Здесь изучают отношения субординации и координации «внутри» аппарата государственной власти
С высоты теоретического изучения государства используются понятия:
- формы государства
- механизм государственной власти
- функции государства
Эти понятия раскрывают внутреннюю организацию, структуру аппарата государственной власти, территориальное устройство государственной власти и т.д.
Выводы:
Термин «ГОСУДАРСТВО» употребляется в трех значениях, а именно как:
- государственно-организованное сообщество
- аппарат государственной власти как целое (для краткости говорят просто «государственная власть)
- и система государственных органов.
Во всех названных трех подходах речь идет об организации и функционировании ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ как власти государственной, но в разных ее аспектах. Поэтому понятие государства, охватывает все три аспекта государственности.
Надо всегда помнить, что понятие государства всегда объясняется через понятие ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.
Подводя итог вышесказанному можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения.
Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих и природы всякого общества.
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю ТЕРРИТОРИЮ страны и ее НАСЕЛЕНИЕ, располагает для этого СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ УПРАВЛЕНИЯ, издает обязательные для всех ВЕЛЕНИЯ и обладает СУВЕРЕНИТЕТОМ.
Идентификация государства по его основным признакам.
В течение многовекового развития наука выработала несколько путей отождествления(идентификации) государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. Такое отождествление (идентификацию) можно провести по двум направлениям:
Первый путь –это познания рассматриваемых явлений через их определение;
Второй путь –это изучение государственных-правовых явлений, институтов и учреждений путем выделения и анализа характерных для них специфических признаков и черт.
Первый путь познания.
Как это можно было видеть на примере рассмотрении первого вопроса далеко не всегда эффективен, а в некоторых случаях и в силу огромного влияния СУБЪЕКТИВНОГО фактора.
Одни авторы в определении государства упор делают на принуждении и «принудительном контроле». Другие - акцентируют внимание на управлении, на аппарате осуществляющим это управление.
Второй путь познания.
Связан с анализом основных ПРИЗНАКОВ и ОСОБЕННОСТЕЙ государства. Трудно себе представить процесс выработки определения понятия государства в отрыве от процесса предварительного исследования тех или иных его сторон. Поэтому наиболее эффективным подходом к исследованию государства остается второй путь – анализ его основных признаков.
Государство, будучи на протяжении всей истории развития человеческого общества ключевым понятием, всегда будет отличаться от догосударственных и негосударственных институтов своими специфическими признаками (чертами).
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве ЕДИНСТВЕННОГО ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
3. Среди специфических признаков государства выделяется такой признак, как разделение населения по территориальным единицам.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему госу-дарственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Тесная связь ГОСУДАРСТВА с ПРАВОМ, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.
8. Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Что он означает?
Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И, во-вторых, независимость ее на международной арене.
Наряду с государственным суверенитетом существуют «суверенитет народа» и «суверенитет нации».
«Суверенитет народа» - означает его ПОЛНОВЛАСТИЕ или ВЕРХОВЕНСТВО, в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.
В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет не всегда совпадают с народной властью и суверенитетом.
«Суверенитет нации»- это полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
9. Характерным признаком государства являются займы и налоги.
Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат.
Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.
Кроме названных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, иными атрибутами.
У каждого государства есть свои гимн, флаг, герб, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия, отличающиеся краткостью, экспрессивностью.
Вместе с присущими каждому государству другими признаками и чертами они позволяют провести достаточно четкую грань между
- с одной стороны, государственной организацией,
- и с другой — догосударственной и негосударственной организацией.
Надо всегда помнить, что сущность государства всегда объясняется через понятия политической, структурной и территориальной организации общества.
Сущность государства.
3.1. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.
Вопрос о государстве, его ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ и РОЛИ в общест-ве с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Чем это объясняется? По крайней мере это можно объяснить несколькими обстоятельствами (причинами).
Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций.
В-третьих, возможностью кардинально влиять на судьбы людей и общества в целом.
В-четвертых, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
ГОСУДАРСТВО - рожденное самим обществом, его противоречиями, становится таким же противоречивым.
Поэтому постижение СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА составляет одну из основных задач теории государства.
