Конституционные основы судопроизводства в Российской Федерации. Судебная власть и правоохранительные органы в городе Москве

Конституция Российской Федерации установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ведущим принципом является самостоятельность органов каждой из них.

Ориентируясь на мировые демократические тенденции Основной закон определил самостоятельный статус судебной власти. Так, согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 118 Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом, создание чрезвычайных (как репрессивных) не допускается. Судьи, в соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции РФ независимы и подчиняются только самой Конституции РФ и федеральному закону. Конституция также гарантирует несменяемость судей (ч. 1 ст. 121), их неприкосновенность (ч. 1 ст. 122) и определяет финансирование судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия (ст. 124).

Правовое регулирование судебной системы в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» , который закрепляет один из основополагающих принципов судоустройства, согласно которому правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с законом. Провозглашая принцип осуществления правосудия только судом, законодатель одновременно регламентирует гарантии его осуществления. Во-первых, никакие государственные органы либо органы местного самоуправления не могут осуществлять правосудие. Во-вторых, суды создаются в порядке, предусмотренном законом. В-третьих, Закон запрещает создание каких-либо иных, не предусмотренных Федеральным конституционным законом квазисудебных органов, чрезвычайных судов.

Согласно ст. 4 указанного закона в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне действуют: система арбитражных судов, система судов общей юрисдикции (за исключением мировых судей), Конституционный Суд РФ. На уровне субъекта РФ действуют система уставных судов субъектов, мировые судьи (входящие в состав системы судов общей юрисдикции). При этом конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти, не входящей в единую судебную систему РФ.

Анализ соответствующих положений Конституции позволяет выделить две группы рассматриваемых конституционных принципов:

1) принципы правосудия, которые одновременно составляют основу правового статуса судей;

2) принципы правосудия, которые одновременно являются гарантиями судебной защиты прав и свобод человека.

1. К первой группе можно отнести:

• принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 и 3 ст. 118, ч. 1 ст. 47, ч. 3 ст. 128 Конституции);

• принцип независимости судов и подчинения их только Конститу-ции и закону (ст. 120 Конституции);

• принцип несменяемости судей (ст. 121 Конституции);

• принцип неприкосновенности судей (ст. 122 Конституции);

• принцип открытости судебных разбирательств во всех судах (ч. 1 ст. 123 Конституции);

• принцип состязательности и равноправия сторон при осуществле-нии правосудия (ч. 3 ст. 123 Конституции);

• принцип финансирования судов только из федерального бюджета в целях обеспечения полного и независимого осуществления правосудия в соответствии c федеральным законом (ст. 124 Конституции).

Кроме этого, согласно ст. 119 Конституции судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

В соответствии c требованиями ч. 1 ст. 128 Конституции судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

2. К числу конституционных принципов правосудия, которые одновременно являются гарантиями судебной защиты прав и свобод человека, можно отнести:

• право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов и должностных лиц публичной власти (ч. 2 ст. 46);

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46);

• право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47);

• право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом c участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47);

• право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

• право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на пользование помощью адвоката (защитника) c момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);

• презумпция невиновности (ст. 49);

• запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);

• запрет на использование доказательств, полученных c нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50);

• право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право на помилование или смягчение наказания (ч. 3 ст. 50);

• право не свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (ст. 51);

• право потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53);

• запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54).

Рассматривая судебную систему в городе Москве, как отдельного субъекта Российской Федерации (города федерального значения), но при этом являющейся составной частью судебной системы Российской Федерации, следует отметить, что она представлена Уставным судом города Москвы, Московским городским судом, районными судами, Арбитражным судом Москвы и мировыми судьями.

В соответствии со статьей 51 Устава города Москвы Уставной суд города Москвы рассматривает вопросы соответствия законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу города Москвы, а также дает официальное толкование Устава города Москвы. Про Уставной суд см. 71 вопр.

Правовое регулирование деятельности Уставного суда в городе Москве осуществляется на основании Закона города Москвы № 10 от 13 февраля 2002 года «Об Уставном суде города Москвы».

