Киевская Русь: формирование государственности. Существующие точки зрения
История как наука её роль в системе человеческих знаний.
Особенности российского исторического процесса.
Славяне в древности, их происхождение, быт, нравы и т.п.
Схематически происхождение ВС можно представить так: в древности на территории Европы, Азии вплоть до индии жили люди, говорившие на индоевропейском языке. Постепенно племена расселялись и появлялись отличия в языке и культуре. Выделялось несколько языковых семей: германская, романская, славянская и др. Территория. К 6 веку ВС освоили территорию от ладожского озера на севере до черного моря на юге. От Карпат на западе до верховья Оки на востоке. До славян здесь жили угро-финские племена. Между ними и славянами вражды не было. Шел процесс ассимиляции народов. Территория которую заняли славяне имела ряд особенностей: - здесь не было естественных границ – окружали славян агрессивные кочевые племена (обры, хазары, печенеги). Они постоянно нападали на славян и мешали их развитию. – эта территория находилась между Европой и Азией, поэтому через неё проходили миграционные потоки (в начале 4 века с запада на восток прошли Готы а с востока на запад Гунны). – здесь был суровый климат и малоплодородные почвы. Чтобывыжить славяне вынуждены были в 8 в объединиться в соседские общины. Общественные строй. С 6 по 9 в у славян шел процесс разложения родоплеменных отношений и формирование феодальных отношений. ОС этого времени назывался военной демократией. Демократия т.к. все важнейшие вопросы решались на народном собрании: вече. В нем участвовали только мужчины, которые в случае опасности становились воинами. На вече выбирался князь и дружина. Они жили за счет сбора дани полюдья. Постепенно князь и дружинники захватывали землю в собственность. Земля – главное богатство у славян, поэтому те, кто владел землей становилисьпривилегированным слоем общества. Таких людей стали называть феодалами или боярами. Занятия.Основным занятиям было земледелие. Виды: На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья поджигали и, использую золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение 2 и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. Основные орудия: соха, рало, плуг с жел. лемехом. Тяжелые условия ведения хозяйства привели к созданию соседской общины. С земледельческим хозяйством было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней коров мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (мед диких пчел). выращивались и технические культуры (лен, конопля). Верования. Славяне были язычниками. Этапы развития: - обожествление окружающего мира (водяной леший). – божества племени и рода (род и роженица). – обожествление удаленного мира (Перун, Ярило, Волос). Таким образом с 6 по 9 в ВС освоили новую территорию. Она имела рад особенностей и к 9 веку они готовы были создать государство. Соседская община – это несколько сел или семей, жители которых своими орудиями труда обрабатывают землю и связаны круговой порокой. Боярин – человек, владеющий вотчиной. Вотчина – это земля передающаяся по наследству. Язычество – это вера в богов и сверхъестественные силы природы. Полюдье – ежег сбор дани.
Киевская Русь: формирование государственности. Существующие точки зрения.
980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса (порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве.
Всех исследователей Древней Руси можно разделить на два лагеря – сторонников норманнской теории происхождения Древнерусского государства и, так называемых, антинорманистов.
Норманнская теория исходит из того, что процесс возникновения Древнерусского государства описан в древнейшем летописном своде – «Повесть временных лет». Согласно этой теории, летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности. Южные и северные славянские племена не могли договориться между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске, Синеус - в Белоозере. Это событие и связывают с моментом образования Русского государства.
Норманнская теория была довольно распространена в дореволюционный период (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевской и др.). Но передовые русские ученые (М.В. Ломоносов и др.) уже в то время возражали ей. Сторонники норманизма встречаются и среди современных, преимущественно зарубежных, авторов.
Противники норманнской теории выдвигают ряд обоснованных возражений. Во-первых, в "Повести временных лет" прямо не указывается, что Русское государство было создано путем призвания варягов. Наоборот, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, образование любого государства это сложный исторический процесс, и его не может организовать один или несколько даже самых выдающихся людей. Что же касается упомянутых в летописи фактах призвания славянами князей с их дружинами, то возможно, они были приглашены в качестве военных специалистов. Кроме того, некоторые авторы сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. В пользу этого говорит практически полное отсутствие следов варяжской культуры в истории России.
А.В. Серегин в опровержение норманнской теории приводит признаки государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.
Во-первых, из древних источников известно, что уже к VI в. н.э. существовали три протогосударственных образованиях у восточных славян - это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куявия (вокруг Киева) и Артания (местонахождение точно не установлено).
Во-вторых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей книге сделал вывод, что "князья-варяги застали везде готовый государственный строй" .
В-третьих, еще задолго до прихода варягов, у восточных славян существовало территориальное деление, что следует из «Повести временных лет», в которой отмечается: "...прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах - древляне, по реке Полота - полочане... по Бугу - бужане" . Варяги же не установили нового территориального деления государства.
В-четвертых, в истории России нет следов скандинавского права. А возникновение государства неотъемлемо связано с возникновением права. И если бы у варягов было более развитое государство, чем у славян, и именно они создавали государственность на Руси, то источники Древнерусского права, несомненно, должны были основываться на варяжском праве. Ни в Русской правде, ни в Договорах с Византией нет никаких следов шведской терминологии и даже слов, заимствованных из шведского языка.
В-пятых, древние источники свидетельствуют о том, что еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи. А слово «полюдье», обозначавшее сбор дани, было заимствовано варягами именно из русского языка, из чего следует, что сбор налога, как признак государственности, у славян появился гораздо раньше.
Таким образом, первые русские государства возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, и уж точно не в результате призвания варягов.
Время появления первых русских княжеств не представляется возможным установить. Но образование именно Древнерусского государства, которое еще принято называть Киевская Русь, связывают с моментом объединения восточнославянских земель в одно государство. Большинство авторов относят это событие к концу IX века н.э., когда в 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав огромное государство.
В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся началом трех славянских народов - русских, украинцев и белорусов.