Всестороннее раскрыть ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА и ЧЕРТЫ государства – задача чрезвычайно сложная.
Поэтому чтобы глубже уяснить этот вопрос необходимо раскрыть общие черты сущности государства в различных его связях с властью, аппаратом управления, территориальным устройством, экономикой, социальной и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
Теоретический анализ о СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА представляется логически начать с рассмотрения существование государства в качестве ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и неразрывно связанного с этим вопросом о ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.
3.1.2. Государство как ПОЛИТИЧЕСКАЯ организация общества. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть.
В основе познание сущности государства заложена категория под названием ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей.
Она характерна:
- как для классового, так и бесклассового общества,
- как для общества в целом, так и различных составных его образований.
Соответственно принято различатьвиды власти:
- власть рода, власть племени, общины;
- власть политическую (государственную), экономическую;
- власть различных общественных объединений;
- власть родительскую; власть церковную.
Каждая из названных разновидностей общественной власти:
- имеет присущее ей своеобразие
- отличается специфическими особенностями.
Вместе с тем, всем разновидностям власти присущи общие черты, обобщение которых позволяет дать характеристику ВЛАСТИ как общей социальной категории.
Характерные черты (особенности) государственной (политической) власти.
1.Политическая (государственная)власть пред-ставляет собой разновидности ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Т е р м и н ы «ПОЛИТИЧЕСКАЯ» и «ГОСУДАРСТВЕННАЯ» власть, равно как и стоящие за ними понятия СИНОНИМЫ. Термин «политика» (греч.) – «государственный», искусством управление государством, участие в делах государства.
«Политическая власть» в собственном смысле этого слова и есть государственная власть, т.е. такая власть, которая исходит от государства и реализуется при его (прямом или косвенном) участии.
Следовательно – государственная власть всегда является политической, которая:
- организует и регулирует совместную деятельность людей;
- выступает средством упорядочения их взаимоотношений, способом обеспечения порядка и стабильности в обществе.
В специальной юридической, философской и политологической литературе
- одни авторы признают тождество понятий политической и государственной власти,
- другие авторы (Ф. М. Бурлацкий, Н. М. Кейзеров, Л. Т. Кривушин и др.) выступают за различение этих категорий.
Сторонники, выступающие за различие «государственной» и «политической власти» понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «государственная власть».
По их мнению «политическая власть» — это власть, осущест-вляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества:
- партиями, массовыми общественными организация-ми (например, профсоюзами)
- и иными общественными объединениями.
Указанные авторы предлагают определение политической власти без указания на ее связь с государством и роль государства в ее осуществлении. Политическая власть и степень участие в ней, в ее отправлении, в том числе различными партиями, — это не одно и то же.
2. Государственная (политическая) власть способна влиять на направление деятельности людей, социаль-ных групп слоев, классов посредством
-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ и ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ воздействий,
-а также с помощью АВТОРИТЕТА, ТРАДИЦИЙ и НАСИЛИЯ
Следовательно, ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ характерна такая черта как обладание АВТОРИТЕТОМ, что предполагает ПОВИНОВЕНИЕ и ПОДЧИНЕНИЕ своей воле других людей.
Ф. Энгельс в статье «Об авторитете» писал:
«Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение» (Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302).
Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого означает,
- с одной стороны, навязывание воли властвующего подвластному,
- с другой — подчинение подвластного воле властвующего.
3.Неотъемлемой чертой политической власти является ПРИНУЖДЕНИЕ. Государственная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМУ.
4.Отношения по поводу государственной власти носят ВОЛЕВОЙ характер и с точки зрения своей структуры складываются из «ГОСПОДСТВА-ПОДЧИНЕНИЯ» и «РУКОВОДСТВА-ПОДЧИНЕНИЯ».
В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо
выступать как сочетание отношений
- «господства-подчинения» и «руководства-подчинения»,
- либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения».
Фридрих Энгельс показывал, что всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти.
Отмечал, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета.
Подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму.
5.Государственная власть реализуется через ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕТОДАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей, человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти ее ЦЕЛЕЙ и функций.