Московский городской суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. По отношению к районным судам города Москвы он служит вышестоящей инстанцией.

Московский городской суд рассматривает наиболее важные и сложные уголовные и гражданские дела, отнесенные к его компетенции действующими законами.

Внутреннее устройство Мосгорсуда определено Законом РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР», в раках которого в структуру Мосгорсуда входят: президиум суда, судебные коллегии и судебные составы. Президиум Мосгорсуда образуется в составе председателя, заместителей председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Систему судов общей юрисдикции города Москвы образуют 33 районных суда, а также 429 судебных участков мировых судей.

В соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории отдельно взятого района.

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Районы города Москвы, на территории которых распространяется юрисдикция соответствующего районного суда города Москвы, определена федеральным законом от 02 июля 2003 года №88-ФЗ «О создании и об упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменения в статью 21 закона «О судоустройстве РСФСР» , а также Распоряжением Мэра города Москвы от 25 января 1994 года №30-РМ «Об установлении границ территориальной юрисдикции и наименований районных судов города Москвы» .

Судей Московского городского суда и районных судов города Москвы назначает Президент Российской Федерации в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального конституционного закона полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет .

Особо необходимо выделить учреждение мировых судей в России. Возрождение института мировых судей наполнило реальностью содержание конституционного права каждого человека на судебную защиту, поскольку приближение участков мировых судей к местам проживания населения, сокращение сроков разбирательства дел обеспечили большую доступность и демократичность отечественного правосудия.

В соответствии со ст. 17 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Так, Закон города Москвы «О мировых судьях в городе Москве» устанавливает создание на территории города Москвы 429 должностей мировых судей и соответственно 429 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов города Москвы. Наименование и границы судебных участков определяются законом города Москвы, проект которого вправе вносить в Московскую городскую Думу Мэр Москвы.

Кандидаты на должность мирового судьи отбираются на конкурсной основе. По представлению председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы, назначение на должность производится Московской городской Думой. Назначаются мировые судьи сроком на пять лет.

Организационное обеспечение деятельности московских судов осуществляет Управление Судебного департамента в городе Москве.

В целях разрешения задач по организационно-правовому, кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей города Москвы, их аппаратов, а также финансированию аппаратов мировых судей, Постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. № 1036-ПП создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве и Московским городским судом по общим для них вопросам на основании соглашения и непосредственно подчиняется Мэру Москвы.

Отдельным звеном московской судебной системы является Арбитражный суд города Москвы, образованный в соответствии с Законом «Об арбитражном суде» от 04.07.91 № 1543-1. Согласно ст. 4 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Судьи Арбитражного суда города также назначаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно ст.52 Устава Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, принимают меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура города Москвы осуществляет свои полномочия на территории города Москвы. Прокурор города Москвы, возглавляющий Прокуратуру города Москвы, имеет первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В состав Прокуратуры города Москвы входят управления и отделы. Начальники и заместители начальников данных структурных подразделений Прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Прокурором города Москвы, одновременно являясь его старшими помощниками и помощниками. В Прокуратуре города Москвы в отличие от прокуратур городов и районов существует должность помощника по особым поручениям.

Прокурор города Москвы назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Московской городской Думой и Мэром Москвы. Порядок согласования устанавливается федеральными законами и законами города Москвы.

В соответствии с Законом города Москвы «О порядке согласования при назначении на должность и освобождении от должности отдельных должностных лиц в городе Москве» Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы представление для согласования о назначении на вакантную должность Прокурора города Москвы. Данное представление рассматривается в течение 30 дней. При рассмотрении представления Дума вправе пригласить кандидата для участия в заседаниях комиссии и Думы и по результатам выражает свое согласие путем принятия соответствующего постановления. Проект постановления Думы рассматривается на заседании Думы только при наличии решения Мэра по вопросу согласования, оформленного в виде распоряжения.

