Классификация наказаний

Система наказаний включает широкий круг видов наказаний, разнообразных по своему содержанию и характеру. В теории уго­ловного и уголовно-исполнительного права значительное внима­ние уделялось классификации наказаний, которая проводилась по различным критериям. Однако в первую очередь следует иметь в виду классификацию, которая отражена в самом УК (законода­тельная классификация), в соответствии с которой наказания подразделяются на основные и дополнительные наказания.

Основные наказания— это такие наказания, которые назнача­ются при вынесении обвинительного приговора в качестве самостоя­тельных наказаний, и не могут присоединяться к другим наказаниям.

Дополнительные наказания— это такие наказания, которые носят вспомогательный характер и, не будучи самостоятельными, могут лишь присоединяться в дополнение к основным наказаниям.

В ч. 1 ст. 48 УК дан перечень основных наказаний, а в ч. 2 этой же статьи — перечень дополнительных наказаний. Согласно же ч. 3 ст. 48 три наказания: общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания. Поэтому на основании ст. 48 УК все виды наказаний в зависимости от их роли можно подразделить на три группы:

• наказания, которые могут назначаться только как основные;

• наказания, которые могут назначаться только как дополни­тельные;

• наказания, которые могут назначаться и как основные и как дополнительные.

К первой группе относятся следующие наказания:

1) исправительные работы;

2) ограничение по военной службе;

3) арест;

4) ограничение свободы;

5) лишение свободы;

6) пожизненное заключение;

7) смертная казнь.

Ко второй группе наказаний относятся:

1) лишение воинского или специального звания;

2) конфискация имущества.

К третьей группе наказаний относятся:

1) общественные работы;

2) штраф;

3) лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью.

Наказания, относящиеся к третьей группе, в литературе назы­вают смешанными наказаниями. На наш взгляд, это название не совсем удачное, поскольку они ни с чем не смешиваются, а выпол­няют в определенных случаях самостоятельную роль.

По характеру и объему содержащейся в наказаниях кары их можно подразделить на следующие группы:

1) наказания, связанные с лишением свободы (арест, лишение свободы, пожиз­ненное заключение);

2) наказания, связанные с ограничением свободы (ограниче­ние свободы);

3) наказания, связанные с ограничением иных прав осужден­ных большинство из которых и содержат преимущественно кару материального характера (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания). Эту группу наказаний можно назвать нака­заниями, не связанными с лишением или ограничением свободы;

4) наказание, связанное с лишением жизни (смертная казнь).

Все виды наказаний в зависимости от статуса осужденного

можно подразделить на общие и специальные. Специальные нака­зания — это наказания, применяемые к военнослужащим, проходя­щим военную службу по контракту либо к военнослужащим срочной службы, а также к лицам, имеющим воинское или специ­альное звание. К таким наказаниям относятся: ограничение по во­енной службе, направление в дисциплинарную воинскую часть, ли­шение воинского или специального звания. Все остальные наказания относятся к общим наказаниям, т.е. к наказаниям, которые могут применяться к любому лицу, в том числе и к указанным лицам.

Классификация видов наказаний проводится и по другим кри­териям. При изучении этого вопроса обучающимся предоставляет­ся возможность выбрать иные критерии и провести самостоятель­но по этим критериям классификацию наказаний.

В системе наказаний значительное место занимают наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы. Они как бо­лее мягкие наказания расположены в начале системы наказаний (см. пп. 1-5).

Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы

В данную группу наказаний входят: общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе. Рассмотрим их содержание.

Общественные работы

Общественным работампосвящена ст. 49 УК. Это новое нака­зание, применяемое лишь с 1 января 2001г. Оно заключается в вы­полнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества, вид которого опреде­ляется органами, ведающими применением этого наказания.

Исходя из данного определения сущности общественных ра­бот как вида наказания, следует установить его карательное содер­жание, т.е. определить, каким ограничениям или лишениям подвергается лицо, осужденное к общественным работам.

Данное наказание связано с ограничением конституционных прав на труд и на отдых. Оно заключается в том, что осужденный должен выполнить неоплачиваемую за его труд работу. При этом вид бесплатного труда определяется не самим осужденным и не по его желанию, а специальными уполномоченными на это органами — местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Эта ра­бота осуществляется в свободное от основной работы или учебы время, в связи с чем ограничено время осужденного на отдых.

Законом установлены пределы данного наказания: от 60 до 240 часов, но не свыше четырех часов в день.Даже при мини­мальном пределе этого наказания (60 часов) и при работе ежедневно по четыре часа в день осужденный должен выполнять бесплатную работу в течение пятнадцати дней. При назначении же максималь­ного срока исполнения данного наказания (240 часов) и при ежедневных четырех часах выполнения работы осужденный дол­жен отработать бесплатно в течение 60 дней, т.е. двух месяцев. Согласно ч. 2 ст. 25 УИК время общественных работ в течение не­дели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. В пери­од отбывания этого наказания осужденный обязан соблюдать пра­вила внутреннего распорядка, установленные в организации, в которой он отбывает наказание, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, что является дополнительным огра­ничением его прав. Предоставление осужденному трудовых отпус­ков по основному месту работы не приостанавливает исполнения этого наказания.

Общественные работы имеют двоякий статус: они могут наз­начаться в качестве как основного, так и дополнительного наказа­ния,которое может быть присоединено к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью. В силу своего содержания данное наказа­ние связано и с материальными ограничениями.

