Классификация наказаний
Система наказаний включает широкий круг видов наказаний, разнообразных по своему содержанию и характеру. В теории уголовного и уголовно-исполнительного права значительное внимание уделялось классификации наказаний, которая проводилась по различным критериям. Однако в первую очередь следует иметь в виду классификацию, которая отражена в самом УК (законодательная классификация), в соответствии с которой наказания подразделяются на основные и дополнительные наказания.
Основные наказания— это такие наказания, которые назначаются при вынесении обвинительного приговора в качестве самостоятельных наказаний, и не могут присоединяться к другим наказаниям.
Дополнительные наказания— это такие наказания, которые носят вспомогательный характер и, не будучи самостоятельными, могут лишь присоединяться в дополнение к основным наказаниям.
В ч. 1 ст. 48 УК дан перечень основных наказаний, а в ч. 2 этой же статьи — перечень дополнительных наказаний. Согласно же ч. 3 ст. 48 три наказания: общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания. Поэтому на основании ст. 48 УК все виды наказаний в зависимости от их роли можно подразделить на три группы:
• наказания, которые могут назначаться только как основные;
• наказания, которые могут назначаться только как дополнительные;
• наказания, которые могут назначаться и как основные и как дополнительные.
К первой группе относятся следующие наказания:
1) исправительные работы;
2) ограничение по военной службе;
3) арест;
4) ограничение свободы;
5) лишение свободы;
6) пожизненное заключение;
7) смертная казнь.
Ко второй группе наказаний относятся:
1) лишение воинского или специального звания;
2) конфискация имущества.
К третьей группе наказаний относятся:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Наказания, относящиеся к третьей группе, в литературе называют смешанными наказаниями. На наш взгляд, это название не совсем удачное, поскольку они ни с чем не смешиваются, а выполняют в определенных случаях самостоятельную роль.
По характеру и объему содержащейся в наказаниях кары их можно подразделить на следующие группы:
1) наказания, связанные с лишением свободы (арест, лишение свободы, пожизненное заключение);
2) наказания, связанные с ограничением свободы (ограничение свободы);
3) наказания, связанные с ограничением иных прав осужденных большинство из которых и содержат преимущественно кару материального характера (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания). Эту группу наказаний можно назвать наказаниями, не связанными с лишением или ограничением свободы;
4) наказание, связанное с лишением жизни (смертная казнь).
Все виды наказаний в зависимости от статуса осужденного
можно подразделить на общие и специальные. Специальные наказания — это наказания, применяемые к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту либо к военнослужащим срочной службы, а также к лицам, имеющим воинское или специальное звание. К таким наказаниям относятся: ограничение по военной службе, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение воинского или специального звания. Все остальные наказания относятся к общим наказаниям, т.е. к наказаниям, которые могут применяться к любому лицу, в том числе и к указанным лицам.
Классификация видов наказаний проводится и по другим критериям. При изучении этого вопроса обучающимся предоставляется возможность выбрать иные критерии и провести самостоятельно по этим критериям классификацию наказаний.
В системе наказаний значительное место занимают наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы. Они как более мягкие наказания расположены в начале системы наказаний (см. пп. 1-5).
Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы
В данную группу наказаний входят: общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе. Рассмотрим их содержание.
Общественные работы
Общественным работампосвящена ст. 49 УК. Это новое наказание, применяемое лишь с 1 января 2001г. Оно заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением этого наказания.
Исходя из данного определения сущности общественных работ как вида наказания, следует установить его карательное содержание, т.е. определить, каким ограничениям или лишениям подвергается лицо, осужденное к общественным работам.
Данное наказание связано с ограничением конституционных прав на труд и на отдых. Оно заключается в том, что осужденный должен выполнить неоплачиваемую за его труд работу. При этом вид бесплатного труда определяется не самим осужденным и не по его желанию, а специальными уполномоченными на это органами — местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Эта работа осуществляется в свободное от основной работы или учебы время, в связи с чем ограничено время осужденного на отдых.
Законом установлены пределы данного наказания: от 60 до 240 часов, но не свыше четырех часов в день.Даже при минимальном пределе этого наказания (60 часов) и при работе ежедневно по четыре часа в день осужденный должен выполнять бесплатную работу в течение пятнадцати дней. При назначении же максимального срока исполнения данного наказания (240 часов) и при ежедневных четырех часах выполнения работы осужденный должен отработать бесплатно в течение 60 дней, т.е. двух месяцев. Согласно ч. 2 ст. 25 УИК время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. В период отбывания этого наказания осужденный обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в организации, в которой он отбывает наказание, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, что является дополнительным ограничением его прав. Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения этого наказания.
Общественные работы имеют двоякий статус: они могут назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания,которое может быть присоединено к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В силу своего содержания данное наказание связано и с материальными ограничениями.
