Теоретико-методологическая основа исследования
Исследование опирается на теоретическую школу неоиституционализма в трактовке таких авторов как: Норт Дуглас[12], Рональд Коуз[13], Гэрри Беккер[14], поскольку данная школа описывает наилучшим образом институциональное развитие, укрепление социальной сферы. Примененный институциональный анализ в рамках методологии подходов неоинституционализма описывает роли влияния значения институтов в обществе, для того чтобы определить какие субъекты негосударственные, или институты влияют определенным образом на реализацию социальной политики.
Также бы был применен структурно-функциональный метод, который с точки зрения анализа функций этих институтов в процессе реализации социальной политики, позволяет с различных точек зрения исследовать рассмотренные субъекты, выявить их характерные черты.
В качестве инструментария научного исследования в работе использовался системно-аналитический метод, который позволил детально изучить рассмотренную тематику во всей ее полноте. Во второй главе применяется хронологический подход, который обусловлен необходимостью рассмотрения организационной структуры реализации политики государственной поддержки социально ориентированных и некоммерческих организаций в заданном промежутке времени. При написании третьей главы использовался сравнительный анализ основных международных, региональных и федеральных организаций и фондов, который позволил выявить особенности реализации влияния этих образований, как в общем контексте, так и на примере Калининградской области.
Также при написании всей курсовой работы использовался нормативный подход, в рамках которого проводился анализ большого массива нормативных документов.
Эмпирической базой исследования послужилироссийские нормативно-правовые документы, регулирующие социальную сферу, в частности федеральные и региональные законы о некоммерческих организациях (далее НКО), целевые программы, документация международных организаций (проектная документация, технические предложения, промежуточные и финальные отчеты, технико-экономические обоснования), статуторные документы (уставы, положения негосударственных субъектов, корпоративные кодексы социальной ответственности), программные документы групп международных организаций, официально принимаемые доктрины (социальная концепция Русской Православной Церкви (далее РПЦ)). Также была рассмотрена большая группа документов – различные аналитические отчеты, подготовленные независимым экспертным сообществом, отчеты в экспертном анализе. Другой частью эмпирической базы исследования стали некоторые статистические данные, например, характеризующие степень грантовой поддержки государства в сфере социальной политики.
Хронологические рамки исследования:2004-2013 гг.
Нижняя граница связана с 2004 годом, поскольку в этом году был принят закон N 122-ФЗ от 22.08.2004, который знаменовал собой начало социального реформирования. Год является переломным моментом потому, что именно этот закон предусматривал активацию негосударственных субъектов социальной политики, то есть впервые в качестве стратегической цели данного закона, содержание данного закона было ориентировано на поощрение социальной активности граждан. Это точка отсчета для конкретных реформ. Именно поэтому нижняя граница - 2004.
Верхняя временная граница работы – 2013 год. 24 января этого года Координационный совет по господдержке СО НКО одобрил комплекс мер, направленных на увеличение поддержки СО НКО, внесенный Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации 17 января 2013 года. Это последнее крупное событие данной сферы политики.
Структура курсовой работы состоитиз введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, указывается его цель и задачи, подробно освещается историография темы, хронология и применяемая методология работы.
Глава первая «Субъекты негосударственной социальной политики» состоит из трех параграфов и посвящена рассмотрению основных субъектов социальной политики. В первом параграфе рассматриваются корпоративные субъекты социальной политики, такие как РЖД, Газпром, Лукойл и их кодексы социальной ответственности, во втором церковная социальная политика, где показана характеристика РПЦ как социального субъекта, приведена социальная концепция церкви, в третьем раскрыта основная профсоюзная социальная политика.
Глава вторая «Политика государственной поддержки социально ориентированных и некоммерческих организаций и развитие третьего сектора», включает в себя три параграфа, содержит рассмотрение системы государственной поддержки социально ориентированных и некоммерческих организаций. Также рассмотрены различные этапы становления и развития социальной политики. Второй параграф раскрывает систему поддержки на начальном этапе, третий – на этапе либерализации сектора государственной поддержи, четвертый – современное состояние политики государственной поддержки.
Третья глава «Иностранные агенты и их виляние на негосударственную социальную политику» посвящена рассмотрению понятия «государственный агент», показана нормативно-правовая и регулятивная база. Раскрываются причины, по которым НКО может получить статус «иностранного агента». Во втором параграфе главы показана деятельность основных международных фондов, раскрываются основные цели и задачи программ.
В третьем параграфе рассматривается иностранное влияние на социальную политику в Калининградской области, приводится характеристика некоторых крупных проектов, проводимых на территории области, раскрываются их задачи, показывается, кто является подрядчиком и получателем средств, указываются года проводимых программ.