В ч. 4 ст. 49 УК содержится перечень лиц, которым обществен­ные работы не могут быть назначены. К ним относятся:

1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;

2) женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет;

3) беременные женщины;

4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалиды I и II группы;

6) военнослужащие;

7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;

8) лицам, больным активной формой туберкулеза.

Указанные обстоятельства, если они возникли в период отбыва­ния лицом уже назначенного ему наказания в виде общественных ра­бот, служат основанием освобождения его от дальнейшего отбывания данного наказания. Такое решение принимает суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора.

Порядок исполнения общественных работ определяется ст.ст. 23-28 УИК.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания на­казания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Злостное уклонение осужденного от отбывания общественных работ признается преступлением и влечет ответственность в со­ответствии со ст. 419 УК. Согласно ст. 28 УИК уклонение от отбы­вания наказания в виде общественных работ признается злостным в следующих случаях:

1) если осужденный не вышел на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в те­чение отбывания данного наказания;

2) если он совершил более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) если скрылся с целью уклонения от отбывания этого нака­зания.

По своему содержанию общественные работы признаются са­мым мягким наказанием и вследствие этого в системе наказаний занимают первое место. Поэтому в процессе отбывания данного наказания осужденному предоставляются и некоторые льготы. Например, если осужденному предоставлен в период отбывания общественных работ отпуск в связи с обучением без отрыва от про­изводства или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по иным уважительным причинам личного и семейного характера, исполнение общественных работ приостанавливается на период указанных отпусков (ч. 3 ст. 24 УИК). В УИК также установлено, что время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной ра­боте или учебе. В рабочие же дни время таких работ не может пре­вышать двух часов до или после окончания работы или учебы. Че­тыре часа на общественные работы в рабочее время ему будет разрешено затратить лишь по его просьбе (ч. 2 ст. 25 УИК). При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспек­ция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов, т.е. меньше установленных на неделю 12 часов (ч. 4 ст. 25 УИК).

Штраф

Штраф согласно ст. 50 УК, определяется как денежное взыска­ние, назначаемое судом в случаях, установленных УК. Карательное содержание штрафа состоит в материальных лишениях и ограни­чениях, которым подвергается осужденное лицо. Это наказание может быть назначено независимо от категории преступления.

В ст. 50 УК установлены минимальные и максимальные размеры штрафа, исчисляемые с учетом размера базовой величи­ны, установленного на день постановления приговора.

Размер штрафа в каждом конкретном случае определяется су­дом с учетом характера и степени общественной опасности совер­шенного преступления и материального положения осужденного. При этом суд может назначить наказание в виде штрафа в преде­лах от 30 до 1000 базовых величин.

Размер назначаемого судом штрафа за преступление, предус­мотренное статьей Особенной части УК, содержащей администра­тивную преюдицию, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке. Такое условие поставлено законодателем с учетом различного объема лишений и ограничений, составляющих содержание меры административного взыскания и наказания в виде штрафа. Повторно совершаемое дея­ние уже после наложения административного взыскания должно влечь применение кары, т.е. наказания, содержащего существенные ограничения и лишения по сравнению с административным взысканием.

Штраф как вид наказания имеет двоякий правовой статус: он может назначаться в качестве, как основного, так и дополнитель­ного наказания.Характерным для штрафа является то, что в санкциях статей Особенной части УК он только называется, но его пределы не установлены. Суд при выборе размера штрафа руко­водствуется только ст. 50 УК. Как дополнительный вид наказания штраф фактически в санкциях не предусматривается.

Исполнение наказания в виде штрафа регулируется УИК (ст.ст. 29-30). Срок для уплаты штрафа установлен в 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в течение установленного вре­мени, то суд может отсрочить или рассрочить его уплату на срок до одного года. При этом необходимо ходатайство осужденного и заключение судебного исполнителя. Если по истечении установ­ленного для уплаты штрафа срока осужденный его не уплатил, он

• взыскивается в принудительном порядке. При этом используется способ обращения взыскания на имущество осужденного, перечень которого предусмотрен в ч. 1 ст. 167 УИК (имущество, подлежа­щее конфискации). Взыскание штрафа не может быть обращено на

имущество, не подлежащее конфискации, перечень которого содер­жится в Приложении к УИК.

Если у осужденного отсутствуют необходимые для уплаты штрафа средства и имущество и при этом он не уклоняется от его уплаты, суд заменяет штраф общественными работами, которые исполняются в порядке, предусмотренном ст. 49 УК.

Уклонение от уплаты штрафа при наличии возможности его уплатить влечет уголовную ответственность по ст. 418 УК. Факт уклонения предварительно фиксируется в исполнительных доку­ментах в виде предупреждения осужденного о недопустимости та­кого поведения. Уклонение от уплаты штрафа после официального предупреждения при возможности его уплатить является основа­нием для возбуждения уголовного преследования (ст. 30 УИК).

Штраф как наказание имеет свою историю в развитии уголов­ного законодательства и практике его применения. Он стабильно предусматривался в системах наказаний в различные периоды. Однако на практике его востребованность была далеко не одноз­начной. Были годы, когда он по уровню применения занимал третье место среди всех наказаний, назначаемых судами Республи­ки Беларусь, но были и периоды, когда его применение сводилось на нет.

Штраф в качестве основного наказания предусмотрен в санк­циях статей Особенной части УК в альтернативе с другими наказа­ниями, чаще — с общественными работами. Всего он предусмотрен в 239 санкциях, что составляет 36,5% от всех санкций УК. Однако его практическое применение в период действия УК 1999 г. представляет несколько иную картину.

Как дополнительное наказание штраф не назначается.

Наши рекомендации