Прокуратура города Москвы во взаимодействии с другими правоохранительными органами и структурами исполнительной власти в рамках ежегодно принимаемой распоряжением Правительства Москвы Программы борьбы с преступностью в городе проводит работу по укреплению законности и правопорядка, защите прав и свобод граждан, интересов государства и общества, усилению борьбы с преступностью и ее предупреждению.

В части взаимодействия с органами судебной власти необходимо отметить, с принятием нового Гражданского Процессуального Кодекса РФ роль и полномочия прокурора в гражданском процессе существенно изменились. В ст. 34 ГПК законодатель относит прокурора к лицам, участвующим в деле. В части уголовного судопроизводства, взаимодействие органов прокуратуры с судебной властью, в соответствии с Законом о прокуратуре РФ на прокуратуру возложен надзор за исполнением Конституции РФ и действующих на территории РФ законов (п. 1 ст. 1).

В свою очередь охрана общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан, охрана собственности во всех ее формах на территории города Москвы осуществляются органами внутренних дел.

Смотрела Закон о полиции, там структуры нет, но вроде бы кроме изменения слова «милиция» на «полицию» все так же останется.

В Москве систему органов внутренних дел города возглавляет Главное управление внутренних дел города Москвы, в которую входят управления внутренних дел административных округов, отделы внутренних дел районов и иные подразделения органов внутренних дел. Структуру ГУВД составляют: криминальная милиция, милиция общественной безопасности и иные подразделения, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел. При ГУВД на правах юридического лица создается Управление вневедомственной охраны, структура и штаты которого утверждаются начальником ГУВД .

По специфике видов деятельности милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности является органом дознания. В ее состав входят подразделения: участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по исполнению административного законодательства, по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, дознания, охраны и конвоирования, дежурные части, патрульно-постовые службы, отряды милиции особого назначения, лицензионно-разрешительные, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, изоляторы временного содержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, специальные приемники для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Основными задачами криминальной милиции являются борьба с преступностью и розыск лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Конституционный суд России: порядок формирования, состав, требования к претендентам на должность судьи, решения, полномочия и основные правила конституционного судопроизводства. Основы правового положения Уставного суда города Москвы.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Правовое положение Конституционного Суда определяется Конституцией (ст. 125) и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должности судей могут вносить Президенту: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 125 Конституции РФ и ст. 3 указанного Федерального конституционного закона определяют полномочия суда, который по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов:

Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Федерации и субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или надлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает c законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные Конституцией, федеративным договором, федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд, подчеркивается в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Закон устанавливает, что судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет.

К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей. В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» четко урегулированы основания и порядок приостановления полномочий, прекращения полномочий и отставки судьи Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда.

На пленарном заседании судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.

К числу актуальных проблем конституционного права в рамках данного вопроса может быть отнесена проблема расширения компетенции Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению судебного контроля за соответствием Конституции России федеральных законов, нормативных актов главы Российского государства, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

Представляется, что в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» c учетом оправдавшего себя зарубежного опыта возможно закрепление положения об обязательности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации нормативных актов, регулирующих наиболее важные общественные отношения, например федеральных конституционных законов, основанных на бланкетных нормах Конституции. Заслуживают внимания приведенные выше положения Конституции Франции, определяющие конкретные сроки и порядок рассмотрения нормативных правовых актов в Конституционном Совете.

Кроме этого, в рамках данного вопроса представляет интерес и актуальность проблема наделения Конституционного Суда полномочиями, связанными c дачей заключения о возможности Президентом России исполнять свои служебные обязанности в связи c наличием у него серьезно заболевания. Иначе говоря, речь идет о праве Конституционного Суда ответить на вопрос о том, в какой мере выявленное нарушение состояния здоровья главы Российского государства влияет на осуществление им конституционных полномочий.

Уставной суд.

Институт Уставного суда, как органа конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации в настоящее время регламентируется тремя федеральными законами: федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральным законом от 20 июня 2000 г. «О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» .

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в статье 27 закрепил следующие основные принципы создания и деятельности судебных органов конституционного (уставного) контроля.

