II. Особенности написания и представления магистерских диссертаций

Общие положения

Магистерская подготовка реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в уровневой структуре высшего профессионального образования, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения программы подготовки магистра и представляется в форме магистерской диссертации[17].

Под магистерской диссертацией понимается квалификационная работа, в которой на основании авторских разработок или авторского обобщения научно-практической информации решены задачи, имеющие большое значение для той области знаний, в которой выполнена работа[18].

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном этапе задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать свою точку зрения[19].

В диссертации должны быть отражены результаты научного исследования, в виде сформулированных положений для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения. Содержанием работы являются результаты теоретических исследований, разработка новых методологических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Диссертация выполняется автором по эмпирическим материалам, собранным им лично в ходе кабинетных и полевых исследований за период научно-исследовательской практики.

Диссертация должна содержать теоретическую и практическую часть, отличаться от бакалаврской работы глубиной теоретической проработки проблемы, а от выпускной квалификационной работы специалиста – научной направленностью.

Тема работы должна максимально конкретно отражать основную идею работы и представляет собой намечаемый результат диссертационного исследования, направленный на решение конкретной проблемы.

Оптимальный объем работы составляет 60-100 страниц текста , отпечатанного на листах формата А4. Размер шрифта 14, расстояние между строками - полтора интервала. Каждый раздел работы (введение, заключение и др.) должен начинаться с новой страницы. Все страницы работы (кроме титула) нумеруются (подробнее см. оформление письменной работы).

На титульном листе работы должны быть указаны:

· учредитель;

· университет;

· факультет;

· кафедра;

· направление подготовки;

· магистерская программа;

· тема работы;

· фамилия, имя, отчество автора;

· фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и ученое звание;

· год.

Образец составления титульного листа представлен в приложении 9.

Магистерские работы выполняются в сроки, определенные учебным планом.

Магистерская диссертация должна включать следующие разделы:

· введение;

· основная часть, разделенная на главы и параграфы;

· заключение;

· библиография;

· приложения (при необходимости)

Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной для исследования темы, поставить цель работы, которая должна конкретизироваться в задачах исследования. Также определить объект и предмет изучения, оценить состояние разработанности темы на основе обзора литературы и выявления дискуссионных проблем; указать методы исследования; сформулировать элементы новизны и практическую значимость исследования; в краткой форме представить структуру работы. Объем введения должен быть не менее 5-6 страниц.

Таким образом, во введении необходимо отразить следующее:

· обоснование выбора темы, ее актуальность;

· характеристику степени разработанности темы в отечественной и мировой науке;

· формулировку проблемы исследования;

· основную цель и задачи работы;

· объект и предмет исследования;

· научную новизну;

· методы исследования;

· характеристику практической значимости исследования;

· структуру работы.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель работы определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Достижение цели магистерской диссертации ориентирует магистрантов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Задачи работы представляют собой достижения цели работы. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Новизна научных положений является важнейшим требованием, предъявляемым к диссертациям. Научные положения могут представлять собой законы, закономерности, зависимости, свойства, явления, методы исследований, новые технологии и методы обоснования их параметров и др. В научных положениях может быть все новым, частично новым, а также может содержаться лишь новая совокупность известных положений.

К элементам новизны, которые могут быть представлены в магистерской диссертации, относятся следующие:

· новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации, рассматривается впервые;

· новая постановка известных проблем или задач (например, снятие допущений, принятие новых условий);

· новый метод решения;

· новое применение известного решения или метода;

· новые следствия из известной теории в новых условиях;

· новые результаты эксперимента, их следствия;

· новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

· разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.

Главный принцип формулирования научной новизны – не декларировать о внесении чего-то нового (классификации, принципов, тенденций и т.д.), а показать, что нового внесено в классификацию, какие новые принципы и тенденции выявлены и т.д.

Представление использованных методов исследования позволяет оценить полноту охвата полученных магистрантом умений и навыков при выполнении магистерской диссертации.

Характеристика практической значимости позволяет оценить способность магистранта применять полученные навыки и умения к анализу конкретного объекта исследования.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части, объем работы в страницах без приложений, количество используемых в работе источников литературы.

В основной части работы следует сформулировать исследуемую проблему, определить ее место в теории и практике. Необходимо проанализировать точки зрения на изучаемую проблему и практические рекомендации по ее решению различных авторов и аргументировать собственную позицию по теме исследования; отразить результаты самостоятельного анализа литературных отечественных и зарубежных источников; дать творческую оценку изучаемого явления или процесса.

Основная часть состоит из нескольких глав, каждая из глав подразделяется на параграфы.

Каждая глава должна оканчиваться выводами. Стиль изложения материала – научный, что характеризуется не употреблением личных местоимений, но используется обращение от третьего лица, например: «Автор считает». Также недопустимо использование жаргонной и простонародной речи.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:

последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных.

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда).

Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).

Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».

В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается использование римских цифр.

При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 тыс. руб., 18,5 м2).

Изложение материала в магистерской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу[20].

В заключении аргументировано и логически связанно излагаются основные теоретические и практические результаты исследования в соответствии с его целью и задачами, поставленными во введении. Объем заключения должен быть не менее 3-4 страниц.

Заключение отражает следующие аспекты:

· актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;

· перспективность использованного подхода;

· научная новизна работы;

· целесообразность применения тех или иных методов и методик;

· сжатая формулировка основных выводов, полученных в результате проведения исследования.

Библиография должна содержать информацию о литературных источниках, которые использовались при написании работы, и соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к рукописным трудам (см. 2.3.оформление письменных работ).

В приложении (при необходимости) следует представлять первичные материалы, которые служили автору основой для собственных выводов и заключений; другие вспомогательные материалы (на усмотрение автора).

Автор работы должен подготовить к защите автореферат магистерской диссертации (10-15 страниц формата А4), отражающий основную идею и наиболее важные выводы с кратким обоснованием. В дальнейшем этот документ является исходным материалом для подготовки доклада на защите, а также для публикации результатов работы, если на это будет дана рекомендация выпускающей кафедры и Государственной аттестационной комиссии.

Наши рекомендации