегированных полномочий парламента, с другой стороны, она содержит положения, принятые в рамках собственной компетенции и определяющие признаки конкретных видов уголовно наказуемых нарушений и санкций за них.
УК Франции содержит 7 книг. Книга I - это по существу Общая часть Кодекса, книга II открывает Особенную часть УК и предусматривает уголовную ответственность за преступления и проступки против человека. Книга III включает положения об уголовной ответственности за преступления и проступки против собственности. Книга IV устанавливает ответственность за преступные деяния против нации, государства и общественного спокойствия. Книга V "Прочие преступления и проступки" включает нормы об ответственности за преступления и проступки в сфере здравоохранения. Книга VI относится к регламентационной части УК Франции и содержит нормы об ответственности за различные уголовно наказуемые нарушения, относящиеся к группе наименее опасных преступных деяний. Виды таких деяний и их основные признаки определяются Госсоветом - органом исполнительной власти. Книга VII содержит специальные положения, применяемые на определенных территориях, относящихся к территории Франции.
УК Франции во многом развивает положения своего предшественника - Кодекса 1810 г., обстоятельно регламентируя вопросы действия уголовного закона во времени и в пространстве, введя уголовную ответственность юридических лиц и разработав для этих субъектов уголовной ответственности специальную систему наказаний, уточнив понятие невменяемости и введя понятие "уменьшенной" вменяемости, установив новые обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (крайняя необходимость, ошибка в праве), закрепив принцип индивидуализации уголовной ответственности и предложив судье большой выбор способов такой индивидуализации.
Вместе с тем в рассматриваемом УК отсутствует понятие преступного деяния, не раскрывается понятие вины и ее форм, за исключением предумышленности, не содержится общего определения соучастия. Отметим и отсутствие норм об уголовной ответственности несовершеннолетних лиц. Это связано с тем, что данному вопросу посвящен специальный нормативный акт.
Уголовно-правовые нормы и институты содержатся и в других французских кодексах, специальных уголовных законах, а также законах, не имеющих в целом уголовно-правового характера. Источником уголовного права традиционно считается Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г., в котором, в частности, закреплен запрет наказывать дважды за одно и то же деяние (ст. 368), даются понятия проступка и нарушения (соответственно ст. ст. 381 и 521), определен порядок условного освобождения (ст. ст. 729 - 733), установлены сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора для некоторых категорий преступных деяний (ст. ст. 706 - 31) и т.д. Здесь же содержится положение об освобождении от уголовной ответственности сотрудников полиции, которые с целью установления лиц, участвовавших в незаконном обороте наркотиков, приобретают, хранят, транспортируют или передают наркотики лицам, совершающим названные преступные деяния, либо осуществляют иные действия, указанные в ст. ст. 706 - 32 УПК, за исключением подстрекательства. Фактически в данном случае речь идет об обстоятельстве, исключающем уголовную ответственность и представляющем собой разновидность крайней необходимости. В УПК приводится и шкала сроков принудительного заключения, назначаемого в порядке замены штрафа в случае его неуплаты (ст. 750).
Кодекс военной юстиции 1982 г. также считается источником уголовного права Франции, поскольку в нем содержатся нормы об уголовной ответственности за воинские преступления. Уголовная ответственность устанавливается и другими Кодексами: Таможенным кодексом 1948 г., Трудовым кодексом 1973 г., Кодексом о потреблении 1993 г., Дорожным кодексом 2000 г., Кодексом о торговле 2000 г., Кодексом о здравоохранении 2000 г. и др.
Уголовная ответственность за целый ряд проступков и "полицейских" нарушений предусмотрена отдельными законами, не вошедшими ни в один из кодексов. Например, Законом 1978 г. об информатике, картотеке и свободах; Законом 1984 г. об организации и осуществлении спортивной и физической деятельности; Законом 1998 г. о превенции и преследовании половых преступных деяний, а также о защите несовершеннолетних, Законом 2000 г. об учреждении института защитника детей и др. В качестве источников уголовного права действуют законы, принятые еще в XIX в. Наиболее старыми из них являются: Закон 1825 г. о безопасности навигации и морской торговли, Закон 1836 г. о запрете лотерей и Закон 1881 г. о свободе прессы.
Важным источником уголовного права является Ордонанс N 45-174 от 2 февраля 1945 г. о несовершеннолетних правонарушителях (об ответственности несовершеннолетних). Этот нормативный акт претерпел многочисленные изменения, в особенности после введения в действие УК 1992 г. Помимо процессуальных данный правовой документ содержит немало уголовно-правовых положений. Так, в нем регламентированы вопросы назначения наказания несовершеннолетним, содержатся положения, ограничивающие назначение таким лицам определенных видов наказания, и т.д.
Акты местных органов управления: распоряжения префектов, ордонансы парижского префекта полиции и префекта департамента Сена, распоряжения мэров - являются источниками уголовного права местного значения, так как они регламентируют составы полицейских нарушений для своей административной единицы. Такую же роль играют в исключительных обстоятельствах (осадное положение, военное время) распоряжения местных военных властей <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об источниках уголовного права Франции см.: Уголовное право зарубежных стран: Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд. С. 285 - 308 (автор раздела III "Уголовное право Франции" - проф. Н.Е. Крылова).
Уголовное право представляет собой одну из самых развитых отраслей правовой системы ФРГ. К его источникам относятся Основной закон (Конституция) 1949 г., УК ФРГ 1871 г., федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство.
Уголовное право ФРГ кодифицировано не полностью. Наряду с УК действуют иные многочисленные некодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах. В связи с этим следует различать собственно Уголовный кодекс (кодифицированный акт) и более широкое понятие - уголовное право, включающее как УК ФРГ, так и иные многочисленные уголовно-правовые предписания, образующие так называемое дополнительное уголовное право (Nebenstrafrecht).
Основной закон (Конституция) ФРГ 1949 г. является источником уголовного права ФРГ прежде всего потому, что в ней содержится ряд основополагающих уголовно-правовых принципов. Так, ст. 102 Конституции провозглашает отмену смертной казни. Статья 103 (2) закрепляет главное требование принципа законности: "Деяние подлежит наказанию, если его наказуемость была установлена законом до совершения деяния". Согласно ст. 103 (3) "никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние на основании общего уголовного закона". Статья 104 допускает лишение свободы только на основании формального закона и по решению суда.
ФРГ является федерацией земель, для которой характерно отнесение уголовного законодательства к области конкурирующего законодательства (ст. 72, 74 Основного закона ФРГ). Субъект федерации (земля) вправе урегулировать вопросы, относящиеся к предмету конкурирующей компетенции, в том случае и в том объеме, в котором это не урегулировано федерацией. Другими словами, если федеральный законодатель воспользовался предоставленными ему полномочиями и издал нормы в какой-либо области уголовного права, то в этой области утрачивают силу все прежде изданные уголовные законы отдельных земель и впредь в данной области исключается их законодательная деятельность. Таким образом, приоритетными являются нормы федерального уровня.
Действующий в настоящее время УК ФРГ - основной источник уголовного права Германии - восходит к УК Германской империи от 15 мая 1871 г. в редакции от 13 ноября 1998 г. Он подвергался неоднократным изменениям и дополнениям, обусловленным эволюцией представлений о значимости тех или иных социальных ценностей, развитием общественных отношений и интересов. С помощью изменений законодатель приводил нормы УК в соответствие с современным развитием общества, а также устранял явные пробелы закона, ставившие под вопрос действие принципа наказуемости преступных деяний, а также в соответствие с развитием научной и технической мысли.