Принуждение -это психологическое, материальное или физическое (насильственное)воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить)ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства.
6.Особенность государственной власти еще состоит и в том, что она проявляется в деятельности ГОСУ-ДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ и УЧРЕЖДЕНИЙ, образующих МЕХАНИЗМ (аппарат) этой власти.
Власть поэтому и называется государственной, что она реали-зуется через механизм (аппарат) государства.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ обладает КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СИЛОЙ, а такой СИЛОЙ ВЫСТУПАЮТ различные ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА, организационно оформляющие власть и придающие ей обще-обязательный характер (напр., суды, право-ные органы и т.д.).
Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия власти как общесоциологической категории.
ВЛАСТЬ - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, которое заключается в подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - есть концентрированное выражение ВОЛИ, СИЛЫ и МОЩИ государства, воплощенное в государствен-ных органах и учреждениях;
- она обеспечивает СТАБИЛЬНОСТЬ и ПОРЯДОК в обществе, ЗАЩИЩАЕТ граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов в том числе и ПРИНУЖДЕНИЯ.
Ф. Энгельс, рассматривал политическую или государственную власть в качестве важнейшего, определяющего признака ГОСУДАРСТВА, обращал внимание на то, что это«ОСОБАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ».
Специфические черты этой свойственной государству особой публичной, или политической власти, ОТЛИЧАЮЩИЕ ее от общественной власти доклассового общества, заключаются в следующем.
1. При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе — общине, роде, фратрии, племени и т. д.
Государственная власть носит классовый характер.
2. Родовая власть доклассового общества, осущест-вляемая старейшинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специально предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом смысле сливалась со всем населением.
Иначе обстоит дело с политической, публичной властью. Она в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из общества аппаратом управления, состоящим из особой категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими.
3. При родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев кроме общественного мнения.
Политическая же властьопирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.
4.Для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги, которые были не известны родовому устройству общества.
5. При родовой организации общества люди подраз-делялись по принципу кровного родства.
Политическая власть, разделяет населения по территориальному признаку.
О соотношения между ПОЛИТИЧЕСКОЙ (государственной) и ОБЩЕСТВЕННОЙ властью первобытно-общинного строя хорошо подмечено в следующем положении Ф. Энгельса:
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171: «. . . самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним».
Приведенное суждение помогает уяснению того факта, что с точки зрения соотношения публичной власти с ОБЩЕСТВОМ при первобытнообщинном строе имела место «ВЛАСТЬ АВТОРИТЕТА», тогда как политическая, государственная власть есть «АВТОРИТЕТ ВЛАСТИ». От ВЛАСТИ АВТОРИТЕТА к авторитету власти — вот эволюция общественной власти в процессе перехода от первобытно-общинного строя к классово организованному обществу.
Завершая характеристику государственной (политической)власти необходимо остановится на проблеме разделение властей в государственном механизме.
Разделение властей в государственном механизме.
Основателями данной теории считаются Джон Локк (1633-1704) английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма «Два трактата о государственном правлении» (1690), Шарль Луи Монтескье (1689-1755) французский просветитель, философ и правовед «О духе законов» (1748).
Могла ли эта теория возникнуть, а тем более «материализоваться»на той ступени развития государственного образования, который обычно именуется «восточным деспотизмом» или «европейским абсолютизмом»?
Нет не могла. Ибо власть в этих государственных системах, неизменно сосредо-тачивалась лишь в одних руках – восточного деспота, царя, фараона, монарха.
Теория разделения властей возникает и начинает «материали- зовываться», когда созревают все необходимые предпосылки для активной участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; когда идет поиск путей и средств создания гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.
Согласно философским и политическим воззрениям Джона Локка, если абсолютная монархия— эта тирания и беззаконие — находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.
Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека,
- как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими;
- как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям;
- наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои сношения с другими людьми.
Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Шарль Монтескье. В каждом государстве, писал он,есть три рода власти:
- власть ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ,
- власть ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ведающая вопросами международного права, и
- власть ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ведающая вопросами права гражданского».
В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы.
В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия.
В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Третью власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государства.
Рассмотренная Шарлем Монтескье триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.