Во-первых, конституционные (уставные) суды относятся к категории судов субъектов Российской Федерации. Их создание не является обязательным. Органы государственной власти каждого субъекта Федерации самостоятельно решают, какую организационно-правовую форму конституционного (уставного) контроля предпочесть: создавать ли конституционный (уставный) суд или несудебный орган - комитет конституционного надзора (уставную палату).

Во-вторых, определяя компетенцию конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, Закон «О судебной системе Российской Федерации» относит к его полномочиям рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Федерации, иных нормативных правовых актов его органов государственной власти и органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Федерации, а также толкование основного закона субъекта Федерации.

В-третьих, в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Таким образом, на законодательном уровне признается децентрализованный характер конституционного судопроизводства .

Правовое регулирование Уставного суда города Москвы осуществляется Уставом города Москвы, а также Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года №10 «Об уставном суде города Москвы» .

Круг полномочий Уставного суда города Москвы определен статьей 3 Устава города Москвы, согласно которой Уставной суд:

1. разрешает дела о соответствии Уставу:

а) законов города Москвы;

б) нормативных правовых актов Московской городской Думы, Мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы;

в) уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;

г) отдельных положений указанных нормативных правовых актов.

2. дает официальное толкование Устава;

3. реализует законодательную инициативу;

4. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Уставом г. Москвы и законом «Об уставном суде города Москвы».

В состав Уставного суда города Москвы входят пять судей, замещающих государственную должность города Москвы.

Так, судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Мэр Москвы в устанавливаемом им порядке осуществляет отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда на конкурсной основе и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы.

Назначение судьи на должность осуществляется в индивидуальном порядке путем проведения тайного голосования по каждой из кандидатур. По результатам голосования назначение судьи оформляется постановлением Московской городской Думы. Назначенным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы.

Судья Уставного суда назначается на должность на срок 4 года и в течение срока исполнения полномочий обязан соблюдать ограничения, установленные Законом города Москвы от 15 июля 2005 года №43 «О государственных должностях города Москвы» , которым установлены следующие запреты:

1) замещать государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, другие государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы города Москвы или иного субъекта Российской Федерации, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если участие на безвозмездной основе в органах управления коммерческой организации не поручено ему соответствующими органами государственной власти города Москвы;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает государственную должность;

4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное и муниципальное имущество и служебную информацию, предназначенные только для обеспечения служебной деятельности;

5) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные выплаты, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий по замещаемой государственной должности города Москвы;

6) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законом.

На судей Уставного суда распространяются установленные законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

Отдельно следует отметить, что законами города Москвы могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты судей Уставного суда.

Первое заседание Уставного суда созывается старейшим по возрасту судьей Уставного суда на тридцатый день после завершения формирования полного состава судей Уставного суда.

На заседании Уставного суда судьи большинством голосов от числа назначенных и сохранивших полномочия судей Уставного суда избирают из своего состава тайным голосованием в индивидуальном порядке Председателя и заместителя Председателя Уставного суда. Избрание Председателя и заместителя Председателя Уставного суда оформляется решениями Уставного суда. До избрания Председателя Уставного суда его обязанности осуществляет старейший по возрасту судья Уставного суда.

Организация внутренней деятельности Уставного суда определяется в содержании Регламента Уставного суда, принимаемого в форме решения суда, в рамках которого устанавливаются: порядок распределения дел в Уставном суде; правила проведения судебных заседаний; особенности делопроизводства в Уставном суде; требования к работникам аппарата Уставного суда; иные вопросы внутренней деятельности Уставного суда, не урегулированные законом.

Правом на обращение в Уставный суд обладают: Мэр Москвы, Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд города Москвы, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, районные суды города Москвы, мировые судьи города Москвы, Прокурор города Москвы, главы муниципальных образований города Москвы, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований города Москвы.

Основанием к рассмотрению дела является:

1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу закон города Москвы, нормативно-правовой акт Московской городской Думы, Мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, а также уставы муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;

2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава.

Наши рекомендации