В ч. 4 ст. 49 УК содержится перечень лиц, которым общественные работы не могут быть назначены. К ним относятся:
1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;
2) женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины в возрасте свыше 60 лет;
3) беременные женщины;
4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
5) инвалиды I и II группы;
6) военнослужащие;
7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;
8) лицам, больным активной формой туберкулеза.
Указанные обстоятельства, если они возникли в период отбывания лицом уже назначенного ему наказания в виде общественных работ, служат основанием освобождения его от дальнейшего отбывания данного наказания. Такое решение принимает суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора.
Порядок исполнения общественных работ определяется ст.ст. 23-28 УИК.
За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Злостное уклонение осужденного от отбывания общественных работ признается преступлением и влечет ответственность в соответствии со ст. 419 УК. Согласно ст. 28 УИК уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ признается злостным в следующих случаях:
1) если осужденный не вышел на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;
2) если он совершил более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;
3) если скрылся с целью уклонения от отбывания этого наказания.
По своему содержанию общественные работы признаются самым мягким наказанием и вследствие этого в системе наказаний занимают первое место. Поэтому в процессе отбывания данного наказания осужденному предоставляются и некоторые льготы. Например, если осужденному предоставлен в период отбывания общественных работ отпуск в связи с обучением без отрыва от производства или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по иным уважительным причинам личного и семейного характера, исполнение общественных работ приостанавливается на период указанных отпусков (ч. 3 ст. 24 УИК). В УИК также установлено, что время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе. В рабочие же дни время таких работ не может превышать двух часов до или после окончания работы или учебы. Четыре часа на общественные работы в рабочее время ему будет разрешено затратить лишь по его просьбе (ч. 2 ст. 25 УИК). При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов, т.е. меньше установленных на неделю 12 часов (ч. 4 ст. 25 УИК).
Штраф
Штраф согласно ст. 50 УК, определяется как денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных УК. Карательное содержание штрафа состоит в материальных лишениях и ограничениях, которым подвергается осужденное лицо. Это наказание может быть назначено независимо от категории преступления.
В ст. 50 УК установлены минимальные и максимальные размеры штрафа, исчисляемые с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора.
Размер штрафа в каждом конкретном случае определяется судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного. При этом суд может назначить наказание в виде штрафа в пределах от 30 до 1000 базовых величин.
Размер назначаемого судом штрафа за преступление, предусмотренное статьей Особенной части УК, содержащей административную преюдицию, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке. Такое условие поставлено законодателем с учетом различного объема лишений и ограничений, составляющих содержание меры административного взыскания и наказания в виде штрафа. Повторно совершаемое деяние уже после наложения административного взыскания должно влечь применение кары, т.е. наказания, содержащего существенные ограничения и лишения по сравнению с административным взысканием.
Штраф как вид наказания имеет двоякий правовой статус: он может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.Характерным для штрафа является то, что в санкциях статей Особенной части УК он только называется, но его пределы не установлены. Суд при выборе размера штрафа руководствуется только ст. 50 УК. Как дополнительный вид наказания штраф фактически в санкциях не предусматривается.
Исполнение наказания в виде штрафа регулируется УИК (ст.ст. 29-30). Срок для уплаты штрафа установлен в 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в течение установленного времени, то суд может отсрочить или рассрочить его уплату на срок до одного года. При этом необходимо ходатайство осужденного и заключение судебного исполнителя. Если по истечении установленного для уплаты штрафа срока осужденный его не уплатил, он
• взыскивается в принудительном порядке. При этом используется способ обращения взыскания на имущество осужденного, перечень которого предусмотрен в ч. 1 ст. 167 УИК (имущество, подлежащее конфискации). Взыскание штрафа не может быть обращено на
имущество, не подлежащее конфискации, перечень которого содержится в Приложении к УИК.
Если у осужденного отсутствуют необходимые для уплаты штрафа средства и имущество и при этом он не уклоняется от его уплаты, суд заменяет штраф общественными работами, которые исполняются в порядке, предусмотренном ст. 49 УК.
Уклонение от уплаты штрафа при наличии возможности его уплатить влечет уголовную ответственность по ст. 418 УК. Факт уклонения предварительно фиксируется в исполнительных документах в виде предупреждения осужденного о недопустимости такого поведения. Уклонение от уплаты штрафа после официального предупреждения при возможности его уплатить является основанием для возбуждения уголовного преследования (ст. 30 УИК).
Штраф как наказание имеет свою историю в развитии уголовного законодательства и практике его применения. Он стабильно предусматривался в системах наказаний в различные периоды. Однако на практике его востребованность была далеко не однозначной. Были годы, когда он по уровню применения занимал третье место среди всех наказаний, назначаемых судами Республики Беларусь, но были и периоды, когда его применение сводилось на нет.
Штраф в качестве основного наказания предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК в альтернативе с другими наказаниями, чаще — с общественными работами. Всего он предусмотрен в 239 санкциях, что составляет 36,5% от всех санкций УК. Однако его практическое применение в период действия УК 1999 г. представляет несколько иную картину.
Как дополнительное наказание штраф не назначается.