Влияние присоединения к ВТО на внешнеэкономическую политику России (на примере отрасли тяжелого машиностроения)
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Влияние присоединения к ВТО на внешнеэкономическую политику России (на примере отрасли тяжелого машиностроения) 4
2. Проблемы защиты интересов отечественных товаропроизводителей и пути развития внешней торговли России. 4
2.1. Риски отечественных товаропроизводителей при вступлении в ВТО на примере сельского хозяйства. 4
2.2. Пути развития внешней торговли России. 4
Заключение. 4
Список литературы.. 4
Приложения
Введение
На современном этапе развития российской экономики внешнеэкономические связи играют особую роль. Однако, позиции России в международном разделении труда в настоящее время не самые благоприятные. Специализация на экспорте сырья не способна дать необходимый толчок для интенсивного экономического развития. В связи с этим все чаще и чаще в различных исследованиях говорится о необходимости перехода от сырьевой к инновационной модели роста за счет наращивания производства и экспорта наукоемкой продукции. Одной из возможностей такого перехода является географическая диверсификация экспорта в сторону развивающихся рынков, на которых российские высокотехнологичные товары будут пользоваться большим спросом. С этой точки зрения становится актуальным вступление России в ВТО.
Существует множество исследований, посвященных указанной проблеме.
Исследования, посвященные оценке последствий присоединения России к ВТО, представлены в работах как российских, так и зарубежных экономистов: Данильцев А.В., Дюмулен И.И., Капусткин В.И., Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д., Сутырин С.Ф., Тарр Д., Хансен М. и др.
Объектом исследования выступают торгово-экономические отношения между Россией и зарубежными странами.
Предметом исследования являются последствия присоединения России к Всемирной торговой организации для развития её торгово-экономических отношений.
Цель данной работы – теоретический анализ влияния присоединения к ВТО на внешнеэкономическую политику России.
Задачи исследования:
- провести анализ влияния присоединения к ВТО на внешнеэкономическую политику России на примере отрасли тяжелого машиностроения;
- определить проблематику защиты интересов отечественных товаропроизводителей на примере сельхозпроизводителей;
- рассмотреть пути развития внешней торговли России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению международной торговой системы, межгосударственных экономических отношений и региональной интеграции.
Информационной основой исследования явились:
- законодательные акты Российской Федерации;
- статистические данные.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Влияние присоединения к ВТО на внешнеэкономическую политику России (на примере отрасли тяжелого машиностроения)
Всемирная торговая организация представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, ВТО является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий [13, с. 15].
Восьмая Министерская конференция ВТО, которая состоялась в Женеве 15-17 декабря 2011 года, одобрила присоединение России к ВТО после 18 лет трудных переговоров. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации.
Существует много мнений по поводу влияния присоединения России к ВТО. В 2010 году Россия достаточно активно использовала ограничительные меры в торговле [14, с. 11]. Однако эта практика вскоре изменится. ВТО и набор соглашений, формирующих основу многосторонних правил регулирования торговли, запрещают необоснованное использование защитных, дискриминационных и других мер, искажающих торговлю. Это в значительной степени снизит возможности российских властей использовать протекционистские инструменты.
Широкий набор связывающих обязательств, принимаемых Россией, означает прежде всего существенное изменение подходов к регулированию внешней торговли и, более широко, к регулированию экономики в целом.
Решение о присоединении к ВТО, таким образом, может быть также интерпретировано как решение отойти от традиционного протекционистского подхода на встречу более либеральной модели внешней торговли.
Положительные последствия присоединения к ВТО:
- рост прямых иностранных инвестиций. Членство в ВТО является однозначным сигналом для зарубежных инвесторов, что страна соблюдает международные правила и стандарты. Внешнеэкономическая политика должна быть направлена на прозрачность и последовательность в принятии решений, что является ключевым фактором для привлечения инвесторов [14, с. 20];
- технологическая модернизация и возрастающая производительность. Российская экономика остро нуждается в новых технологиях. Внешнеэкономическая политика должна быть нацелена на снижение тарифных барьеров и усиление защиты интеллектуальной собственности, что приведет к росту импорта нового технологического оборудования и, как следствие, будет способствовать модернизации отечественного промышленного сектора экономики;
- улучшение доступа на рынок экспортно-ориентированных отраслей. Система ВТО состоит из многочисленных соглашений и правил, направленных на защиту компаний на зарубежных рынках, на снижение дискриминации и устранение торговых барьеров;
- возрастет конкуренция на внутреннем рынке. Конкуренция - это ключевой элемент экономической модели открытого рынка. Путем роста количества зарубежных и совместных компаний на рынке России и более широкой доступностью зарубежных товаров и услуг, ВТО будет оказывать влияние на улучшение общеэкономической ситуации в России;
- продвижение внутренней политики, направленной на развитие свободной торговли. Для того. Чтобы отвечать новым вызовам и функционировать в более прозрачной среде, российские органы власти должны будут повышать эффективность управления. Высококонкурентная экономическая среда потребует наличия компетентной и некоррумпированной государственной администрации. Увеличивающееся давление со стороны частного сектора. Расширение возможностей влияния со стороны зарубежных институтов и необходимость уведомлять членов ВТО по вопросам торговой политики станут мощным стимулом для Правительства РФ для осуществления реформ и повышения эффективности своей деятельности.
