Начало промышленного переворота. Технические достижения

В конце XVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабрич­ной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.

Промышленный переворот начался в Англии в последней тре­ти XVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В 1733 г., например, был изоб­ретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ус­корило производство тканей. Изобретение это стимулировало ра­боту прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.

В других отраслях промышленности тоже в это время произош­ли существенные изменения. В 1765 г. Джеймс Уатт построил па­ровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобре­тение паровой машины привело со временем к повсеместному распространению фабрики.

Для работы машин нужен был уголь, поэтому стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что при­вело к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в. потребовала от владельцев предприя­тий постоянного внедрения на производстве последних достиже­ний науки. Накопленные знания позволили получить из угля кокс и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.

Еще в 1722 г. французский естествоиспытатель А.Реомюр от­крыл секрет производства стали. Рецепты Реомюра стали осуще­ствимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г.Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгора­ния из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Практи­чески одновременно братья Э. и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их именем.

В 1825 г. Дж.Стефенсон провел пассажирский состав. Протя­женность железных дорог росла очень быстро. В 1830 г. стокиломет­ровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г.

Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровозо- и вагоностроения.

Зарождение индустриального общества. Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие стра­ны Европы, США. Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Зародилось и мировоззре­ние, ставшее идейной основой индустриального общества.

Индустриальное общество должно быть основано на идеях сво­боды, равенства и независимости: предприниматели не зависели от власти государства, покупатели и продавцы были равны, каж­дый член общества должен быть свободным в своих действиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получи­ло в Англии. Здесь еще во второй половине XVII в. была установ­лена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конку­ренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможен­ных пошлин.

Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т.е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышлен­ности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемо­го первоначального накопления капитала. Капитал — это деньги, приносящие доход. В XVII —XVIII вв. денежные средства скопи­лись в Англии в таком количестве, что образовался целый слой богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих ка­питалов.

Возникает и промышленный пролетариат — люди, работаю­щие на фабриках. Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм). По закону порча машин кара­лась смертью.

Завершение промышленного переворота в Англии.В первой по­ловине XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Именно в этой стране он приобрел наиболее зрелые, классиче­ские формы своего развития. Англия превратилась в XIX в. в «мас­терскую мира» и оставалась ею почти до конца века.

Наиболее восприимчивой к новым веяниям оказалась легкая промышленность. Это обусловлено тем, что быструю прибыль мо­жет дать лишь продукция, необходимая рядовому потребителю, — одежда, обувь, ткани. Станки и машины, необходимые произво­дителям, приносят прибыль лишь спустя какое-то время.

Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.ВXIX век Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Франци­ей Выдержать страшное напряжение войны помогало лишь опасе­ние вторжения со стороны Франции, объединявшее нацию. Кон­тинентальная блокада, введенная Наполеоном, резко подняла цены на продовольствие, что породило «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала континенталь­ную блокаду, но вызвала новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. Правительство сократило свои заказы. В Англию стало поступать дешевое европейское зерно. Па­дение цен породило панику, охватившую не только фермеров, но и аристократию - лендлордов. Был снижен, а затем и вовсе отме­нен подоходный налог, падавший в основном на богатых, и по­вышены косвенные налоги, ложившиеся бременем на основную массу населения. В 1815 г. были приняты «хлебные законы», фак­тически запрещался ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли. Основной пищей трудовых семей надолго стали картофель и репа.

Несмотря на значительные трудности, ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства в Англии продолжалось.

Экономическое развитие другой ведущей западноевропейской страны — Франции в первой половине XIX в. также продвигалось успешно. В первом десятилетии XIX в. промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных стран, протекционист­ская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако сами войны Наполеона способствовали подрыву экономики. Пораже­ние в борьбе с антифранцузской коалицией нанесло серьезный удар по французской экономике, от которого ей, однако, удалось довольно быстро оправиться. В период правления Бурбонов в промышленности ручной труд продолжал сменяться машинным. Рос­ло количество фабрик и заводов.

В экономическом плане в 30—40-е гг. XIX в. Франция являлась наиболее развитой (после Англии) страной Европы. К концу пер­вой половины XIX в. фабрично-заводской тип производства лиди­ровал в черной металлургии и интенсивно внедрялся в машино­строение. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на 2/3. Быстро развивались новые отрасли, прежде всего химическая.

Наши рекомендации