Негативные и нейтральные последствия вступления в ВТО:
- снижение тарифов не станет основным источником преимуществ от вступления в ВТО;
- отдельные традиционные для России сектора экономики с высокой добавленной стоимостью могут подвергнуться угрозе [15, с. 40].
Меры, которые необходимые реализовать и учесть при разработке внешнеэкономической политики при вступлении в ВТО:
- реализовывать обучающие программы российских компаний и отраслевых ассоциаций для улучшения их понимания системы ВТО и ее правовых рамок;
- разработать и внедрить набор мер, гарантирующих реинтеграцию работников, которые могут потерять работу в результате структурных изменений в экономике;
- в соответствии с правилами ВТО разработать меры поддержки для секторов экономики, которые будут испытывать серьезные сложности;
- в соответствии с правилами ВТО осуществлять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования в случае недобросовестной торговой практики или серьезного ущерба для отраслей экономики;
- разработать консультационный механизм для вовлечения частного сектора и заинтересованных организаций гражданского общества в разработку торговой политики;
- способствовать развитию образовательных программ в сфере торговли в университетах [15, с. 41].
Таким образом, недавнее присоединение к ВТО является важным шагом для России и дает ряд дополнительных стимулов для дальнейшего роста экономики: доступ на мировые рынки, повышение качества товаров, вызванное высокой конкуренцией, приток прямых инвестиций. Однако, есть и минусы, с вступлением во Всемирную торговую организацию, многие импортные товары станут гораздо доступнее для отечественных покупателей. Внешнеэкономическая политика России должна быть направлена на защиту интересов национальных товаропроизводителей, в первую очередь тех, кто больше всего страдает от вступления в ВТО и диверсификацию экспорта.
Далее рассмотрим влияние присоединения России к ВТО на примере отрасли тяжелого машиностроения.
Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения для перспектив развития России. Прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик – отрасль производит 1,2% ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако, именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет (Рис. 1) [7].
Рис. 1. Структура тяжелого машиностроения
Около трети всех затрат сырьевых отраслей – это затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования. Тяжелое машиностроение в значительной мере определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства. При этом рентабельность предприятий тяжелого машиностроения в несколько раз отличается от рентабельности потребителей их продукции. В 2009 г. предприятия отрасли в сумме показали убыток, исчисляемый 1,4 млрд. руб. (Рис.2) [7].
Рис. 2. Динамика вклада тяжелого машиностроения и его потребителей в экономику РФ
Проблемы тяжелого машиностроения имеют системный характер. В значительной мере отрасль страдает от наследия прошлого, когда основным ориентиром в их деятельности были объемы в натуральном выражении, а не эффективность производства или конкурентоспособность выпускаемой продукции. В советское время были построены крупные заводы, способные производить большие объемы продукции. После развала СССР и открытия рынка для импорта, более современная и эффективная зарубежная техника отвоевала огромную долю на внутреннем рынке. Вместе с этим сократились объемы внутреннего спроса, и резко снизился экспорт.
В результате отрасль столкнулась с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть которые она не в состоянии [4, с. 46]:
- во-первых, рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспортапривели к значительной недозагрузке мощностей. Отрасль имеет один из самых низких показателей загрузки мощностей в РФ – менее 20%. Свободные мощности подразумевают затраты на их содержание, что ведет к росту себестоимости и снижению рентабельности;
- во-вторых, отрасль страдает от недостатка инвестиций в НИОКРи совершенствование производства. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов по основным характеристикам;
- в-третьих, отрасль не имеет государственной поддержки ввиде льготного кредитования.Для сравнения: разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных, на 10 процентных пунктов (речь идет о поддержке национальных компаний в Китае и Италии).
В 2010 г. приказом Минпромторга России была утверждена Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020г. В рамках Стратегии предполагается: за счет частных инвестиций осуществить модернизацию мощностей. За счет государства будут профинансированы прорывные НИОКР, обеспечена защита производителей от импортной демпинговой продукции и простимулирован спрос на продукцию отечественного машиностроения с помощью льготного связанного финансирования. В результате объем производства должен вырасти с 63 до 128 млрд. руб.
Однако после вступления в ВТО импортные ставки снизятся до 5- 10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше – на уровне 25-50%. Ставки нужны как временная мера для защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей. Согласно же обязательствам в рамках ВТО, снижение пошлин должно произойти за 2-4 года.
Совершенно очевидно, что за это время провести модернизацию отрасли, отставание которой составляет более 10 лет, невозможно, и следует ожидать отмены запланированных инвестиционных проектов (Рис. 3) [6].
Рис. 3. Потери тяжелого машиностроения от вступления в ВТО
Таким образом, вступление России в ВТО может обернуться для тяжелого машиностроения катастрофическими последствиями – ее развитие пойдет по пессимистическому сценарию, отраженному в Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года. Прямые потери вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста – 177%.
Далее обратимся к проблемам защиты интересов отечественных товаропроизводителей.